Новый антитеррористический Закон России

(Косарев М.) («Законность», 2006, N 8)

НОВЫЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЗАКОН РОССИИ

М. КОСАРЕВ

М. Косарев, Курганский филиал Уральского юридического института МВД РФ.

Одно из современных социальных явлений, угрожающих безопасности общества, — терроризм. Значительно влияют на состояние противодействия терроризму принимаемые правовые меры. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» направлен на оптимизацию антитеррористической деятельности в Российской Федерации.

В преамбуле Закона говорится, что в нем устанавливаются основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. Практика принятия законов, направленных на противодействие терроризму, есть и за рубежом, например Закон о терроризме (Terrorism Act 2000), Закон о противодействии терроризму, преступлениях и безопасности (Anti-terrorism, Crime and Security Act 2001), Закон о предупреждении терроризма (Prevention of Terrorism Act 2005) в Великобритании, Акт о патриотизме (USA Patriot Act of 2001) в США, Закон о борьбе с терроризмом 1991 г. в Турции и др. В российском Законе «О противодействии терроризму» нет деления на части, разделы и главы, он содержит 27 статей. В проекте закона предлагалось включить 46 статей, разделенных на главы, но, как видим, документ был сокращен наполовину. Возможно, законодатель руководствовался необходимостью срочного принятия новой стратегии противодействия терроризму, сложностью согласования текста закона и потому включил минимальное количество статей. Как известно, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. содержал 29 статей и был разделен на 8 глав. Новый правовой акт изменился не только названием, но и концептуально — он предлагает иную стратегию противодействия терроризму, которая состоит из трех элементов: 1) предупреждение терроризма, в том числе деятельность по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; 2) борьба с терроризмом, т. е. деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта; 3) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Кроме того, уточнены некоторые понятия. «Терроризм» — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Предыдущее понятие терроризма содержало в себе перечисление диспозиций составов конкретных преступлений, что, конечно же, ограничивало эффективность действий правоприменителей в борьбе с терроризмом. Сейчас законодатель пошел на то, чтобы построить понятие терроризма через перечисление отличительных признаков этого явления. Подобное определение понятия давно назревало и предлагалось многими авторами <*>. ——————————— <*> См., напр.: Миньковский Г. М., Ревин В. П. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним // Государство и право. 1997. N 8. С. 84; Емельянов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. СПб.: Издательство Юридический центр Пресс, 2002. С. 285; Гуров А. И. Международный терроризм — угроза миру и стабильности (правовые аспекты в развитии и совершенствовании российского законодательства по борьбе с терроризмом) // Мировое сообщество в борьбе с терроризмом: Материалы 2-й международной научно-практической конференции. 12 — 13 ноября 2001 г. М., 2002. С. 23 — 27.

Террористическая деятельность включает в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Применительно к борьбе с терроризмом используется понятие «террористический акт». Это совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Заметим, что это понятие не согласуется со ст. 277 УК РФ. В ней террористический акт определяется как «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность». Этот термин пришел к нам из советского уголовного законодательства (ст. ст. 66 и 67 УК РСФСР). Но современные общественные отношения расширили круг деяний, которые данная дефиниция обозначает. В целях устранения терминологических противоречий из диспозиции ст. 277 УК РФ следовало бы исключить термин «террористический акт», поскольку под ним как в международном, так и в российском законодательстве понимается более широкий спектр деяний, нежели те, которые определяются в УК РФ, и он не носит определяющего значения в этой статье. В правовой системе по противодействию терроризму должен быть единый непротиворечивый понятийный аппарат, который с принятием нового закона, по нашему мнению, так полностью и не сформирован. В новом Законе говорится и о «контртеррористической операции», под которой понимается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. В целом количество связанных с терроризмом понятий сократилось до 5, хотя в проекте закона их было значительно больше. В Законе от 6 марта 2006 г. отсутствует понятие «преступления террористического характера», хотя косвенно законодатель называет их в ст. 24: это ст. ст. 205 — 206, 208, 211, 277 — 280, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ. Прямо не названы «террористические цели», их можно выделить путем толкования понятия «террористический акт»; присутствует промежуточная цель устрашения. Говоря о субъектах борьбы с терроризмом, Закон не называет их. Исходя из анализа ст. ст. 12 и 15, непосредственно за организацию борьбы с терроризмом отвечает ФСБ. Также в борьбе с терроризмом участвуют: подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ. Что касается функций и задач правоохранительных органов в борьбе с терроризмом, в отличие от Закона «О борьбе с терроризмом» новый Закон оставил этот вопрос без разрешения. Только в ст. 5 говорится, что Президент РФ определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом. Но пока их правомочия четко не просматриваются. Раскрываются лишь вопросы применения и компетенция Вооруженных Сил РФ как специфического субъекта. Тенденция улучшения практики противодействия терроризму в России заметна. Так, сокращается количество зарегистрированных преступлений по ст. 205 УК РФ: в 2003 г. — 561, 2004 г. — 265, 2005 г. — 203. Возрастает их раскрываемость: 2003 г. — 17,1%, 2004 г. — 27,6%, за 2005 г. она составила 64,8% <*>. Но при этом важен конечный результат уголовного преследования. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде России, по ст. 205 УК РФ было осуждено: 2003 г.- 42, 2004 г. — 23, 2005 г. — 28 человек. ——————————— <*> По данным ГИАЦ МВД России.

——————————————————————