Становление органов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте в Советской России (1918 — 1920 гг.)
(Прокопов Ю. В.) («История государства и права», 2009, N 9)
СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1918 — 1920 ГГ.)
Ю. В. ПРОКОПОВ
Прокопов Юрий Владимирович, соискатель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России.
Статья раскрывает особенности организационно-правового обеспечения безопасности железнодорожного транспорта на первоначальном этапе советской власти. Обеспечение государственной и общественной безопасности на железнодорожном транспорте в первые послереволюционные годы на территории, контролируемой советскими органами, осуществлялось силами Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) РСФСР <1>. Впоследствии эта функция постепенно стала переходить в руки Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) и Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР. Так, 7 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР постановил организовать при ВЧК железнодорожный отдел для «регулирования борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем на всей сети железных дорог». При всех местных ЧК создавались железнодорожные отделы, на крупных станциях — отделения, на небольших — вводились должности комиссаров ЧК. 11 мая 1919 г. в связи с реорганизацией округов путей сообщения и созданием вместо них дорожных управлений НКПС железнодорожные отделы были выведены из подчинения местных органов ВЧК и преобразованы в транспортные чрезвычайные комиссии (ТЧК), которые управляли всеми отделениями ЧК на станциях в границах соответствующего управления железной дороги НКПС (эта территория никак не соответствовала административному делению и могла иметь протяженность по нескольким губерниям). Создавались также транспортные ЧК, обслуживавшие территорию сразу двух и более железных дорог или водных бассейнов, — районные транспортные ЧК (РТЧК), а при крупных депо — участковые транспортные комиссии (УТЧК). Периферийные транспортные органы госбезопасности (РТЧК железной дороги или водной системы) напрямую подчинялись Транспортному отделу (ТО) ВЧК <2>. ——————————— <1> Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 223. <2> Лубянка. ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917 — 1960: Справочник. М., 1997. С. 9.
21 февраля 1919 г. Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) было принято Постановление «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Железнодорожная милиция и железнодорожная охрана создавались для «поддержания революционного порядка и единства управления на железных дорогах РСФСР, для защиты железных дорог и сооружений, пассажиров и грузов» <3>. Управление железнодорожной милицией вначале строилось по территориальному принципу. Но жизнь показала, что при таком построении ее работа неэффективна, так как она не может работать в тесном контакте с железнодорожной администрацией. Поэтому территориальный принцип вскоре был заменен на линейный. На каждой из железных дорог создавались линейные управления железнодорожной милиции, которым подчинялись районные и участковые управления. Во главе железнодорожной милиции стоял железнодорожный отдел при Главном управлении милиции НКВД РСФСР. ——————————— <3> СУ РСФСР. 1919. N 5. Ст. 48.
10 июня 1920 г. совместным Декретом ВЦИК и Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР было утверждено Положение о рабоче-крестьянской милиции <4> (далее — Положение). В Положении было установлено, что рабоче-крестьянская милиция находится в ведении Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и его органов на местах. Местным органам НКВД непосредственно не были подчинены только железнодорожная и водная милиция, но было указано, что они работают «под их прямым контролем». В состав рабоче-крестьянской милиции, по Положению, входили: городская и уездная милиция, промышленная милиция, железнодорожная милиция, водная милиция и розыскная милиция. Каждому виду милиции, в том числе и железнодорожной, был посвящен отдельный раздел Положения. Железнодорожную милицию, по Положению, составляли Железнодорожный отдел Главного управления милиции, линейные, районные и участковые управления. Было указано, что внутреннее устройство и состав железнодорожной милиции определяются Главным управлением милиции и утверждаются НКВД. Заведующий Железнодорожным отделом назначался и увольнялся НКВД, «начальником милиции республики». На каждой железной дороге образовывались линейные управления. Каждое линейное управление разбивалось на районы и участки, в которых создавались соответствующие управления. При этом было установлено, что местные исполнительные органы советской власти — губернские исполнительные комитеты — имели право «ревизии и контроля над железнодорожной милицией, находящейся на территории губернии». Для борьбы с систематическими хищениями на железных дорогах и другими уголовными преступлениями при линейных и районных управлениях организовывались следственно-розыскные отделы, а при участковых управлениях — следственно-розыскные столы. Было установлено, что железнодорожная милиция несет все обязанности и пользуется правами общей (городской и уездной) милиции. Кроме того, на железнодорожную милицию возлагались специальные обязанности «по охране порядка и безопасности, вызываемые особенностями жизни в районе железной дороги». К таким обязанностям относились: борьба с кражами и другими преступлениями на станциях и в пути; борьба с хищением железнодорожного имущества; борьба со спекуляцией на железных дорогах; охрана порядка при скоплении публики на вокзалах и в поездах; надзор за санитарным состоянием путей, зданий и поездов; оказание помощи при крушениях и вынужденных продолжительных остановках; призыв населения для очистки и исправления пути в случае снежных заносов, наводнений, крушений и т. п.; вызов войск в случаях, предусмотренных особыми инструкциями; препровождение арестованных по месту назначения. ——————————— <4> СУ РСФСР. 1920. N 79. Ст. 113.
Охрана железных дорог в Советской России осуществлялась воинскими подразделениями. Так, упомянутым Постановлением ВЦИК от 21 февраля 1919 г. наряду с железнодорожной милицией была образована также и железнодорожная охрана, подчиненная Народному комиссариату по военным делам <5>. Постановлением Совета рабоче-крестьянской обороны от 28 мая 1919 г. <6> все вспомогательные войска, выполнявшие все виды охраны, в том числе и железнодорожную охрану, были реорганизованы в войска внутренней охраны (ВОХР) и переданы в НКВД. Постановление Совета труда и обороны (СТО) от 21 апреля 1920 г. <7> уточнило и расширило функции войск ВОХР, им вменялись: охрана существовавшего строя, особо важных государственных учреждений, предприятий, транспортирования грузов, сырья, продовольствия, вооруженная борьба с контрреволюционными выступлениями, охрана и оборона транспорта и сооружений на путях сообщения, военного имущества, применение вооруженной силы по взятию на учет сельскохозяйственных продуктов, изъятию их излишков, по борьбе с мешочничеством. Одновременно войска ВОХР являлись резервом действующей Красной Армии. Приказом Революционного военного совета Республики (РВСР) от 5 ноября 1919 г. N 1847/388 был определен порядок привлечения войск к боевым действиям на внешнем фронте и к защите укрепленных районов. Постановлением СТО от 1 сентября 1920 г. и Приказом РВСР от 6 сентября 1920 г. N 1735/328 части караульные, обороны железных дорог прифронтовой полосы, железнодорожная и водная милиция на фронтах и в тыловых округах были объединены с войсками ВОХР в общий вид войск внутренней службы (ВНУС) и переформированы в дивизии, отдельные бригады и полки. Войска, обслуживавшие ВЧК, существовали по положениям и штатам, выработанным коллегией ВЧК. По вопросам выполнения задач НКВД войска ВНУС подчинялись Наркомату внутренних дел, по другим вопросам — Народному комиссариату по военным делам <8>. ——————————— <5> Органы и войска МВД России. С. 285. <6> Постановление Совета рабоче-крестьянской обороны от 28 мая 1919 г. «О войсках вспомогательного назначения» // Декреты Советской власти. Т. 5. М., 1971. С. 508 — 510. <7> Постановление Совета труда и обороны «О войсках внутренней охраны республики» от 21 апреля 1920 г. // Внутренние войска Советской республики (1917 — 1922 гг.). С. 148 — 149. <8> См.: Центральный государственный архив Советской Армии. Путеводитель. Т. 2. С. 301 — 203.
Таким образом, в течение 1918 — 1920 гг. сформировались вневедомственные, т. е. не принадлежащие железнодорожному ведомству (в то время — Народному комиссариату внутренних дел) подразделения обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, входящие, соответственно, в систему органов ВЧК и НКВД. Не были четко разграничены функции по обеспечению безопасности между органами ВЧК, НКВД. Так, например, борьба со спекуляцией на железнодорожном транспорте одновременно была возложена и на подразделения органов ВЧК, и на подразделения органов НКВД. В то же время началась военизация органов внутренних дел, имеющая место и до сегодняшнего дня, о чем красноречиво свидетельствует передача железнодорожной и водной милиции в подчинение войск ВОХР. Бросается в глаза несовершенство законодательной техники того времени. Так, нами уже было отмечено, что в Положении о рабоче-крестьянской милиции в одном месте указано, что железнодорожную милицию возглавляет Железнодорожный отдел Главного управления милиции, а в другом месте — Отдел железнодорожной милиции при Главном управлении милиции. Нелогичным также выглядит то, что во главе железнодорожной милиции стоит отдел, а на местах действуют управления (линейные, районные, участковые), хотя отдел, по логике вещей, должен подчиняться управлению, а не наоборот.
——————————————————————