Террористические акты и нормы международного права по применению Вооруженных Сил в условиях противостояния терроризму
(Иванеев С. В.)
(«Военно-юридический журнал», 2007, N 4)
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В УСЛОВИЯХ
ПРОТИВОСТОЯНИЯ ТЕРРОРИЗМУ
С. В. ИВАНЕЕВ
Иванеев С. В., майор юстиции, старший юрисконсульт юридической службы Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации.
Террористические акты могут совершаться и в период вооруженных конфликтов, международное право регулирует вопросы запрета терроризма в условиях исключительных обстоятельств (военном, чрезвычайном положении).
Международные конвенции: Женевские (1949 г.), два Дополнительных протокола к ним (1977 г.), конвенции о противодействии терроризму на воздушном транспорте, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Устав ООН и др. — требуют, чтобы при любых обстоятельствах вопросы безопасности граждан решались в первую очередь. Так, в США вопросам борьбы с терроризмом постоянно уделялось внимание. В России внимание к терроризму привлечено с конца 1980-х годов. В США законодательное обеспечение вопросов борьбы с терроризмом началось уже с 60-х годов, к этим вопросам привлекались и Вооруженные Силы США, что стало частью и военной политики США, что, в свою очередь, давало возможность в борьбе с терроризмом полномасштабно использовать и военную силу.
ООН с 1974 г. активно стала разрабатывать стратегию на превентивное разрешение индивидуального использования силы в борьбе с терроризмом. Однако должно быть разрешено и коллективное использование силы в борьбе с терроризмом, как это было в Иране, Афганистане. Именно они позволили ООН после получения 44-й Резолюции Совета Безопасности ООН нанести поражение Ираку.
Вопросы терроризма, противодействия укреплению демократических ценностей проявлялись и ранее в Израиле, Ливии, Египте, Югославии, когда возникала необходимость ответа на терроризм, к которым привлекались регулярные вооруженные силы, которые наносили удары регулярными подразделениями по территории стран, поддерживавших те или иные группировки и способствовавших проведению террористических актов.
Участие в миротворческих операциях, проведении гуманитарной интервенции осуществляется посредством постоянной координации вооруженных сил, либо органами военного управления, либо Антитеррористическим центром — как в Российской Федерации. В США с конца 80-х годов существует Центр по изучению военных кампаний, специалисты которого не только занимаются фундаментальными исследованиями в области локальных войн и вооруженных конфликтов, но и оперативно информируют руководство страны о наиболее приемлемых вариантах использования вооруженных сил в различных кризисных ситуациях.
Цели, задачи и принципы борьбы с терроризмом, использования Вооруженных сил США во внутригосударственных кризисных ситуациях содержатся в Конституции США, законах. В Министерстве обороны в июле 1993 г. принят Устав FM 100-19, FM 7-10 «Внутригосударственные операции», содержащий принципы и механизмы использования вооруженных сил и взаимодействия их с гражданскими властями в целях предотвращения актов вооруженного насилия внутри государства.
Вооруженные силы Турции в целях предотвращения актов вооруженного насилия внутри государства осуществили боевые операции на территории Ирака для подавления опорных баз террористической курдской организации с 1992 г., Израиль с 1968 г. предпринимал аналогичные действия в отношении Палестины, Сирии, Ливана, Египта.
Однако международное право влияет и на формирование принципов, целей и задач национального права, права на жизнь и безопасность граждан своего государства от угроз терроризма. С 2002 г. в Российской Федерации на внутригосударственном уровне систематически проводится обновление существующего законодательства, позже принят Закон «О противодействии терроризму» с применением Вооруженных Сил РФ. Однако необходимо дополнить положения о том, что необходима объективная и полная оценка террористических угроз, собственных действий и необходимых дополнительных мер обеспечения уровня безопасности граждан, защиты их прав и свобод. Важное место в этом процессе принадлежит Концепции национальной безопасности РФ, Военной доктрине РФ. Они отмечают, что масштабы терроризма возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток квалифицированных кадров из органов обеспечения правопорядка, из Вооруженных Сил РФ увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Военная доктрина Российской Федерации отнесла терроризм к числу основных внутренних угроз, и федеральные органы государственной власти, Вооруженные Силы РФ должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации.
К террористическим актам могут быть отнесены: попытки насильственного свержения конституционного строя; противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране; планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; незаконный оборот на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий; организованная преступность, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.
К источникам военных опасностей и угроз причислены факторы, непосредственно связанные с террористическими угрозами: существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, нерешенные территориальные претензии; распространение современных видов оружия и новейших технологий военного производства, а также новейшие достижения в области традиционных вооружений.
Таким образом, в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, положениями Военной доктрины РФ терроризм как одно из проявлений военной угрозы адекватен агрессии.
Целесообразно разработать новые положения в Концепции национальной безопасности и Военной доктрине, отражающие новые геополитические угрозы и вызовы России, в том числе вопросы интернационализации природных ресурсов России западными странами, расширения географии международного терроризма, закрепить правовые основания применения Вооруженных Сил РФ как на акты международного терроризма, государственного терроризма, так и на общие положения, касающиеся применения Вооруженных Сил в борьбе с антиконституционными выступлениями, нападения на границы сопредельных с Россией государств. Квалификация вторжения террористических групп с территории другого государства при содействии или очевидном (намеренном) попустительстве последнего может квалифицироваться как агрессия. И это создавало бы четкую правовую основу для использования против соответствующей террористической угрозы режима чрезвычайного положения, а также международно-правовых механизмов самозащиты.
Необходимо применение Вооруженных Сил РФ в исключительных ситуациях чрезвычайного положения, связанного с терроризмом, более четко законодательно урегулировать не в общем смысле, а детализировать с учетом действий конкретных правоприменителей, органов, участвующих в проведении контртеррористической операции.
Представляется необходимым государственную стратегию противодействия терроризму с применением Вооруженных Сил РФ согласовать с положениями Концепции национальной безопасности и Военной доктрины, Законом «Об обороне».
Так, в Концепции национальной безопасности и Военной доктрине по вопросам, касающимся международного терроризма, необходимо рассмотреть вопросы государственного терроризма против России, когда было бы предоставлено право превентивно применить Вооруженные Силы РФ для отражения агрессии в лице террористических организаций с территории другого государства.
В контртеррористическом законодательстве необходимо более четко прописать правовые основания подмены органами военного управления на время введения чрезвычайного положения органов местной власти организации обезоруживания бандитов из числа наемников.
Данные меры позволят применять Вооруженные Силы РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права против международного терроризма, обеспечить безопасность государству, обществу, личности.
——————————————————————