Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел правопорядка в сфере потребительского рынка
(Ланина Е. Ю.)
(«Административное и муниципальное право», 2010, N 11)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНАМИ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРАВОПОРЯДКА В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Е. Ю. ЛАНИНА
Ланина Елена Юрьевна, преподаватель Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.
В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы обеспечения правопорядка в сфере потребительского рынка, формулируются предложения по улучшению деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке.
Ключевые слова: потребитель, потребительский рынок, торговля, правопорядок, органы внутренних дел, полиция, регулирование, правонарушение, взаимодействие.
Administrative Legal Support of Law Enforcement by Internal Affairs Agencies in the Sphere of Consumer’s Market
E. Yu. Lanina
The article considers the legal and organizational problems of law enforcement in the sphere of consumer’s market and forms certain suggestions on improvement of the activity by internal affairs agencies in the sphere of prevention and suppression of violation of law on the consumer’s market.
Key words: consumer, consumer’s market, trade, law enforcement, internal affairs agencies, police, regulation, violation of law, interaction.
Перед органами внутренних дел РФ стоят самые разные задачи в сфере обеспечения правопорядка и защиты прав личности. Охранительная деятельность органов внутренних дел реализуется в различных областях жизнедеятельности. В условиях расширения хозяйственных отношений внутри страны, а также в межгосударственном масштабе возрастает объективная необходимость адаптировать органы внутренних дел к новым социально-экономическим реалиям. Развитие экономики РФ обусловливает рост потребления различного рода товаров и услуг, а также предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, вызывает необходимость упорядочивать общественные отношения на потребительском рынке, совершенствовать административно-правовой режим защиты прав потребителей. В обеспечении законности и правопорядка на потребительском рынке задействовано значительное количество органов государственного управления как федерального, так и регионального уровня. Особое место в системе органов исполнительной власти, участвующих в механизме предупреждения и пресечения административных правонарушений, совершаемых в сфере потребительского рынка, занимают органы внутренних дел, которые в лице конкретных служб и подразделений обеспечивают предупреждение и пресечение правонарушений в сфере потребительского рынка, привлечение нарушителей к юридической ответственности. При этом у каждого подразделения или службы своя компетенция в рассматриваемом направлении деятельности. В настоящее время для того, чтобы обеспечить правопорядок в указанной сфере, органы внутренних дел осуществляют контрольно-надзорную, юрисдикционную, разрешительную, а также нормотворческую деятельность, выступают субъектом взаимодействия с различными федеральными органами исполнительной власти: Ростехнадзором, Роспотребнадзором, а также Департаментами потребительского рынка, которые созданы во многих субъектах РФ. Однако, несмотря на большое количество сформированных органов исполнительной власти, которые призваны упорядочить сферу потребительского рынка, утверждать, что в настоящее время управленческим воздействием охвачены все общественные отношения в рассматриваемой сфере, пока нет оснований. Недостатки в организации предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка негативным образом сказываются на уровне законности и правопорядка в рассматриваемой сфере. Известно, что проблема предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка имеет большое социально-экономическое значение.
Поэтому сегодня, как никогда, назрела насущная необходимость совершенствовать правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка, налаживать взаимодействие между органами внутренних дел и другими субъектами контрольно-надзорной деятельности в рассматриваемой сфере.
Особое место в механизме предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка занимают органы внутренних дел. Органы внутренних дел в сфере потребительского рынка осуществляют широкий спектр правоохранительной деятельности. Так, органы внутренних дел осуществляют предупреждение, пресечение преступлений, административных правонарушений на потребительском рынке, контрольно-надзорную, а также разрешительную деятельность. В этой связи нельзя поддержать направления реформирования МВД России, в ходе которых подразделения по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке в таком крупном субъекте РФ, как Москва, фактически ликвидируются, а полномочия органов внутренних дел по контролю за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на потребительском рынке сокращаются. Органы внутренних дел, располагая оптимальным арсеналом административно-правовых средств, могут вносить существенный вклад в дело предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка. Существующие реалии свидетельствуют о необходимости воссоздания подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка в г. Москве и Московской области.
Следует отметить, что основной формой реализации контрольно-надзорных функций в деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений на потребительском рынке является проверка. Проверка — это совокупность проводимых специализированными подразделениями милиции общественной безопасности мероприятий по надзору и контролю за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на потребительском рынке.
В целях создания единой правоприменительной практики проведения проверок субъектов предпринимательства и привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, нарушающих законодательство в области защиты прав потребителей, а также усиления контроля за соблюдением законности в сфере потребительского рынка необходимо принять совместный приказ, согласованный заинтересованными ведомствами и службами (МВД России, Прокуратура РФ, Роспотребнадзор), которым регламентировался бы порядок, формы и методы проведения проверок хозяйствующих субъектов сотрудниками специализированных подразделений милиции общественной безопасности. Этим приказом необходимо определить: понятие проверки, проводимой сотрудниками милиции общественной безопасности органов внутренних дел; круг субъектов, уполномоченных на проведение проверок; перечень объектов проверок; методику проведения проверки (пошаговый алгоритм действий); образцы процессуальных документов, которые отражали бы ход и результаты проверки.
Необходимо сказать, что органы внутренних дел наделены комплексом полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере потребительского рынка. Таких полномочий нет ни у одного органа исполнительной власти. Для того чтобы работа антимонопольных органов, органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов, осуществляющих управление в сфере потребительского рынка, была более эффективной, необходимо принять регламент взаимодействия в сфере потребительского рынка. Так, документ может быть утвержден совместным приказом различных ведомств и включать:
I. Общие положения.
II. Принципы взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынке.
III. Направления взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынке.
IV. Основные формы и методы взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынке.
V. Режим взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынке.
VI. Полномочия органов внутренних дел и иных субъектов взаимодействия в сфере потребительского рынка.
VII. Информационное обеспечение взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынке.
В целях недопущения необоснованного сокращения полномочий органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка, на наш взгляд, целесообразно исключить из Приказа МВД России от 5 декабря 2008 г. N 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики» положение, запрещающее проведение подразделениями милиции общественной безопасности проверок субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, не относящимся к компетенции органов внутренних дел, в том числе по соблюдению лицензионных требований и условий не лицензируемых МВД России видов деятельности, поскольку оно фактически лишает органы внутренних дел возможности осуществлять деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка.
С учетом масштабов фальсификации и контрафакта на российском потребительском рынке назрела необходимость разработать и принять единую комплексную государственную, а также региональные программы по противодействию обороту контрафакта и фальсификата в рассматриваемой сфере. Данная программа должна включать следующие основные аспекты:
— оптимизацию функций федеральных и региональных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять административно-правовое регулирование в сфере потребительского рынка;
— уточнение полномочий сотрудников специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, в том числе по вопросу осуществления сотрудниками милиции общественной безопасности такого оперативно-розыскного мероприятия, как проверочная закупка;
— развитие в субъектах РФ экспертных центров и лабораторий по производству исследований контрафактной и фальсифицированной продукции;
— создание единой электронной базы данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, причастных к изготовлению и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции.
Для сохранения и распространения положительного опыта применения методики выявления административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, разработанной в ряде субъектов РФ, а также формирования единой правоприменительной практики по привлечению к административной ответственности лиц, нарушающих законодательство об авторском праве и смежных правах и о защите товарного знака, необходимо разработать и распространить по всем подразделениям органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка соответствующие методические рекомендации. К разработке таких рекомендаций целесообразно привлечь соответствующие отделы правового обеспечения Министерства внутренних дел РФ, органов Прокуратуры РФ, а также представителей Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека.
Библиографический список
1. Бурак М. Н. Административно-правовые средства предупреждения правонарушений в сфере потребительского рынка: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
2. Пархоменко Т. Криминологическая безопасность потребительского рынка // Законность. 2008. N 7.
3. Пивоварова А. И. Тенденции развития административных правонарушений в сфере потребительского рынка // Проблемы совершенствования законодательства на современном этапе. Белгород, 2009.
4. Сулейманов С. М. Общая характеристика преступности, посягающей на правильное функционирование потребительского рынка // Российская юстиция. 2008. N 12.
5. Таскаев Н. Н. Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка — необходимое условие обеспечения его безопасности // Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития. Иркутск, 2005.
6. Ульянова В. Н. Проблемы административно-правового регулирования потребительского рынка // Правовая политика и жизнь. 2001. N 3.
7. Язев В. А. Закон в советской торговле. М., 1987.
——————————————————————