О роли международного космического права в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации

(Телятник И. А.)

(«Военно-юридический журнал», 2008, N 7)

О РОЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. А. ТЕЛЯТНИК

Телятник И. А., помощник командира в/ч 14108 по правовой работе, майор юстиции.

В настоящее время космическое пространство является сферой, которую государства широко используют в интересах вооруженных сил, т. е. в военно-прикладных целях (радиосвязь, картографирование, навигация, международный контроль и др.). Военное использование космоса как составная часть космической деятельности государств регулируется принципами и нормами международного космического права, внутренними законами о космической деятельности. Основными источниками международного космического права являются Договор 1967 г. о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, Соглашение 1968 г. о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, Конвенция 1972 г. о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, Конвенция 1975 г. о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, Соглашение 1979 г. о деятельности государств на Луне и других небесных телах и др.

Особенностью правового режима космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, является то, что оно «открыто для исследования и использования всеми государствами».

В то же время освоение космоса должно осуществляться в рамках международного права, в интересах поддержания мира и безопасности народов.

В связи с расширением сферы космической деятельности и увеличением числа государств, участвующих в ее осуществлении, все актуальнее встают проблемы, связанные с предотвращением милитаризации космоса и его загрязнением, дистанционным зондированием Земли, использованием ядерных источников энергии, делимитацией воздушного и космического пространства, осуществлением международного контроля. Требуют своего решения вопросы, касающиеся разработки правового статуса космических кораблей, в том числе с интернациональным экипажем на их борту, а также правового урегулирования полетов космических объектов многоразового использования и др.

Международно-правовое урегулирование многих аспектов космической деятельности объективно требует разработки российского законодательства в этой области, в котором нашли бы отражение и вопросы, касающиеся использования космической техники в интересах обороны России.

Нормы международного права запрещают или ограничивают использование, испытание, размещение оружия, боевой техники в определенных пространственных средах. В соответствии с Договором 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой каждый из его участников «обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море».

По Конвенции 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду государства-участники взяли на себя обязательства не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству — участнику этой Конвенции.

Договором 1967 г. о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, запрещается вывод на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, размещение такого оружия на небесных телах. Не допускается также создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.

Учитывая важность и неотложность ликвидации средств массового уничтожения, одним из которых является оружие с использованием бактериологических (биологических) агентов, государствами была подписана Конвенция 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Само название Конвенции говорит о запрещенном ею оружии.

Кроме установленных договорных запретов на применение некоторых существующих видов оружия, ограничения пространственных пределов их использования, государства обязались при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны определять, подпадают ли они под запрещения, установленные международным правом (Женевская конвенция 1949 г. о защите жертв войны).

Требования действующих международно-правовых актов о запрещении или ограничении применения оружия касаются вооруженных сил государств и требуют создания в их структурах специального механизма, обеспечивающего их выполнение. Так, например, по смыслу ст. 36 Дополнительного протокола 1 к названной Конвенции он должен включать юридическую оценку (экспертизу) вновь создаваемых образцов вооружений и боевой техники на предмет соответствия их международному праву.

Очевидно, что меры укрепления доверия в военной области — это система политико-правовых средств, направленных на обеспечение международной безопасности, добросовестное выполнение которых государствами устраняет сомнения и подозрительность между ними, создает благоприятные условия для дальнейшего развития международного сотрудничества.

Деятельность государств по соблюдению договоров, касающихся мер по укреплению доверия и безопасности, непосредственно затрагивает интересы Вооруженных Сил РФ и требует глубокой проработки названных международно-правовых актов в целях выработки и обеспечения правового статуса наблюдателей и инспекторов, а также высокопрофессиональной подготовки и работы в этом качестве российских военнослужащих. В связи с развитием и совершенствованием института мер укрепления доверия и безопасности в рамках международного сообщества знания международного права необходимы и для подготовки проектов соглашений, нацеленных на расширение зоны доверия, а также для международно-правовой оценки документов, представляемых для обсуждения в Министерство обороны РФ иностранными государствами.

Таким образом, международное космическое право в современных условиях становится все более актуальным в деятельности органов военного управления, должностных лиц Вооруженных Сил РФ всех уровней по обеспечению безопасности нашего государства.

——————————————————————