Вооруженные силы в борьбе с терроризмом: международные и внутригосударственные аспекты
(Нигматуллин Р. В., Амиров Р. З.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 12)
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ <*>
Р. В. НИГМАТУЛЛИН, Р. З. АМИРОВ
——————————— <*> Nigmatullin R. V., Amirov R. Z. Armed forces in fight against terrorism: international and domestic aspects.
Нигматуллин Ришат Вахидович, заместитель начальника Уфимского юридического института МВД России по научной работе, доктор юридических наук, доцент.
Амиров Рустем Загирович, доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
В статье рассматривается роль вооруженных сил современных государств в борьбе с терроризмом. Дан анализ политико-правовых позиций России и США по исследуемой проблеме. Анализируется международно-правовое и внутригосударственное регулирование данного вида деятельности государства. Обращено внимание на положительный опыт антитеррористического сотрудничества стран — участниц СНГ в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Ключевые слова: ООН, ОДКБ, международная безопасность, Антитеррористический центр СНГ, антитеррористическая деятельность, терроризм, вооруженные силы, военная доктрина Российской Федерации.
The article considers role of armed forces of the modern states in fight against terrorism. Analysis of political and legal positions of Russia and USA was made. International legal and domestic regulation of this kind of activity of state is analyzed. Attention was paid to the positive experience of the antiterrorist cooperation of the countries-participants of CIS in the frames of the Collective Security Treaty Organization (CSTO).
Key words: UN, CSTO, international security, Antiterrorist Center of CIS, antiterrorist activity, terrorism, armed forces, military doctrine of the Russian Federation.
Терроризм в настоящее время по-прежнему остается одной из основных угроз национальной безопасности отдельных государств и международной безопасности в целом. Президент РФ В. В. Путин отмечает, что «кризисные зоны, порождающие террористические угрозы, находятся вблизи российских границ». Не снижается террористическая угроза, исходящая из Афганистана, так как международный военный контингент под эгидой НАТО не решил поставленных задач. Это вызывает необходимость продолжения курса на противодействие терроризму <1>. ——————————— <1> Путин В. В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 2012. 27 февраля.
Значительное место в борьбе с терроризмом современное международное право отводит вооруженным силам. Так, Управление ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности, определяя классификацию контртеррористических мер, наряду с политическими и управленческими, экономическими и социальными, психолого-коммуникационно-образовательными, судебными и юридическими, полицейскими и тюремными, разведывательными и секретными не в последнюю очередь выделяет и военные. Причем среди военных мер на первом месте использование ударов (операций), а именно: a) упреждающие удары по базам террористов; b) действия «командос» против штабов террористов (для ареста или нейтрализации); c) карательные ответные акции против мест или общин, скрывающих террористов (например, установление блокпостов или проведение активных обысков для нахождения оружия); d) спасательные операции по освобождению похищенных лиц или заложников в ситуации осады (баррикадирования) <2>. ——————————— <2> Борьба с терроризмом. Нормативные и международные акты с комментариями / Отв. ред. И. Л. Трунов. М., 2004. С. 419 — 426.
Многие государства мира, определяя вектор антитеррористической деятельности своих вооруженных сил, исходят из вышеназванной классификации. Так, уничтожение террористов и их баз, находящихся на территории других государств, допускается законодательством США, Израиля, Турции, Перу. Необходимость использования современными государствами своих вооруженных сил, в том числе в рамках международных механизмов (договорных и институциональных), для борьбы с террористической угрозой вызвана в основном недостаточностью сил и средств полицейских органов (например, при ликвидации незаконных вооруженных формирований), а также необходимостью действий за пределами своей территории. Конец XX — начало XXI столетий продемонстрировал миру примеры использования вооруженных сил против террористической угрозы. В 1976 г. Израиль использовал свое спецподразделение в Уганде, а в 1977 г. ФРГ — в Сомали для освобождения заложников — граждан собственных стран. США осуществила ракетную атаку против Ирака в ответ на угрозу теракта против Буша-старшего, а затем — военную операцию со своими союзниками против талибов в Афганистане. Последняя операция, как известно, была санкционирована Советом Безопасности ООН. Таким образом, применение вооруженных сил против террористов стало обычной мировой практикой. В этих условиях актуально предложение О. Н. Хлестова об установлении определенного порядка, при котором в случае террористического нападения до применения вооруженных сил на основании права на самооборону государство обязано выяснить ряд обстоятельств, в частности: — причастность к совершенному террористическому нападению государств или властей, контролирующих территорию, против которых возможно применение вооруженных сил; — согласие государства выдать террористов и осуществление передачи; — согласие государств принять меры к недопущению использования их территории в террористических целях и осуществление таких мер на практике <3>. ——————————— <3> Хлестов О. Н., Мышляева М. Л. Вооруженная борьба против международного терроризма (политико-правовые аспекты) // Московский журнал международного права. 2001. N 4 (44). С. 20.
В ряде зарубежных стран (прежде всего, в США) создана достаточная правовая база, на основе которой вооруженные силы привлекаются к борьбе с терроризмом <4>. В руководящих документах Министерства обороны и Комитета начальников штабов США вооруженный экстремизм и терроризм определяются как незаконное использование силы или угроза силой, вооруженное насилие над людьми или собственностью для принуждения или устрашения правительства и общества, часто для достижения политических, религиозных или идеологических целей. Общие принципы борьбы и использования военных структур США во внутригосударственных кризисных ситуациях содержатся в американской Конституции, сводах законов и федеральных законоположений. Их конкретизация дается в ряде актов, прежде всего, Президента США, Министерства обороны и министерств видов вооруженных сил (директивы Президента <5>, уставы вооруженных сил <6> и др.). В этих документах предотвращение актов вооруженного насилия и терроризма внутри страны во взаимодействии с гражданскими властями провозглашается одной из приоритетных задач вооруженных сил. Законодательством предусмотрено также привлечение армии к операциям по борьбе с международным терроризмом. Действующие боевые уставы дают новую классификацию современных войн с участием США и стран НАТО, выделяя среди прочих видов войн и «специфические» конфликты, включая действия вооруженных сил по борьбе с терроризмом. В боевом уставе армии (сухопутные войска) США они именуются «иными действиями, чем война» (Operations other that War) <7>. ——————————— <4> См. подр.: Правовые и организационно-тактические основы применения воинских формирований для обеспечения внутренней безопасности в некоторых зарубежных государствах: Монография / В. В. Баскаков, А. В. Капкин, С. П. Осадчий и др. М., 2002. <5> Protecting America’s Critical Infrastructures: Presidential Decision Directive 63. URL: http://www. fas. org/irp/offdocs/pdd-63.htm; Combating Terrorism: Presidential Decision Directive 62. URL: http://www. fas. org/irp/offdocs/pdd-62.htm (дата обращения: 20.08.2012). <6> FM 19-15 Civil Disturbances // URL: http://www. globalsecurity. org/military/library/policy/army/fm/19-15/toc. htm; FM 100-19 FMFM 7-10 Domestic Support Operations // URL: http://www. globalsecurity. org/security/library/policy/army/fm/100-19/index. html (дата обращения: 20.08.2012). <7> Гордиенко Д. В. Опыт борьбы Вооруженных сил с терроризмом в Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 1. С. 75 — 78.
Принятый после событий 11 сентября 2001 г. Акт патриота США (2001) <8> расширил полномочия силовых структур по борьбе с терроризмом, следствием чего явилось и проведение широкомасштабных контртеррористических операций Вооруженными силами США за рубежом. ——————————— <8> The Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of 2001 («USA Patriot Act»). URL: http://www. americanlaw. com/patriotact. html (дата обращения: 20.08.2012).
Необходимо также отметить, что Конгресс США в 2001 г. принял резолюцию J. R. 23 «О санкционировании применения Вооруженных сил США», имеющую силу закона. Как справедливо отмечает Ю. С. Горбунов, это решение практически сняло все правовые ограничения по применению вооруженных сил против государств, организаций или отдельных лиц, спланировавших и осуществивших теракты, а также предоставивших убежище террористам <9>. ——————————— <9> Горбунов Ю. С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. М., 2008. С. 435.
Российская Федерация, как и другие государства, исходит из того, что может использовать свои Вооруженные Силы в борьбе с терроризмом в рамках современного международного права и в строгом соответствии с нормами национального законодательства. Вместе с тем в российском законодательстве довольно длительный период имелись пробелы, связанные с правовым регулированием привлечения Вооруженных Сил РФ к борьбе с терроризмом. В Основных положениях военной доктрины Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 года <10>, в качестве основных внутренних источников военных угроз (для противодействия которым могут быть использованы Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации) была названа противоправная деятельность националистических, сепаратистских, других организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в Российской Федерации, нарушение ее территориальной целостности и осуществляемая с использованием вооруженного насилия. В военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706, терроризм был назван в качестве одной из угроз военной безопасности государства <11>. Современная военная доктрина Российской Федерации относит борьбу с терроризмом к числу основных задач Вооруженных Сил и других войск в мирное время <12>. ——————————— <10> Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. N 1833 «Об Основных положениях военной доктрины» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. N 45. Ст. 4329. <11> Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. N 17. Ст. 1852. <12> Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 7. Ст. 724.
Первоначально положения Военной доктрины об участии Вооруженных Сил в борьбе с террористами получили лишь частичное нормативное закрепление. Несмотря на активное привлечение военнослужащих Министерства обороны к контртеррористическим операциям на Северном Кавказе, достаточно длительный период отсутствовал закон, четко регламентирующий процедуру противодействия терроризму военными силами и средствами. Существовавший пробел в законодательстве преодолевался с использованием аналогии права и аналогии закона. Это нашло отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. <13> по делу о проверке конституционности ряда подзаконных нормативно-правовых актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике, которым признавалось их соответствие Конституции и Законам РФ, несмотря на то что ни один из действовавших в этот период Законов («О безопасности», «Об обороне», «О чрезвычайном положении» и др.) не регламентировал деятельность Вооруженных Сил по борьбе с незаконными вооруженными формированиями внутри страны. ——————————— <13> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. N 5. С. 3 — 18.
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» <14> предусмотрел возможность участия Минобороны РФ в проведении контртеррористической операции. Однако он не мог в полной мере являться правовой основой действий Вооруженных Сил на территории Чеченской Республики. Статья 3 Закона определяла зону проведения контртеррористической операции как «отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, помещение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории, в пределах которых проводится указанная операция». Следовательно, территория субъекта РФ не могла рассматриваться как зона проведения контртеррористической операции. ——————————— <14> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 31. Ст. 3808.
Имевшие место пробелы в законодательстве, связанные с участием Вооруженных Сил РФ в проведении контртеррористической операции, были устранены с принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» <15>. Он конкретизировал полномочия федерального органа исполнительной власти в области обороны, прописал конкретный правовой механизм, позволяющий привлекать Вооруженные Силы Российской Федерации для пресечения террористических акций, в том числе с наделением их правом на применение оружия и боевой техники. В соответствии со ст. 10 Закона стало возможно применение вооружения с территории России против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз, а также использование формирований Вооруженных Сил страны для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации. ——————————— <15> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 11. Ст. 1146.
Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму» <16> было утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете, в состав которого был включен начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Министр обороны РФ вошел в состав Федерального оперативного штаба, а в составе оперативных штабов в субъектах Российской Федерации была предусмотрена должность представителя Вооруженных Сил РФ. ——————————— <16> Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 8. Ст. 897.
7 июля 2006 г. в связи с убийством российских дипломатов в Ираке Совет Федерации Федерального Собрания РФ принял Постановление N 219-СФ «Об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности» <17>. Постановление разрешило Президенту Российской Федерации в соответствии с законодательными актами РФ использовать формирования Вооруженных Сил и подразделения специального назначения за пределами территории России в целях пресечения международной террористической деятельности против Российской Федерации либо против граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. ——————————— <17> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 7 июля 2006 г. N 219-СФ «Об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 29. Ст. 3144.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации <18>, утвержденная 5 октября 2009 г., закрепляет понятие «общегосударственная система противодействия терроризму». Система включает в себя совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Предупреждение терроризма включает такую задачу, как усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и укрепление международного сотрудничества в области противодействия терроризму. Межведомственное взаимодействие предполагает, прежде всего, совместную и согласованную деятельность силовых структур государства, в том числе ФСБ, МВД, Минобороны. Президентом России обозначена роль Вооруженных Сил РФ в общегосударственной системе противодействия терроризму: «Их надо укреплять, иначе придется «кормить чужую армию» или вовсе оказаться в рабстве у бандитов и международных террористов» <19>. ——————————— <18> Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // Российская газета. 2009. 20 октября. <19> Путин В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. 17 февраля.
Условием эффективной организации борьбы с терроризмом согласно Концепции противодействия терроризму является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений, организуемых Федеральным оперативным штабом и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации. Так, в сентябре 2011 г. в Волгограде проводились совместные учения по освобождению заложников, захваченных условными террористами. 23 августа 2012 г. в Барнауле проводилось плановое тактико-специальное учение по противодействию терроризму на объектах железнодорожного и автомобильного транспорта <20>. В антитеррористических учениях, как правило, задействуется объединенная группировка сил, в которую входят военнослужащие Минобороны и внутренних войск МВД России, сотрудники ФСБ, МВД, МЧС и других министерств и ведомств, представители местных органов власти и самоуправления. В ходе учений отрабатываются вопросы взаимодействия между подразделениями Минобороны РФ и других силовых структур. Подобные мероприятия, проводимые на регулярной основе, доказывают эффективность данных форм межведомственного взаимодействия. ——————————— <20> В Волгограде прошли антитеррористические учения // Коммерсантъ (Волгоград). 2011. 22 сентября; В Барнауле завершены антитеррористические учения. URL: http://22.mvd. ru/news/300356/ (дата обращения: 10.09.2012); Антитеррористические учения провели на Кубани военные, МВД и ФСБ. URL: http://www. yuga. ru/news/248745/ (дата обращения: 15.02.2012).
Наряду с организацией межведомственного взаимодействия в борьбе с терроризмом важное значение имеет международное сотрудничество, т. к. усилий отдельных государств недостаточно для противодействия данной угрозе, носящей международный характер. Военное сотрудничество в данной сфере осуществляется, в частности, в рамках деятельности таких международных организаций, как ОДКБ и НАТО. В ноябре 2001 года в документах Совета глав правительств СНГ, посвященных итогам 10-летия деятельности организации, была отмечена необходимость консолидации взаимодействия военных ведомств государств — участников Содружества в сфере борьбы с преступлениями международного характера <21>. Важнейшую роль в этом процессе играет созданная в 1992 г. ОДКБ, в состав которой в настоящее время входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан <22>. Первая масштабная военная акция государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом была предпринята в 1999 году в качестве ответной меры на вторжение международных бандформирований в южные районы Кыргызской Республики. ——————————— <21> Решение Совета глав государств СНГ «Об Аналитическом докладе «Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу» и Заявлении глав государств — участников Содружества Независимых Государств в связи с 10-летием образования СНГ» // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 3 (39). С. 84 — 107. <22> Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. N 12. С. 6 — 8; Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. // Бюллетень международных договоров. 2004. N 3. С. 3 — 9; Узбекистан в 2012 г. заявил о приостановлении членства в организации.
В соответствии с решением Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 г. «О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ» <23> были поставлены задачи по выработке общих позиций и координации деятельности военных ведомств стран — участниц Содружества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма. ——————————— <23> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 2000. N 1 (34). С. 20.
В 2000 — 2001 гг. государствами — участниками ОДКБ был принят ряд решений относительно формирования и функционирования Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР), которые предназначены для использования, в частности, в контртеррористических операциях <24>. Если в 2001 г. их численность составляла около 1600 чел. (по 1 батальону от Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана), то в 2005 г. они включали уже 9 отдельных батальонов, дислоцированных на территориях своих государств (4 тыс. человек, 12 танков, более 200 боевых бронированных машин, 70 артиллерийских орудий и минометов, российская авиационная группировка на аэродроме Кант в Киргизии) <25>. ——————————— <24> Заявление глав государств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан // Дипломатический вестник. 2001. N 6. С. 56 — 57. <25> Ратиани Н., Литовкин Д. «Рубеж-2005» выходит за рамки киргизского кризиса // Известия. 2005. 29 марта.
Юридической основой для создания коалиционной группировки войск (сил), выделяемых для ведения совместных действий, стало Соглашение о статусе формирования сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 г. <26> (в новой редакции документ был принят 10 декабря 2010 года) <27>. Выполнение поставленных задач осуществляется в форме проведения совместных общевойсковых и специальных операций, а также путем боевых действий Коллективных сил быстрого развертывания, разрабатываемых и осуществляемых по единому плану. Эффективность их применения должна обеспечиваться совместной подготовкой органов управления, сил и средств, предназначенных для действия в составе КСБР, и поддержанием высокого уровня их оперативной и боевой подготовки; организацией взаимодействия между национальными формированиями Коллективных сил, а также организацией взаимодействия с пограничными войсками, с войсками гражданской обороны, с войсками министерства внутренних дел, с органами безопасности и специальными службами и территориальными (местными) органами государственного управления. ——————————— <26> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 5. Ст. 384. <27> Соглашение от 10 декабря 2010 г. «О статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс».
В соответствии с решением Совета глав государств — участников СНГ в 2010 г. принимается новая Программа сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, в частности определяющая задачи военных ведомств в борьбе с терроризмом (том числе отработка вопросов противодействия терроризму в ходе мероприятий, проводимых в рамках функционирования объединенной системы противовоздушной обороны) <28>. ——————————— <28> Решение Совета глав государств СНГ от 10 декабря 2010 г. «О Программе сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011 — 2013 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
Тесное взаимодействие Совета министров обороны стран СНГ осуществляется с созданным в июне 2000 года на базе ФСБ России Антитеррористическим центром Содружества (АТЦ СНГ) — постоянно действующим специализированным отраслевым органом, предназначенным для обеспечения координации взаимодействия компетентных структур в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма <29>. ——————————— <29> Решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. «О создании Антитеррористического центра государств — участников Содружества Независимых Государств» (вместе с Положением об Антитеррористическом центре государств — участников Содружества Независимых Государств) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». N 2 (35). С. 128 — 130.
Общее руководство Антитеррористическим центром осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ. В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ, Советом министров обороны СНГ, Координационным советом Генеральных прокуроров СНГ, Советом командующих пограничными войсками СНГ, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств СНГ. Центр возглавляет руководитель, назначаемый на основании решения Совета глав государств СНГ на три года по представлению Председателя Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств СНГ. Руководитель имеет трех заместителей: от Совета министров внутренних дел СНГ, от Совета министров обороны СНГ и от Совета командующих пограничными войсками СНГ. Государства СНГ направляют в центр своих полномочных представителей, которые осуществляют деятельность на основании Положения, утвержденного решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 года. Финансирование деятельности осуществляется отдельной строкой за счет средств единого бюджета органов СНГ. В мае 2003 года АТЦ СНГ во взаимодействии с Генеральной прокуратурой РФ и ФСБ РФ был подготовлен и разослан в компетентные органы стран Содружества «Альбом разыскиваемых лиц». С момента создания и по настоящее время АТЦ СНГ обобщил и направил в компетентные органы стран Содружества информацию на более чем 500 лиц, разыскиваемых за совершение преступлений террористического характера и участие в незаконных вооруженных формированиях. Благодаря этому удалось установить местонахождение и задержать ряд опасных преступников, разыскиваемых правоохранительными органами Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана. В октябре 2002 года в Кишиневе государства — участники СНГ подписали Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории Содружества в целях пресечения террористической деятельности, в их числе: — освобождение захваченных террористами заложников; — обезвреживание взрывных устройств большой мощности или иных поражающих устройств сложной конструкции; — освобождение захваченных террористами объектов повышенной технологической и экологической опасности, объектов атомной промышленности, энергетики, химических производств, транспорта и иных объектов (здания дипломатических представительств и др.); — задержание террористов, ликвидация террористических групп и формирований <30>. ——————————— <30> Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года // Борьба с международным терроризмом: Сборник документов. М., 2005. С. 520.
Положение определяет порядок подготовки специальных антитеррористических формирований, условия их привлечения к проведению совместного антитеррористического мероприятия на территории одной из сторон. Для этого запрашивающей стороной создается орган управления. По решению Совета глав государств СНГ, а при необходимости глав заинтересованных государств — участников СНГ руководство проведением антитеррористических мероприятий может быть поручено Антитеррористическому центру СНГ. В этих случаях орган управления создается руководителем центра, выполняющим широкий круг обязанностей <31>. ——————————— <31> Там же. С. 521 — 522.
Россия осуществляет активное военное сотрудничество в сфере борьбы с международным терроризмом со странами «дальнего зарубежья», прежде всего с Индией (с 2003 года на регулярной основе проводятся российско-индийские антитеррористические военные учения «Индра») и Китаем (первые совместные учения «Мирная миссия» состоялись в 2005 году). Направления военного сотрудничества Россия — НАТО в сфере борьбы с терроризмом неоднократно рассматривались на международных конференциях, посвященных роли военных в борьбе с терроризмом. На данных форумах обсуждались возможности вооруженных сил и военных структур по упреждению террористических угроз и быстрому реагированию на действия террористов; сотрудничество сторон в научно-технической сфере, включая совершенствование существующих и создание новых средств слежения за трансграничной террористической деятельностью. В рамках указанных встреч Министром обороны Российской Федерации особо отмечалось, что основным способом борьбы с проявлениями международного терроризма является адекватное применение военной силы. Подчеркивалось то, что «любые, в том числе силовые, действия государств и международных организаций против террористов должны основываться на нормах и принципах международного права и быть адекватными существующим угрозам» <32>. ——————————— <32> Лященко А. Без двойных стандартов. Россия и НАТО обсудили вопросы совместных действий против терроризма // Красная Звезда. 2002. 5 февраля; Кузарь В. Военные против терроризма // Красная Звезда. 2004. 6 апреля.
Одной из форм практической реализации международного военного сотрудничества по борьбе с терроризмом является проведение совместных антитеррористических учений вооруженных сил заинтересованных государств. Исходя из сверхактуальности проблемы, роли России в глобализирующемся мире и ее опыта борьбы с терроризмом хотелось бы вновь высказать мысль о необходимости создания международного или регионального центра по борьбе с терроризмом на территории Российской Федерации <33>. ——————————— <33> Нигматуллин Р. В. Борьба с международной преступностью в глобализирующемся мире // Российская юстиция. 2009. N 11. С. 14.
Об эффективности совместных учений как средстве антитеррористической подготовки свидетельствует интенсивность их проведения в текущем году с участием российских военнослужащих. В мае 2012 г. на территории военной базы Форт Карсон (США, штат Колорадо) прошли первые в истории российско-американские антитеррористические учения с участием подразделения сил специальных операций сухопутных войск Вооруженных сил США и разведывательного подразделения специального назначения Воздушно-десантных войск Вооруженных Сил России. В июне в Таджикистане состоялись крупномасштабные антитеррористические учения «Мирная Миссия — 2012», в которых приняли участие пять государств — участников Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). В учениях были задействованы 2000 военнослужащих, в том числе 350 российских. В июле состоялись российско-казахстанские учения «Алдаспан-2012». В августе прошли российско-индийские антитеррористические учения «Индра-2012». Разнообразие решаемых в ходе учений задач подтверждает тот факт, что Организация Договора о коллективной безопасности проводила их в 2012 г. дважды: в августе — «Рубеж-2012», в сентябре — «Взаимодействие-2012» <34>. ——————————— <34> Российско-американские антитеррористические учения. URL: http://www. sdelanounas. ru/blogs/17346 (дата обращения: 10.09.2012); Агаджанян М. Россия и Индия на пространстве «арки» стратегических интересов: может ли «ИНДРА» перерасти в «ИНДРАКИТ»? URL: http://www. ru. journal-neo. com (дата обращения: 10.09.2012); В Таджикистане завершились антитеррористические учения «Мирная миссия — 2012». URL: http://www. avesta. tj/security/12719-v-tadzhikistane-zavershilis-antiterroristicheskie-ucheniya-mirnaya-missiya-2012.html (дата обращения: 10.09.2012).
Таким образом, военно-силовое противодействие терроризму в условиях, когда террористические группы активно прибегают к различным формам вооруженной борьбы, представляет собой объективную необходимость. Однако следует помнить, что соответствующие меры позволяют бороться лишь с проявлениями терроризма, но не с его причинами. Деятельность современных государств показывает, что они нацелены на осуществление координации действий всех заинтересованных государственных структур, укрепление сотрудничества в рамках международных организаций, применение наряду с военными мерами комплекса мер политического, экономического, социального характера, направленных на искоренение причин терроризма.
——————————————————————