Прокуратура в системе судебных учреждений Кубани в период Февральской революции и Гражданской войны 1917 — 1920 гг

(Карякин А. В.)

(«Общество и право», 2009, N 4)

ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

КУБАНИ В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И

ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1917 — 1920 ГГ.

А. В. КАРЯКИН

Карякин Андрей Владимирович, аспирант кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета.

В последнее десятилетие в историко-юридической науке усилился интерес к изучению истории судебных учреждений и прокуратуры. Суд и прокуратура в российском государстве являются значимыми элементами правоохранительной системы российского государства, призванной охранять права и свободы граждан Российской Федерации. Рост преступности и ухудшение криминогенной обстановки в 90-е гг. XX в., появление экстремистских организаций на Северном Кавказе и их террористическая деятельность в августе 2003 г. в Краснодарском крае, ухудшение экономической ситуации вследствие мирового экономического кризиса и рост социальной напряженности в ряде регионов Российского государства в 2009 г. — все эти общественные проблемы требуют от правоохранительной системы эффективных подходов к их решению.

Данная статья будет посвящена судебным учреждениям и органам прокуратуры как важнейшим элементам правоохранительной системы на территории Кубанского края в период революции и Гражданской войны в 1917 — 1920 гг. Этот период неслучайно выбран для изучения. Годы Гражданской войны — это годы социальной нестабильности, революционного террора и высокого уровня преступности. Изучение истории учреждений правоохранительной системы, особенно в кризисные периоды, способствует передаче опыта современным органам суда и прокуратуры в решении вышеперечисленных проблем. В 1917 г. на Кубани образовывается автономная область — Кубанский край, на территории которого формируется своя система правоохранительных органов. В годы Гражданской войны перед правоохранительной системой Кубанского края стояли схожие с современными проблемы, только в большем объеме и в условиях чрезвычайного положения. В данной статье рассматриваются правовые акты, регламентирующие деятельность судебных учреждений и органов прокуратуры и их взаимодействие с другими учреждениями края, структуру. Февральская революция, падение монархии, Гражданская война внесли свои коррективы в работу судебных органов и прокуратуры. Особенностью этого периода времени (27 февраля 1917 г. — 17 марта 1920 г.) стало сохранение на Кубани дореволюционных судебных учреждений. Екатеринодарский окружной суд, органы прокуратуры, мировые суды действовали на основе имперской законодательной базы. Кубанские судебные органы и прокуратура работали в условиях чрезвычайного положения и революционного террора. Непосредственным изменениям подверглась иерархия подчиненности судебной системы. Условно время работы судебных учреждений в период Гражданской войны можно разделить на три этапа. Первый этап (27 февраля 1917 г. — 14 марта 1918 г.): судебные учреждения Кубани и органы прокуратуры функционировали под руководством Министерства юстиции Временного правительства. Второй этап (14 марта 1918 г. — 17 августа 1918 г.): углубление революционной ситуации на Кубани и захват власти большевиками. Время строительства и работы советских судебных учреждений. Третий этап (17 августа 1918 г. — 17 марта 1920 г.) реставрация прежних дореволюционных судебных учреждений при ведомстве юстиции Краевого правительства Кубанского края. Восстановление власти Краевого правительства и Особого совещания при Добровольческой армии.

Отличительной чертой Кубанской области по сравнению с другими регионами России во время Гражданской войны было сохранение казачьего административно-судебного аппарата и параллельно учреждение и функционирование новых органов власти Временного правительства — гражданских комитетов, а позже Главнокомандующего Добровольческой армии и Особого совещания. В марте 1917 г. согласно решению Временного правительства был организован Временный центральный исполнительный комитет под руководством К. Л. Бардижа [1, с. 154]. Ни Временное правительство, ни казачья администрация не проводили реформирование кубанских судебных учреждений и прокуратуры. Политика Временного правительства ограничивалась несколькими указами. В частности, Указ Временного правительства от 28 марта 1917 г. отменяет на территории Кавказского края, куда входила и Кубанская область, ст. 1276 Устава уголовного судопроизводства, согласно которой прокурор окружного суда в случае заявленного им требования мог приостанавливать оправдательные приговоры. В этот же день Временное правительство издает Указ «Об условиях занятия должностей по судебному ведомству». Этот правовой акт предоставлял возможность чинам судебного ведомства, в том числе и чинам прокуратуры, занимать основные должности при меньшей выслуге лет, чем это требовали Судебные установления. Деятельность органов судебной системы и прокуратуры была прервана с приходом советской власти в Екатеринодар. В марте 1918 г. в городе Екатеринодаре устанавливается власть ЦИК Кубанской Советской Республики, провозглашенной в Армавире в феврале 1918 г. [2, с. 108]. С утверждением советской власти были упразднены судебно-административные учреждения и прокуратура. Новая власть учредила советские органы управления и суда. Непосредственно органов прокуратуры или подобных им в тот период времени на территории Кубанской области не существовало.

Восстановление работы органов прокуратуры и других судебных учреждений началось с возвращения казачьего правительства в Екатеринодар в месте с частями Добровольческой армии в августе 1918 г. Административно Кубанский край подчинялся Верховному главнокомандующему Добровольческой армии, но пользовался широкой автономией. На Кубани формируется Кубанское краевое правительство и различные ведомства «для заведывания указанными делами в порядке управления» [3, л. 8]. Основу судебной системы в Кубанском крае составили следующие судебные органы: временные чрезвычайные военные суды, Верховный военный суд, Екатеринодарский окружной суд и прокуратура, мировые суды. Первое время после возвращения в Екатеринодар правотворчество Краевого правительства отличается чрезвычайным характером, что объяснялось классовой борьбой и обострившейся социально-политической обстановкой в условиях Гражданской войны. Лето — осень 1918 г. — время активной работы временных чрезвычайных военных судов. Основным указом, посвященным чрезвычайным судам, стал Указ Краевого правительства от 12 июля 1918 г. N 10, по которому суды учреждаются атаманами отделов в составе двух членов и председателя из строевых офицеров (по возможности с юридическим образованием). Временные чрезвычайные военные суды рассматривали дела о преступных деяниях «виновность в совершении которых столь очевидна, что по ним не требуется возбуждения предварительного следствия [4, л. 9]. Временные военные чрезвычайные суды рассматривали дела политического и уголовного характера, такие как: служба на руководящих и ответственных должностях в органах советской власти, участие в вооруженных формированиях советской власти, убийство, разбой, грабеж, изнасилование и т. д. За совершенные преступные деяния виновных обычно приговаривали к расстрелу. Смертный приговор утверждался войсковым атаманом. Но могли быть и исключения. При наличии смягчающих обстоятельств приговор мог быть смягчен и заменен каторжными работами или тюремным заключением. Приказ от 27 августа 1918 г. N 70 также являлся важнейшим правовым актом чрезвычайного законодательства Краевого правительства. Приказ N 70 расширял подсудность Верховного военного суда на гражданских лиц. Этот правовой акт основывался на статьях чрезвычайного дореволюционного законодательства, посвященного регионам, находившимся на военном положении. Согласно Приказу «Все не принадлежащие к армии лица в Кубанском крае, состоящем на военном положении, подлежали военному суду и наказанию по законам военного времени» за политические и уголовные преступные деяния [4, л. 73]. Таким образом, первые полгода после восстановления власти Краевого правительства на Кубани основную массу преступлений рассматривали чрезвычайные и военный суды. Последний имел свой штат судебных следователей и чинов военной прокуратуры.

Параллельно с разработкой чрезвычайного законодательства Краевое правительство уделяло много времени восстановлению судов общей и мировой юрисдикции. В августе 1918 г. были восстановлены Екатеринодарский окружной суд и прокуратура, а чуть позже мировые суды. Органы суда и прокуратуры подчинялись члену правительства по ведомству юстиции. Он же избирает лиц по своему усмотрению на должности прокурора и председателя суда. Окончательно назначение на должности происходило после утверждения Кубанским краевым правительством [4, л. 106]. В августе 1918 г. при ведомстве по делам юстиции при Краевом правительстве был образован временный комитет по судебным делам в составе председателя и членов Екатеринодарского окружного суда и прокурора того же суда, призванный решать задачи по восстановлению судов общей и мировой юрисдикции [5, с. 102 — 103]. Приказ от 14 октября N 116 регламентировал процесс восстановления гражданских и уголовных дел общей и мировой подсудности [4, л. 73]. Восстановление дел мировой подсудности происходило после составления заключения работниками органов прокуратуры. Краевое правительство приняло Временное законоположение об установлении некоторых изменений и дополнений в порядке надзора за судебными установлениями и ответственности должностных лиц судебного ведомства. В частности, дисциплинарные дела мировых судов рассматривал Екатеринодарский окружной суд [5, с. 104]. В конце 1918 г. Краевая Рада принимает решение об упразднении чрезвычайных военных судов. Действие Приказа N 10 останавливалось. Дела, по которым чрезвычайные комиссии произвели предварительные следствия, передавались военному прокурору. Дела без производства следствия передавались в Екатеринодарский окружной суд [5, с. 101]. В Кубанском крае до февраля 1920 г. не было высшей судебной инстанции. Дела, не законченные в Екатеринодарском окружном суде, на апелляцию передавались в Новочеркасскую судебную палату в соответствии с судебными уставами [3, л. 35]. 14 февраля 1920 г. состоялось общее собрание департаментов Екатеринодарской судебной палаты. Несколько дней ранее член Краевого правительства по делам юстиции официально объявил об учреждении Екатеринодарской судебной палаты. С этого времени Екатеринодарская судебная палата являлась высшей судебной инстанцией для Екатеринодарского окружного суда и мировых съездов. Правда, деятельность Екатеринодарской судебной палаты была не долгой. 17 марта 1920 г. начался штурм Екатеринодара частями 9-й армии [6, с. 533]. С захватом Кубани вооруженными силами большевиков все существовавшие судебные учреждения были упразднены.

Таким образом, до конца 1918 г., а именно во время активной борьбы с большевиками и установления относительной стабильности, на территории бывшей Кубанской области действовали чрезвычайные и военные суды. Относительная стабилизация обстановки привела к ликвидации временных военных чрезвычайных судов и восстановлению судов общей и мировой юрисдикции вместе с органами прокуратуры. Органы прокуратуры и следствия осуществляли свою деятельность, основываясь на дореволюционном законодательстве. Судебные учреждения работали в условиях нехватки кадров и переизбытка дел, что влекло за собой рассмотрение наиболее важных категорий дел и консервацию менее значимых [7, л. 1]. Сложность работы судебных органов и прокуратуры заключалось в том числе и в отсутствии учреждений, которые ранее осуществляли дознание. Органы, заменившие полицию и жандармерию, действовали крайне неэффективно в сфере производства дознания [3, л. 61]. Помимо своих традиционных задач: поддержания обвинения, надзора за предварительным следствием, местами лишения свободы, мировыми съездами, органы прокуратуры выполняли функции юрисконсульта при Краевом правительстве. В конце хотелось обратить внимание, что органы кубанской прокуратуры в целом продолжали осуществлять свои прежние функции. Оценивать роль прокуратуры в борьбе с преступностью достаточно сложно. Их деятельность как элементов правоохранительной системы, призванных противоборствовать росту преступности и ограждать граждан от преступников, в условиях социально-экономического кризиса, Гражданской войны оказалась не столь значительной, как в спокойное время. Хотя из всех судебных учреждений органы прокуратуры и судебные учреждения общей и мировой подсудности являлись на тот момент наиболее цивилизованной и прогрессивной частью правоохранительной системы, функционирующей на регламентирующих законом нормах.

Литература

1. Кирюшин С. Ю., Сень Д. В. «Свой среди чужих, чужой среди своих»: судьба белого комиссара К. Л. Бардижа // Гуманитарная мысль Юга России. Краснодар, 2005. N 1.

2. Сенцов А. А. Из истории строительства Советов на Кубани в 1918 г. // Правоведение. 1966. N 2.

3. ГАКК. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 122.

4. ГАКК. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 4.

5. Остапенко П. И., Щетнев Е. В. Законодательство Кубанского края (опыт историко-правового исследования). Краснодар, 2000.

6. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. Краснодар, 1996.

7. ГАКК. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 476.

——————————————————————