Борьба с международной преступностью в глобализирующемся мире

(Нигматуллин Р. В.) («Российская юстиция», 2009, N 11)

БОРЬБА С МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

Р. В. НИГМАТУЛЛИН

Нигматуллин Р. В., доктор юридических наук, заместитель начальника Уфимского юридического института МВД России по научной работе.

В статье рассматриваются проблемы борьбы с международной преступностью в современном глобализирующемся мире и пути ее совершенствования.

Наибольшую опасность для всего мирового сообщества и для Российской Федерации в современный период представляет международный терроризм. Как известно, начиная с 1963 года мировым сообществом под эгидой ООН разработано 13 контртеррористических документов, которые направлены на борьбу с терроризмом. В 1973 году Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден Специальный комитет по терроризму. С 2000 года он начал работу над проектом Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом. Инициатором этой работы явилась Индия, которая еще в 1996 году предоставила первоначальный проект договора Шестому (правовому) комитету Генеральной Ассамблеи ООН. Тем не менее до сих пор не решены проблемы, препятствующие принятию этой конвенции. Камнем преткновения в работе над ней является различие позиций государств в выработке определения международного терроризма. Другая проблема заключается в том, что не все государства мира подписали соответствующие 13 контртеррористических документов, и еще меньше — их ратифицировали. Как следствие этого — отсутствие единого фронта государств в борьбе с терроризмом, который выражался бы в унифицированном нормативно-правовом подходе, в системном участии каждого государства в международно-правовом механизме борьбы с преступностью. Актуальной нам кажется и проблема усиления преступной активности террористических групп. Совет Безопасности ООН в своей Резолюции 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г. отметил тесную связь между международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, отмыванием денег, незаконным оборотом оружия и незаконными перевозками ядерных, химических, биологических и других потенциально смертоносных материалов <1>. Как отмечают эксперты ООН, террористические группы совершают данные преступления в основном с целью получения финансовых или иных средств для проведения террористических актов <2>. ——————————— <1> Док. ООН S/RES/1373. <2> Док. ООН A/59/187.

В настоящий момент координатором усилий мирового сообщества по борьбе с терроризмом выступает Целевая группа ООН по осуществлению контртеррористических мероприятий, ее членом является также Интерпол. Программным документом сотрудничества государств в этой сфере стала Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, принятая в 2006 году <3>. В ней рекомендовано региональным и субрегиональным организациям создавать центры по борьбе с терроризмом. Определенный опыт подобной работы накоплен в рамках СНГ. Деятельность государств СНГ по борьбе с терроризмом координируется межгосударственным Антитеррористическим центром. Его работа строится в соответствии с Положением о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории Содружества <4>. С 2001 года регулярно проводятся учения АТЦ. ——————————— <3> http://www. un. org/russian <4> Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года // Борьба с международным терроризмом: Сб. документов. М., 2005. С. 520.

Создана Региональная антитеррористическая структура и в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Ею ежегодно проводятся масштабные антитеррористические учения. В Глобальной контртеррористической стратегии также поставлен вопрос о создании международного центра по борьбе с терроризмом. Россия имеет положительный опыт подготовки кадров для правоохранительных органов стран мира. Так, во Всероссийском институте повышения квалификации МВД России в г. Домодедово под эгидой Интерпола открыт Международный межведомственный центр по подготовке сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Его деятельность получила высокую оценку представителей ООН. За короткий срок здесь прошли подготовку около 2 тысяч сотрудников российских правоохранительных органов и более 100 полицейских из 20 стран <5>. ——————————— <5> http://www. mvd. ru/news/20057

Учитывая необходимость усиления позиции России в глобализирующемся мире и имеющийся опыт, нам кажется целесообразным, при соответствующей организационной и финансовой поддержке ООН, создание международного или регионального центра по борьбе с терроризмом на территории Российской Федерации. Положительно воспринимается мировым сообществом вклад Интерпола в борьбу с терроризмом. Востребована всеми членами Организации база данных о похищенных и утерянных проездных документах. В настоящее время она насчитывает более 14 млн. единиц учета, в т. ч. 70 тыс. — это данные по утраченным российским загранпаспортам. Глобальная контртеррористическая стратегия предполагает создание всеобъемлющей базы данных о биологических инцидентах, которая должна стать частью информации Центра по предотвращению биотерроризма, созданного в 2006 г. на базе штаб-квартиры Интерпола. Контртеррористическим комитетом ООН рекомендовано государствам пристально изучить опыт Интерпола в области контроля за передвижением лиц, причастных к терроризму, и осуществлять меры, предусмотренные режимом санкций против организации «Аль-Каида», движения «Талибан» и связанных с ними лиц и организаций, посредством специальных уведомлений Интерпола, известных как уведомления с «оранжевым углом». Другим важным направлением в борьбе с терроризмом становится участие Интерпола в выявлении и информировании государств о передовых методах предотвращения террористических нападений на особо уязвимые объекты <6>. ——————————— <6> http://www. un. org/russian

В начале XXI века большинство стран мира оказались в сфере деятельности транснациональных организованных преступных группировок, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков. Сегодня криминальный оборот наркотических средств и психотропных веществ приносит баснословные доходы и создает реальную угрозу генофонду наций. Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, начиная с последних десятилетий XX века, осуществляется при решающей роли органов ООН, при активном участии Интерпола, Европола и других региональных правоохранительных структур. С начала XXI века одной из важнейших задач для российских правоохранительных органов стало противодействие транзиту наркотиков через нашу страну в связи с отказом зарубежных преступных организаций от «балканского пути» транспортировки наркотиков в страны Европы и Америки. Экспертами ООН были установлены три наркопотока, идущие из Афганистана: западный (через Иран, Турцию, Балканы), северный (через Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Россию) и южный (через Пакистан). Это потребовало активизации сотрудничества правоохранительных органов России с зарубежными партнерами, в том числе проведения совместных оперативно-розыскных действий, включая контролируемые поставки. За последние годы на постсоветском пространстве было осуществлено около 40 таких операций. Системная и наступательная деятельность правоохранительных органов России привела к изменению ситуации на северном пути наркотрафика. В связи с увеличением объема изъятого героина афганского происхождения на территории Российской Федерации возрос поток наркотиков по традиционному «балканскому маршруту», или западному пути. По оценке экспертов ООН, основные автотранспортные перевозки наркотиков осуществляются по маршруту Стамбул — София — Белград — Загреб <7>. Сегодня говорить о снижении наркоугрозы для Российской Федерации не приходится. ——————————— <7> Док. ООН UNODOK/HONEURO/2007/2.

Среди мер, способствующих успеху в противодействии незаконному обороту наркотиков, хотелось бы отметить: — разработку и реализацию Стратегии государственной антинаркотической политики, о необходимости которой было заявлено Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым в сентябре 2009 г. на заседании Совета Безопасности РФ; — поддержку Российской Федерацией усилий мирового сообщества по оказанию помощи афганским крестьянам в их переориентации на возделывание законных сельскохозяйственных культур, а не наркосодержащих посевов; — имплементацию норм международного права, регламентирующих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, в национальное законодательство и его последовательную унификацию; — совершенствование сложившихся механизмов сотрудничества и налаживание тесных контактов правоохранительных структур государств, непосредственно борющихся с наркопреступностью. Определенную сложность в начале XXI века вызывает сотрудничество государств в борьбе с транснациональной организованной преступностью. Мировое сообщество первоначально недооценило всей опасности, исходящей от нее. Так, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности была принята лишь в 2000 году. Как известно, транснациональная организованная преступность тесно переплетается с коррупцией. В настоящий момент сложился комплекс международных антикоррупционных документов. В качестве основных можно выделить следующие: — Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. (ратифицирована Российской Федерацией 8 марта 2006 г. <8>); ——————————— <8> Собрание законодательства РФ. 2006. N 12. Ст. 1231.

— Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (ратифицирована Российской Федерацией 26 апреля 2004 г. <9>); ——————————— <9> Собрание законодательства РФ. 2004. N 18. Ст. 1684.

— Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (ратифицирована Российской Федерацией 25 июля 2006 г. <10>); ——————————— <10> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31. Ст. 3424.

— Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (ратифицирована Российской Федерацией 28 мая 2001 г. <11>). ——————————— <11> Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст. 2280.

Понимание высшим руководством нашей страны угрозы коррупции российскому обществу выразилось в подписании Президентом России Д. А. Медведевым Указа от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» и принятии Национального плана противодействия коррупции. Госдумой был утвержден пакет законопроектов по противодействию коррупции. В своей недавней статье «Россия, вперед!» Президент России Д. А. Медведев в качестве одного из социальных недугов назвал вековую коррупцию <12>. ——————————— <12> http://www. news. kremlin. ru

Важным средством сдерживания коррупционной деятельности во всем мире признана конфискация имущества и доходов. Она предусмотрена рядом международных конвенций: Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года (п. 3 ст. 19), Конвенцией ООН против коррупции 2003 года (ст. 31). Требования данных Конвенций нашли свое отражение в соответствующих статьях УК Российской Федерации о конфискации (ст. ст. 104.1, 104.2, 104.3). Как известно, конфискация в период с 2003 по 2006 г. была заменена в нашем уголовном законодательстве штрафом. Лишь в июле 2006 г. после долгих споров и дискуссий в обществе Государственная Дума России внесла поправки в Уголовный кодекс РФ, восстанавливающие институт конфискации в качестве иной меры уголовно-правового характера. При этом, по оценке академика В. Н. Кудрявцева, профессоров Н. Ф. Кузнецовой, В. С. Комисарова, В. В. Лунеева, основная масса деяний, причиняющих наибольший ущерб государству и гражданам, а именно экономических (разд. VIII УК РФ, в котором около 50 видов корыстных преступлений), в список не вошла <13>. ——————————— <13> Кудрявцев В. Н., Кузнецова Н. Ф., Комиссаров В. С., Лунеев В. В. Конституция — это закон и для Государственной Думы // Государство и право. 2007. N 5. С. 13.

Как отмечают процессуалисты, процедура, регламентирующая применение судом иных мер уголовно-правового характера, до сих пор детально не прописана <14>. Именно поэтому многие суды конфискацию в последние годы не применяют. Институт конфискации имущества в его нынешнем виде не представляет возможности осуществить возврат конфискованных активов и в рамках международного сотрудничества. ——————————— <14> Абраменко Б. В. Институт конфискации имущества: опыт и проблемы // Вестник Российской правовой академии. 2009. N 1. С. 50 — 51.

Вместе с тем одним из наиболее проблемных положений Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года является судьба конфискуемого имущества. Статья 15 Конвенции предусматривает право запрашиваемой стороны «распоряжаться любым конфискованным ею имуществом в соответствии со своим внутренним законодательством, если только соответствующие стороны не договорятся об ином» <15>. ——————————— <15> Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов. С. 330.

Для решения подобных коллизий ООН предприняла определенные меры. Так, 22 июля 2005 г. Экономический и Социальный Совет ООН утвердил Типовое двустороннее соглашение о совместном использовании конфискованных доходов от преступлений или имущества, на которое распространяется действие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Данный документ мог бы способствовать защите интересов государства и потерпевших лиц, при условии заключения Россией соответствующих двусторонних соглашений. Однако это требует приведения института конфискации в нашем законодательстве в состояние, аналогичное с законодательством развитых стран мира, где конфискация является не только мерой уголовного наказания, но и рассматривается еще как мера административно-правовая и гражданско-правовая <16>. ——————————— <16> В качестве примера можно назвать США, Данию, Германию, Голландию, Италию, Испанию, Швецию и Японию.

В случае соответствующих изменений в российском законодательстве возрастет роль НЦБ Интерпола. Оно должно будет участвовать в розыске доходов от преступлений или имущества, вывезенных из страны. Кроме того, как экстренный канал связи, Интерпол позволит предотвратить обращение конфискованных средств в доход иностранного государства до момента получения официальных документов по каналам Генеральной прокуратуры и МИДа. На настоящий момент наиболее перспективными в этом плане могут быть следующие страны: Кипр, Испания, Чехия, Болгария, Хорватия и Австралия. В XXI веке организованные формы преступности преимущественно носят транснациональный характер и угрожают экономической, политической и социальной жизни общества. Для реализации преступных замыслов создаются всевозможные фирмы, финансовые пирамиды и т. д. Именно поэтому в ряде международных актов имеются нормы об уголовной ответственности юридических лиц. Это ст. 18 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и ст. 26 Конвенции ООН против коррупции 2003 г. Многие страны внесли соответствующие изменения в свои законодательства. Необходимость введения аналогичной нормы в отечественное законодательство признана многими специалистами уголовно-правовой науки. Об этом неоднократно высказывались и такие авторитеты, как И. И. Лукашук и В. С. Овчинский <17>. ——————————— <17> Лукашук И. И. К вопросу о возможной криминализации международной ответственности государств // Журнал российского права. 2002. N 12. С. 111; Овчинский В. С. XXI век против мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2001. С. 40.

В этом случае расследование уголовных дел в отношении юридических лиц потребует также соответствующей информационной поддержки со стороны НЦБ Интерпола, учитывая тот огромный объем информации по физическим и юридическим лицам, который накоплен организацией. Одной из насущных является проблема повышения качества подготовки кадров правоохранительных органов для работы в формате международного сотрудничества. Это предполагает знание сотрудником не только норм международного права, но и знание большого массива нормативно-правовой базы ООН, Совета Европы, межгосударственных и межведомственных соглашений, регламентирующих сотрудничество государств по борьбе с преступностью. В целом при решении вопроса о повышении квалификации кадров необходимо ориентироваться на рекомендацию ООН об использовании единого подхода при изучении вопросов юрисдикции, следственной процедуры и международного сотрудничества в отношении борьбы с некоторыми формами опасной преступности, а именно с терроризмом, оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью, отмыванием денег, коррупцией и другими <18>. Именно такой комплексный подход позволит обеспечить высокую эффективность подготовки кадров. ——————————— <18> Док. ООН A/59/187.

Созданные международным сообществом правовые основы, регламентирующие международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью, сложившаяся и постоянно совершенствующаяся в государствах мира система подготовки правоохранительных кадров позволяют надеяться на общий успех в этой сфере. Как отмечается в докладе Генерального секретаря ООН, задача заключается в том, чтобы наладить деятельность системы уголовного правосудия на эффективной и беспристрастной основе на всем земном шаре, чтобы тем самым повысить уровень безопасности <19>. ——————————— <19> Там же.

——————————————————————