Национальный проект «Безопасность» в условиях возрастающей угрозы терроризма: право на существование
(Рудьман Д. С.) («Юридический мир», 2007, N 3)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «БЕЗОПАСНОСТЬ» В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ УГРОЗЫ ТЕРРОРИЗМА: ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Д. С. РУДЬМАН
Рудьман Д. С., адъюнкт Академии управления МВД России.
Наряду с такими национальными проектами, как «Развитие АПК», «Здоровье», «Жилье», «Образование», существенное внимание, по нашему мнению, должно быть уделено проекту «Безопасность», что вызвано назревшей необходимостью в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в условиях возрастающей угрозы терроризма в наши дни. Совершенные в конце XX — начале XXI в. масштабные акты международного терроризма вынудили международное сообщество и национальные органы государственной власти разных стран вырабатывать и принимать действенные меры по противодействию терроризму, связанные с внесением изменений в национальное законодательство и неизбежным в рамках этой борьбы ограничением прав граждан. И Россия в этом вопросе не исключение. Взрывы в метро и троллейбусах в Москве, события в Буденновске, взрывы жилых домов в Каспийске, Буйнакске, Волгодонске, захват заложников в Беслане и другие подобные им действия <1> — это лишь неполный перечень тех потрясений, которые повергли в шок не только наше государство, но и всю мировую общественность, вынуждая соответствующие органы принимать решительные меры по противодействию терроризму. ——————————— <1> См.: Современный экстремизм в РФ: особенности проявления и средства противодействия // Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России. 16 июня 2006 г. М., 2006. С. 127.
В целях повышения эффективности борьбы с терроризмом, с одной стороны, необходимо создание единой, отсутствующей сегодня в России, комплексной, стратегически ориентированной государственной концепции, которая должна стать прочным фундаментом организации контртеррористической деятельности в стране. Разумеется, эта концепция должна согласовываться с международными подходами к борьбе с терроризмом и учитывать специфические российские особенности этого явления. С другой стороны, нужна и серьезная модернизация законодательства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму. Серьезным шагом в направлении решения этой задачи явилось принятие Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» <2> и издание Указа Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму» <3>, которые пришли на смену Федеральному закону от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» <4>. ——————————— <2> См.: СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146. <3> См.: СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 897. <4> См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.
Анализируя принятый Государственной Думой Российской Федерации Закон «О противодействии терроризму», следует отметить, что он во многом исправил недостатки Закона «О борьбе с терроризмом». Даже само название нового Закона свидетельствует о том, что к его разработке подошли серьезно. Дело в том, что терроризм неискореним, и бороться с ним, а значит, предпринимать попытки к его уничтожению бессмысленно. С другой стороны, противодействовать данному явлению крайне необходимо в условиях, когда террористические акты становятся регулярными. Кроме того, отличительными особенностями нового Закона являются:
1. Понятие терроризма
Так, по Закону «О борьбе с терроризмом» терроризм — это определенным образом мотивированные общественно опасные действия, затрагивающие непосредственно практический аспект реализации намеченных планов террористов. Новый Закон предлагает более широкое определение. Терроризмом предлагается считать не только «практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанную с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий», что в какой-то степени соответствует прежнему подходу к определению этого явления, но и любую «идеологию насилия» (п. 1 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму»). Различия в подходах к определению терроризма могут породить существенные трудности при практической реализации норм Уголовного кодекса.
2. Режим контртеррористической операции
Взамен предусмотренных Законом «О борьбе с терроризмом» ограничений в локальной зоне контртеррористической операции новым Законом вводится возможность упрощенного установления специального режима в пространстве любой протяженности. Если Закон «О борьбе с терроризмом» разрешал отступления от обычного правового режима только «в зоне проведения контртеррористической операции», то новый Закон не предусматривает понятия «зона проведения контртеррористической операции», допуская в то же время, что таковая может охватывать «территорию, на которой проживает значительное число людей» (ч. 3 ст. 12 Закона «О противодействии терроризму»). Никаких ограничений протяженности этой территории Закон не предлагает. При этом ограничения прав и свобод, предусмотренные для режима контртеррористической операции, несмотря на размытость границ этого режима, значительны, что также заставляет усомниться в законности вновь принятых норм.
3. Вооруженные Силы РФ в борьбе с терроризмом
Закон «О противодействии терроризму» в отличие от Закона «О борьбе с терроризмом» разрешает использование военной мощи государства против террористов без каких бы то ни было ограничений. Задействованы могут быть не только подразделения и воинские части, но и соединения Вооруженных Сил, но только по решению Президента (ч. 2 ст. 9 Закона «О противодействии терроризму»). В соответствии со ст. 6 нового Закона возможно применение военной силы и для «пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации» посредством «применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз», а также «использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации» (ч. 1 ст. 10 Закона «О противодействии терроризму»). Таким образом, для борьбы с международным терроризмом отныне нет никаких препятствий. Помимо этого, достаточно оживленные споры вызвали положения ст. 7 и 8 Закона «О противодействии терроризму», которые при строго определенных обстоятельствах позволяют при пресечении террористических актов в воздушной среде, во внутренних водах и в территориальном море сбивать самолеты (в том числе гражданские с пассажирами), топить любые плавательные средства. В связи со сменой процессов, которые происходят в мире, в том числе в области осуществления безопасности государства, перестройка действующей системы законодательства в этой сфере крайне необходима <5>. Например, существует необходимость в урегулировании в российском праве на законодательном уровне ситуаций, подобной той, что имела место в Чеченской Республике, когда на всей территории данного субъекта Федерации велись открытые боевые действия между федеральными силами и незаконными вооруженными формированиями. Как нам представляется, это не контртеррористическая операция, а вооруженный конфликт, правовой режим которого должен быть урегулирован специальным законом <6>. ——————————— <5> См.: Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999. С. 123. <6> См.: Гончаров И. В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер федерального вмешательства: Монография. М., 2004. С. 254 — 255.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что, несмотря на замалчивание такого направления в развитии национальных проектов, как безопасность, актуальность последнего нисколько не снижается. Более того, она растет в связи с повсеместно растущими угрозами терроризма. Приведенные обстоятельства требуют дальнейшей выработки подходов к решению данной проблемы.
——————————————————————