Особенности формирования и организации милиции на Сахалине в 1917 — 1920 гг

(Кузнецов Д. А.) («Российский следователь», 2009, N 12)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МИЛИЦИИ НА САХАЛИНЕ В 1917 — 1920 ГГ.

Д. А. КУЗНЕЦОВ

Кузнецов Д. А., старший преподаватель Юридического института Сахалинского государственного университета.

История правоохранительных органов островной части Сахалинской области — на Северном Сахалине в период революций 1917 г. и до начала японской оккупации в 1920 г. тесно связана с происходившими здесь политическими процессами и административными изменениями и имеет множество белых пятен. В частности, на сегодняшний день малоисследованным остается вопрос об особенностях становления и формирования первой сахалинской милиции.

Пришедшее к власти в ходе Февральской революции Временное правительство 3 марта 1917 г. провозгласило замену полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления <1>. ——————————— <1> Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 1643. Управление милиции Александровского участка о. Сахалина (г. Александровск-на-Сахалине). Оп. 1. Д. 11. Л. 11.

К началу 1917 г. на о. Сахалине существовали Александровское и Тымовское участковые полицейские управления, во главе которых находились начальники участков и полицейские надзиратели постов Александровского и Тымовского. В должности начальника Александровского участка пребывал надворный советник Фадей Адамович Ляхович, а полицейским надзирателем поста Александровского являлся В. В. Меркушев. Тымовский участок возглавлял титулярный советник Григорий Васильевич Реут. В штате Александровского участкового управления числилось четыре канцелярских служащих, четыре старших и 13 младших полицейских стражников, а также четыре конных полицейских стражника <2>. ——————————— <2> РГИА ДВ. Ф. 702. Канцелярия Приамурского генерал-губернатора. Оп. 1. Д. 2325. Л. 72 (об.)

С начала марта 1917 г. на Дальнем Востоке, как и в целом по России, возникают новые буржуазно-демократические органы местной власти — Комитеты общественной безопасности (КОБ). Среди прочих важнейших функций этих комитетов были роспуск и уничтожение полиции, организация милиции и управление ею. После ареста в г. Николаевске-на-Амуре губернатора Сахалинской области и отстранения от должности Александровским КОБ 11 марта 1917 г. вице-губернатора Фридриха фон Бунге на начальника Александровского участка Ф. А. Ляховича было возложено временное заведование губернаторской канцелярией <3>. Тымовский исполнительный комитет, отстранив от должности начальника участка Г. В. Реута, учредил взамен местной полиции милицию. Начальником милиции Тымовского участка, согласно архивным документам, стал Иван Трофимович Вейнер <4>. ——————————— <3> РГИА ДВ. Ф. 1643. Оп. 1. Д. 11. Л. 59. <4> РГИА ДВ. Ф. 1643. Оп. 1. Д. 51. Л. 16.

Двадцатого марта 1917 г. постановлением Сахалинского уездного комитета общественной безопасности полиция в посту Александровском была замещена милицией. При этом в штате вновь образованной милиции остались бывшие служащие полиции — в частности Ф. А. Ляхович, ставший начальником милиции, и надзиратель В. В. Меркушев. Лишь 23 апреля 1917 г. они были отстранены от милицейских должностей Сахалинским Советом рабочих и солдатских депутатов во время митинга, организованного рабочими и солдатами Сахалинской военной команды в п. Александровском <5>. ——————————— <5> Победа советской власти на Северном Сахалине (1917 — 1925 гг.): Сб. документов и материалов. Южно-Сахалинск, 1959. С. 38.

В апреле 1917 г. распоряжением Временного правительства Николаевск-на-Амуре был объявлен областным центром, а в июле туда были переведены из Александровска все областные учреждения. Бывший областной центр, пост Александровский на Северном Сахалине стал центром Сахалинского уезда. В конце июня 1917 г. участковое деление островной части Сахалинской области было формально ликвидировано, а Северный Сахалин объявлен уездом в составе трех волостей: Михайловской, Рыбновской и Рыковской. Пост Александровский был преобразован в город <6>. ——————————— <6> Победа советской власти на Северном Сахалине (1917 — 1925 гг.): Сб. документов и материалов. Южно-Сахалинск, 1959. С. 269 — 271.

Правовые основы организации и деятельности создававшейся в то время в России народной милиции были определены в Постановлении «Об учреждении милиции» и во Временном положении о милиции, изданных Временным правительством 17 апреля 1917 г. Согласно этим законодательным актам милиция как исполнительный орган государственной власти учреждалась местными органами самоуправления и должна была работать под их непосредственным руководством <7>. ——————————— <7> Постановление Временного правительства «Об учреждении милиции» от 17 апреля 1917 г. // История полиции дореволюционной России: Сб. документов. М., 1981. С. 81 — 84.

Отныне существовавшие на Сахалине участковые полицейские управления были реорганизованы в соответствующие управления милиции: Александровское и Тымовское. Основным звеном милицейской организации на местах стали участковые начальники милиции, в подчинении которых находились помощники (заместители), а также определенный штат старших и младших милиционеров. При участковых управлениях милиции находились канцелярии и имелись отдельные помещения для содержания арестованных. В 1918 г. штат Александровского участкового управления милиции состоял из начальника, бухгалтера, письмоводителя, писаря и шестерых милиционеров. Жалованье для управления препровождалось Александровской городской управой. Начальник управления лично занимался производством дознания по уголовным преступлениям, выдавал удостоверения о личности, оформлял разрешения на право владения личным оружием для самозащиты. На каждого задержанного на месте совершенного преступления или правонарушения или же по подозрению в совершении преступления милиционерами составлялся протокол, который затем направлялся участковому начальнику милиции <8>. ——————————— <8> РГИА ДВ. Ф. 1643. Оп. 1. Д. 6. Л. 24 — 25.

События октября 1917 г. в Петрограде кардинальным образом не отразились на судьбе сахалинской островной милиции. В тот период, когда на Дальнем Востоке повсеместно была установлена советская власть, в Сахалинской области, в том числе и на территории ее островной части, продолжали действовать органы уже не существовавшего Временного правительства. В начале 1918 г. борьба за власть Советов на острове особенно активизировалась. В марте на Северном Сахалине ввиду сложения своих полномочий уездным комиссаром в исполнение его обязанностей вступил «Коллектив самоуправлений о. Сахалина» — орган коалиционной власти, существовавший до конца мая 1918 г. В это довольно неспокойное время островная милиция выступала в качестве основного средства борьбы с контрреволюцией, но, к сожалению, сил и средств для этого у нее было далеко не достаточно. В начале мая 1918 г. разгул преступности в одной только Рыковской (Тымовской) волости достиг таких масштабов, противостоять которому силами одной милиции было практически невозможно. Для предупреждения и полного прекращения все более и более развивающихся в с. Рыковском и других селах беспорядков и хулиганства заседание местного волостного земского собрания совместно с представителями Коллектива самоуправлений о. Сахалина и гарнизона г. Александровска, состоявшееся 10 мая 1918 г., постановило: «1. Вменить милиционерам строго исполнять свои служебные обязанности по предупреждению и прекращению как беспорядков, так равносильного пьянства и преступлений. 2. Ходатайствовать перед Сахалинским коллективом о снабжении земства для вооружения милиционеров ружьями и соответствующим количеством патронов… <9>». ——————————— <9> Победа советской власти на Северном Сахалине (1917 — 1925 гг.): Сб. документов и материалов. Южно-Сахалинск, 1959. С. 78.

Начавшаяся на Дальнем Востоке в апреле 1918 г. иностранная интервенция помешала проведению дальнейшей советизации и послужила поводом к контрреволюционным выступлениям на Северном Сахалине. В этой обстановке всю административную и военную власть взял на себя Александровский Совет солдатских депутатов. Сахалинский областной совет принял решение о роспуске Александровской думы и земских учреждений. Однако Александровская городская дума и Михайловское волостное земство отказались сложить полномочия. В сложившихся условиях начальник милиции Александровского участка эсер Т. К. Павлов, наряду с начальником охранной команды Н. И. Лейзеровичем и городским головой И. А. Карповичем, 28 августа 1918 г. открыто объявил о непризнании советской власти. С этого времени буквально вся островная милиция превратилась в послушное орудие контрреволюционной власти. К сентябрю 1918 г. в результате разразившейся Гражданской войны советская власть была ликвидирована практически на всей территории Дальнего Востока и Сибири от Урала до Тихого океана. Вся полнота власти здесь перешла в руки Временного сибирского правительства (ВСП), созданного летом 1918 г. в Омске и провозгласившего автономию Сибири. Осенью оно распространило свою власть и на Дальний Восток и Сахалин. Административным советом Временного сибирского правительства 17 сентября 1918 г. было принято Постановление, которое отменяло на территории Сибири и Дальнего Востока действие Временного положения о милиции от 17 апреля 1917 г. и вводило в действие Временное положение о сибирской милиции, в соответствии с которым вся милиция изымалась из ведения городских и земских самоуправлений и передавалась в ведение Департамента милиции Министерства внутренних дел ВСП. Оно закрепляло сложившуюся к тому времени структуру местных органов милиции, которая делилась на уездную и городскую. Ведению первой подлежала вся территория уезда с находящимися там населенными пунктами, включая уездные города. Губернские (областные) и некоторые другие крупные города находились в компетенции городской милиции. Уезды и города делились на милицейские участки, подведомственные участковым начальникам милиции. Личный состав милиции делился на служащих канцелярии и чинов милиции. К последней категории относились начальник милиции, его помощник, участковые начальники милиции и их помощники, старшие и младшие милиционеры. При начальниках уездной и городской милиции существовали канцелярии, возглавляемые секретарем. Все чины милиции при исполнении ими служебных обязанностей должны были носить установленную форму одежды и вооружались холодным и огнестрельным оружием. В октябре 1918 г. Временное сибирское (колчаковское) правительство назначило своим уполномоченным по Дальнему Востоку генерал-лейтенанта Д. Л. Хорвата, во все области и уезды были назначены комиссары. Тогда же в Николаевск-на-Амуре прибыл комиссар по Сахалинской области Ф. фон Бунге. Уездным комиссаром острова был назначен бывший начальник Тымовского участка Г. В. Реут. Второго августа 1918 г. Сибирское правительство приняло постановление, согласно которому вся земская милиция передавалась в ведение правительственных комиссаров <10>. ——————————— <10> Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. 260. Хабаровская уездная земская управа. Оп. 1. Д. 1. Л. 100.

В ноябре 1918 г. военный министр Временного сибирского правительства адмирал А. В. Колчак произвел переворот и провозгласил себя верховным правителем России. Существенных изменений в структуре и функциях милиции со сменой режима не произошло. В кадровой же политике с приходом к власти Колчака предпочтение начали отдавать бывшим полицейским как профессионалам своего дела <11>. ——————————— <11> Шелудько В. О., Буяков А. М., Черномаз В. А. Органы внутренних дел Приморья (1860 — 1917). Владивосток: ДВГУ. С. 264.

С приходом к власти А. В. Колчака Ф. фон Бунге и Г. В. Реут были назначены областным и уездным управляющими. Первого января 1919 г. верховный уполномоченный российского правительства (Колчака) генерал-лейтенант Д. Л. Хорват издал приказ об учреждении инспекции краевой милиции, ее штатах. При инспекции было создано информационное отделение. А. В. Колчаком была возобновлена уездная система территориального управления. В связи с этим в г. Александровске-на-Сахалине было создано и действовало до начала 1920 г. Управление Сахалинской уездной милиции. С марта 1919 г. начальником Сахалинской уездной милиции был эсер С. А. Филиппов <13>. В то время первоочередными задачами милиции являлись обеспечение призыва в колчаковскую армию, а также организация реквизиции белья у городского и сельского населения для нужд армии, согласно Указу верховного правителя от 18 марта 1919 г. <14>. ——————————— <12> Победа советской власти на Северном Сахалине (1917 — 1925 гг.): Сб. документов и материалов. Южно-Сахалинск, 1959. С. 146. <13> РГИА ДВ. Ф. 1643. Оп. 1. Д. 7. Л. 2. <14> Победа советской власти на Северном Сахалине (1917 — 1925 гг.): Сб. документов и материалов. Южно-Сахалинск, 1959. С. 120.

В ночь на 14 января 1920 г. произошел переворот, в ходе которого управляющий уездом Реут и начальник милиции Филиппов были арестованы. Колчаковский режим на острове был низложен. В управление о. Сахалином вступил Временный революционный комитет (ВРК) во главе с А. Т. Цапко. Одним из первых вопросов, поднятых на заседании Сахалинского ревкома 17 января 1920 г., был вопрос о необходимости создания добровольной дружины в г. Александровске и ее вооружении. Было принято обращение к начальнику военной команды с требованием о выдаче комиссару милиции для вооружения дружины 18 винтовок и к ним 180 штук патронов с подсумками и ремнями. 21 марта 1920 г. власть на Северном Сахалине принял островной исполком Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Новым комиссаром милиции был назначен Дубовецкий <15>. ——————————— <15> Там же. С. 131.

Дальнейший процесс советизации острова был прерван захватом г. Александровска 22 апреля 1920 г. японцами. Все революционные органы власти на севере острова, в том числе милиция, были ликвидированы и до 1925 г. был установлен оккупационный режим.

——————————————————————