Правила применения оружия и боевой техники. Требования Постановления Правительства Российской Федерации «О реализации требований Федерального закона «О противодействии терроризму»

(Яблоцкий В. А.)

(«Военно-юридический журнал», 2010, N 6)

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ И БОЕВОЙ ТЕХНИКИ.

ТРЕБОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«О РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ»

В. А. ЯБЛОЦКИЙ

Яблоцкий В. А., заместитель начальника кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Казанского ВВКУ, полковник, доцент.

В 2007 г., выступая на международной конференции по международному гуманитарному праву, председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин отметил, что на сегодняшний день соблюдение международного гуманитарного права в рамках борьбы с терроризмом является одной из самых сложных проблем современности, так как трудно соблюдать нормы права в противодействии тем, кто чужд всякому праву.

Опыт участия подразделений и воинских частей Вооруженных Сил в контртеррористических операциях выявил ряд «пробелов» в нормативно-правовой базе применения именно Вооруженных Сил в мероприятиях противодействия терроризму.

Одним из таких «пробелов» является порядок применения оружия и боевой техники, так как при выполнении боевых задач на своей территории в полном объеме неприменимы положения боевых уставов, а Устав внутренней службы не определяет четкого механизма, регулирующего применение оружия и боевой техники в мирное время. При этом необходимо отметить, что другие представители «силового блока», принимающие участие в противодействии терроризму — и Внутренние войска МВД РФ, и органы внутренних дел, и подразделения ФСБ основываются на четких и детально отработанных документах.

Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

При этом одним из основных принципов Федеральный закон называет законность и приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

С целью обеспечения законности применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации в рамках противодействия терроризму было принято Постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 352. Оно в основном ориентировано именно на Министерство обороны.

В частности, в целях реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации постановляет утвердить три положения:

— Положение о применении оружия и боевой техники ВС РФ для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта;

— Положение о применении оружия и боевой техники ВС РФ для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта;

— Положение о применении ВС РФ оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции.

При этом указывается, что Министерство обороны должно привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением. То есть в Министерстве обороны должны быть разработаны соответствующие документы, обеспечивающие знание всеми командующими, командирами, начальниками и военнослужащими правил применения оружия и боевой техники.

Для Сухопутных войск особенно важным является третье Положение.

Во-первых, в нем определены основания для применения оружия, боевой техники и специальных средств.

Подразделения, воинские части и соединения ВС РФ, выделенные в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции, применяют оружие, боевую технику и специальные средства на основании боевого приказа (боевого распоряжения) о проведении контртеррористической операции руководителя контртеррористической операции.

Командиры подразделений, воинских частей и соединений ВС РФ, входящих в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции, отдают соответствующие приказы, распоряжения, команды и сигналы на применение оружия, боевой техники и специальных средств в ходе непосредственного управления возглавляемыми ими подразделениями, воинскими частями и соединениями.

Военнослужащие ВС РФ в ходе контртеррористической операции применяют оружие, боевую технику и специальные средства в соответствии с боевыми уставами и наставлениями ВС РФ и иными нормативными актами, определяющими порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств ВС РФ.

Во-вторых, дан четкий перечень целей применения оружия и боевой техники при участии формирований Вооруженных Сил в контртеррористических операциях.

В ходе проведения контртеррористической операции оружие, боевая техника и специальные средства применяются для:

а) защиты гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если другими способами и средствами защитить их невозможно;

б) освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и районов (участков) местности, если другими способами и средствами такое освобождение осуществить невозможно;

в) задержания лиц, совершивших (совершающих) нападение на охраняемые объекты, транспортные средства и военнослужащих, в случае оказания ими вооруженного сопротивления или отказа выполнить законное требование о сдаче оружия, если другими способами подавить сопротивление или изъять оружие невозможно;

г) отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты, транспортные средства и военнослужащих, а также пресечения попытки завладеть их оружием и военной техникой;

д) пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему при исполнении им своих обязанностей, если другими способами и средствами пресечь сопротивление невозможно;

е) остановки транспортного средства путем его повреждения (уничтожения), если водитель транспортного средства отказывается остановиться, несмотря на законные требования военнослужащих, если другими способами и средствами остановить транспортное средство невозможно;

ж) предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала или вызова помощи;

з) задержания лиц, причастных к террористической деятельности и пытающихся скрыться, если другими способами и средствами осуществить задержание невозможно.

Запрещение на применение оружия, боевой техники и специальных средств.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания такими лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью других лиц.

Рассматривая именно случаи применения оружия, необходимо отметить, что с точки зрения принципов международного гуманитарного права (МГП) данные положения обеспечивают соразмерность применения вооруженной силы, так как во многих случаях применение оружия и боевой техники рассматривается как крайняя мера.

В-третьих, основываясь на том, что применение оружия в контртеррористической операции регламентировано внутренним законодательством «мирного» времени, в Положении достаточно однозначно определен порядок применения оружия.

При применении оружия, боевой техники и специальных средств военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующий в проведении контртеррористической операции, обязан:

а) предупредить о намерении применить оружие, боевую технику и специальные средства, предоставив при этом достаточно времени для выполнения законных требований, за исключением случаев, если: промедление в применении оружия, боевой техники и специальных средств создает непосредственную опасность для жизни или здоровья гражданских лиц, военнослужащих и других лиц, участвующих в контртеррористической операции, либо реальную угрозу безопасности охраняемых объектов, вооружения и транспортных средств; такое предупреждение является невозможным;

б) обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения;

в) доложить своему непосредственному командиру (начальнику) о факте применения оружия, боевой техники и специальных средств.

Таким образом, на сегодняшний день Постановление Правительства 2007 г. «О реализации требований Федерального закона «О противодействии терроризму» и введенные им в действие положения о применении оружия и боевой техники являются единственным документом, определяющим порядок применения вооруженной силы для решения контртеррористических задач.

Что касается выполнения п. 2 самого Постановления, то одним из шагов, направленных на выполнение федерального законодательства в Вооруженных Силах, является дополнение Наставления по применению норм МГП в ВС РФ положениями о применении оружия, боевой техники и специальных средств в рамках мероприятий противодействия терроризму.

——————————————————————