Продовольственная безопасность регионов в контексте Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации

(Чеботарева А. А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2010, N 3)

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. ЧЕБОТАРЕВА

Чеботарева А. А., доцент Читинского государственного университета, кандидат юридических наук.

Состояние продовольственной безопасности как составной части экономической безопасности регионов России все больше привлекает к себе внимание населения и общественных организаций. Острота проблемы связана с резким ухудшением качества продовольствия, его биологической полноценности и безопасности для здоровья людей. Продовольственная безопасность государства — важнейшая часть экономической и национальной безопасности страны, подразумевающая такое состояние экономики и АПК страны, которое при сохранении и улучшении среды обитания без уменьшения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних и внутренних условий, при бесперебойном поступлении продуктов питания в места их потребления обеспечивает население страны по доступным ценам экологически чистыми и полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства в объеме не ниже 80%, энергетическая полезность которых не ниже 75% от научно обоснованных норм. Продовольственная безопасность определяется аграрной политикой государства во всех ее направлениях, включая финансовую поддержку производителей, защиту их интересов, развитие материально-технической базы, что в совокупности закрепляется в Конституции Российской Федерации, в других законодательных и нормативных актах государства. В свете очевидного понимания, что решение проблемы качества и безопасности продовольственных товаров на потребительском рынке России, ее субъектов требует объединения усилий органов государственной власти, производителей и продавцов продовольственных товаров, органов правоохранительной системы и государственных контрольно-надзорных органов, общественных организаций, утверждение Президентом РФ 30 января 2010 г. Доктрины продовольственной безопасности <1> является важным шагом. ——————————— <1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 3 февраля.

Само понятие продовольственной безопасности определено Доктриной как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики, необходимое условие реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. При этом система обеспечения продовольственной безопасности определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации. Доктрина развивает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 <2>, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации, учитывает нормы Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г. <3>, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в этой области. ——————————— <2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая. <3> См.: Морская доктрина Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2001 г. // URL: http://www. president. kremlin. ru.

Остановимся на удельном весе отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов. По оценкам экспертов, для продовольственной безопасности достаточно производить около 80 процентов продовольствия, а остальное можно завозить. Критерии, установленные Доктриной, во многом превышают этот показатель: удельный вес зерна — не менее 95 процентов; мяса и мясопродуктов — не менее 85 процентов; молока и молокопродуктов — не менее 90 процентов; картофеля — не менее 95 процентов; соли пищевой — не менее 85 процентов. Для сравнения: в Соединенных Штатах Америки, во Франции уровень самообеспечения продовольствием — 100 процентов, в Германии — 93 процента, в Италии — 78 процентов. Угрозами обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в Доктрине названы: — низкий уровень платежеспособного спроса населения на пищевые продукты; — недостаточный уровень развития инфраструктуры внутреннего рынка; — ценовые диспропорции на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов — с другой; — недостаточный уровень инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; — сокращение национальных генетических ресурсов животных и растений; — дефицит квалифицированных кадров; — различия в уровне жизни городского и сельского населения; — искусственные конкурентные преимущества зарубежной продукции, формируемые за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах. Доктрина определяет следующие задачи в области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности: — совершенствование нормативной правовой базы функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, исходя из основных направлений и механизмов реализации положений Доктрины; — осуществление мониторинга, прогнозирования и контроля состояния продовольственной безопасности; — оценка устойчивости экономики страны к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера; — оценивание устойчивости продовольственного снабжения городов и регионов, зависимых от внешних поставок пищевых продуктов; — формирование государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения продовольственной безопасности. В сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, а также на организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы (далее — социальное питание). В части физической доступности пищевых продуктов предстоит развивать межрегиональную интеграцию в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения, более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевых продуктов или оказавшихся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создать условия для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов. Очевидно, что принятая Доктрина положит начало нормотворчеству в анализируемой сфере общественных отношений, поскольку является основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. В соответствии с Доктриной органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти: — реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности; — разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности; — формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации; — обеспечивают ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что в ряде регионов уже до принятия Доктрины приняты и действуют соответствующие законы, например Закон Костромской области от 26 мая 2008 г. N 317-4-ЗКО «О продовольственной безопасности Костромской области» <4>. Данный Закон определяет основные направления деятельности органов государственной власти по обеспечению продовольственной безопасности Костромской области, регулирует отношения в области формирования и гарантированного обеспечения населения Костромской области пищевыми продуктами, не оказывающими вредного воздействия на здоровье человека и среду обитания. ——————————— <4> См.: Закон Костромской области от 26 мая 2008 г. N 317-4-ЗКО «О продовольственной безопасности Костромской области» // URL: http://www. garant. ru/hotlaw/kostroma.

В анализируемом Законе четко разграничены полномочия представительных и исполнительных органов власти региона в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Так, к полномочиям Костромской областной Думы относятся: 1) принятие законов Костромской области в сфере продовольственной безопасности и осуществление контроля за их исполнением; 2) утверждение областных целевых программ в сфере продовольственной безопасности; 3) рассмотрение и утверждение расходов областного бюджета, необходимых для формирования, размещения и исполнения областного государственного заказа на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для областных нужд; 4) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Костромской области. Определяемые Законом полномочия администрации Костромской области в сфере продовольственной безопасности также достаточно широки, к ним относятся: 1) разработка и реализация областных целевых программ в сфере продовольственной безопасности, развития конкуренции на продовольственном рынке Костромской области; 2) координация деятельности государственных органов, обеспечивающих продовольственную безопасность на территории Костромской области; 3) обеспечение необходимого уровня производства продовольствия для Костромской области; 4) обеспечение закупок и поставок необходимого объема сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для областных нужд; 5) определение до начала года квот для сельскохозяйственных товаропроизводителей (поставщиков) на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для областных нужд по гарантированным ценам; 6) установление предельных размеров торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую из регионального продовольственного фонда, с учетом безубыточной реализации готовой продукции; 7) разработка комплекса мер, направленных на помощь малоимущим гражданам, проживающим в Костромской области, в приобретении продуктов питания первой необходимости; 8) введение системы специальных мер, временное установление особых режимов обеспечения продовольствием населения Костромской области в случае возникновения продовольственного кризиса; 9) содействие формированию рыночных структур, выходу организаций на рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия иных субъектов Российской Федерации, а также привлечению покупателей на рынок Костромской области. Закупка и ввоз тех видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для областных нужд, потребность в которых удовлетворяется сельскохозяйственными товаропроизводителями Костромской области, не производятся за счет средств областного бюджета; 10) оказание организациям помощи в решении финансовых, транспортных, энергетических и других проблем, связанных с заготовкой, переработкой товарной сельскохозяйственной продукции и поставками ее потребителям, в том числе в рамках утвержденных областных целевых программ; 11) разработка и утверждение отраслевой схемы размещения оптовой торговли пищевыми продуктами; 12) создание реестра поставщиков продовольственных товаров с целью привлечения их на поставки товаров для областных государственных нужд; 13) определение перечня отдельных видов социально значимых пищевых продуктов; 14) оказание методического и организационного содействия организациям продовольственного комплекса в проведении эффективной политики по защите экономических интересов Костромской области. Кроме того, Законом Костромской области «О продовольственной безопасности Костромской области» предусмотрено создание регионального продовольственного фонда, который создается для удовлетворения потребностей Костромской области в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии и включает в себя оптимальный объем зерна и зернопродуктов для удовлетворения потребностей населения области в хлебе и хлебобулочных изделиях, отдельные виды социально значимых продуктов, а также продукты питания для обеспечения учреждений социальной сферы, финансируемых из областного бюджета. Очевидно, что в ближайшее время и в других регионах активизируется нормотворческая деятельность в данном направлении, поскольку в третьем пункте своего Указа Президент постановил как федеральным органам государственной власти, так и органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в практической деятельности и при разработке нормативных правовых актов, касающихся обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

——————————————————————