Продовольственная безопасность Российской Федерации как обязательное условие обеспечения ее реальной независимости

(Власов В. А.) («Юридический мир», 2010, N 10)

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ РЕАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ <*>

В. А. ВЛАСОВ

——————————— <*> Vlasov V. A. Food supply security of the Russian Federation as an obligatory condition of securing actual independence thereof.

Власов В. А., заместитель директора юридического института по НИР Красноярского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье исследуются актуальные вопросы продовольственной безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения качества и безопасности продовольствия, пищевой продукции с использованием генетически модифицированных микроорганизмов, экологически чистой высококачественной сельскохозяйственной продукции. Выводы автора могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, Доктрина продовольственной безопасности, критерии продовольственной безопасности, проблемы продовольственной безопасности.

The article studies topical issues of food supply security of the Russian Federation in the sphere of securing quality and security of food, food products with the use of genetically modified bacteria, ecologically pure agricultural products. The author’s conclusions might be used in law-making and law-application activity.

Key words: food supply security, Doctrine of food supply security, problems of food supply security.

Продовольственная безопасность является составной частью национальной безопасности Российского государства, поэтому проблемы ее реального обеспечения являются одними из самых актуальных в современный период. Обращает на себя внимание тот факт, что в последние два десятилетия значительно возрос научный интерес в диссертационных исследованиях представителей прежде всего экономической <1> и юридической <2> наук к изучению отдельных аспектов продовольственной безопасности. Рассматриваемые вопросы не только имеют важное стратегическое значение, но и являются социально значимыми для населения. ——————————— <1> Моисеенков А. В. Продовольственная безопасность России как социально-демографическая проблема (на примере сельского населения Российской Федерации): Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2002; Лысоченко А. А. Система и механизм обеспечения продовольственной безопасности региона в условиях переходной экономики России (на примере АПК Ростовской области): Автореф. дис. … канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2002; Старостин В. В. Совершенствование системы управления продовольственной безопасности региона: Автореф. дис. … канд. экон. наук. Владимир, 2002 и др. <2> Белхароев Х. У. Правовое обеспечение продовольственной безопасности современной России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003; Стеценко С. В. Становление и развитие таможенного законодательства и его роль в государственно-правовом механизме обеспечения продовольственной безопасности России в XIX — XX вв.: историко-правовое исследование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2006; Кузнецов С. А. Уголовно-правовая защита продовольственной безопасности: по материалам города Москвы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007 и др.

Нельзя также не отметить, что «сам термин «продовольственная безопасность» был введен в научный оборот только в первой половине 70-х годов XX в. (после глубокого зернового кризиса 1971 — 1972 гг.), будучи заимствованным из рекомендаций Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) <3>. В современный период принят важнейший международный документ — Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности, в п. 1 которой указано, что главы государств и представительств, представители Европейского сообщества согласились «принять все необходимые меры, требуемые на национальном, региональном и глобальном уровнях и от всех государств и правительств…» <4>. ——————————— <3> Чернова О. А., Степенко В. Е. Продовольственная безопасность: научно-теоретические подходы к определению терминологии // Юридический мир. 2006. N 10. С. 44. <4> Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности, Рим, 16.11.2009 // URL: www. mid. ru.

Реальные меры в этом направлении принимаются на федеральном уровне и в Российской Федерации. Более 12 лет назад был разработан проект Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации», который рассматривался в Государственной Думе РФ, но осуществлявший полномочия Президента РФ Б. Н. Ельцин отказался подписать его. Россия в то время, по его мнению, не могла обеспечить необходимую для исполнения требований проекта данного Закона поддержку сельскохозяйственной отрасли <5>. Поэтому нельзя не приветствовать принятие Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» <6> (далее — Доктрина). Уже сам факт его принятия не только показывает, насколько важна и актуальна продовольственная сфера для Российской Федерации, но и указывает на приоритет национальных интересов в области оборота продовольствия. Более того, Доктрину можно охарактеризовать как стратегический нормативный правовой акт национального масштаба. ——————————— <5> URL: http://ibk. ru/58943.html. <6> СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 502.

В ней прямо предписывается, что продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Важнейшим достижением Доктрины является то, что в ней впервые закреплены все основные термины, используемые применительно к исследуемой теме. Безусловно, многие из этих терминов будут вызывать оживленные дискуссии как среди ученых, так и среди практиков. В частности, например, под продовольственной независимостью Российской Федерации понимается устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов, а под продовольственной безопасностью Российской Федерации подразумевается такое состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна — не менее 95 процентов; сахара — не менее 80 процентов; растительного масла — не менее 80 процентов; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85 процентов; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90 процентов; рыбной продукции — не менее 80 процентов; картофеля — не менее 95 процентов; соли пищевой — не менее 85 процентов. Но, несмотря на финансовый кризис, в прошедший год применительно к сельскому хозяйству наметились позитивные тенденции. В частности, Министр сельского хозяйства РФ Е. Б. Скрынник на рабочей встрече с Президентом РФ Д. А. Медведевым, где обсуждались итоги работы сельскохозяйственной отрасли за 2009 г., доложила главе государства, что, «по данным Росстата, объем производства сельскохозяйственной продукции в 2009 году вырос на 1,2 процента по сравнению с 2008 годом». Она также указала на то, что запланированные в Доктрине показатели будут достигнуты в течение пяти лет, а по зерну норма по выращиванию отечественной продукции уже перевыполнена <7>. Это подтверждается словами заместителя Председателя Государственной Думы РФ Н. В. Герасимовой, сказанными ею 1 июня 2010 г. во время проведения семинара-совещания, посвященного ходу выполнения Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»: «…в прошлом году было собрано около 100 млн. тонн зерна, 25 из которых были проданы за пределы нашей страны» <8>. ——————————— <7> URL: http://kremlin. ru/news/6727. <8> Девин С. К. О ходе реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. N 7. С. 79.

Вместе с тем постоянное увеличение экспорта зерна не должно создавать иллюзию о том, что в Российском государстве с продовольственной безопасностью полный порядок. Как верно указал И. Н. Буздалов, «между тем анализ показывает, что, к примеру, отправляя на экспорт в 2008 году 13,6 млн. тонн зерна, Россия в то же время импортировала в основном продукцию животноводства, то есть экспорт зерна ослабляет кормовую базу, особенно птицеводства и свиноводства, а экспортируя 90% производимых в стране удобрений, страна недобрала (в пересчете на зерно) 40 млн. тонн собственной продукции, так что говорить о благополучии с продовольствием пока всерьез не приходится» <9>. ——————————— <9> URL: http://opec. ru/1158213.

Обеспечение продовольственной безопасности в любом государстве сопряжено с различного рода рисками (политическими, социальными, техногенными, экологическими и т. д.). В результате действия засухи и пожаров в 2010 г. в России прогнозируется значительное падение урожая зерновых. Так, в обзоре Центра развития ГУ — ВШЭ «Новый курс» указывается, что «если две недели назад Е. Б. Скрынник говорила об урожае зерна в 80 — 85 млн. тонн, то последняя оценка Минсельхоза составляет уже 60 — 65 млн. тонн» <10>. ——————————— <10> URL: http://opec. ru/1303396.

Правительство Российской Федерации отреагировало на неблагоприятную ситуацию незамедлительно. Им было принято Постановление от 5 августа 2010 г. N 599 «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации», в котором прямо предписано: «…установить с 15 августа 2010 г. по 31 декабря 2010 г. временный запрет вывоза пшеницы и меслина (код ТН ВЭД ТС 1001), ячменя (код ТН ВЭД ТС 1003 00), ржи (код ТН ВЭД ТС 1002 00 000 0), кукурузы (код ТН ВЭД ТС 1005), муки пшеничной или пшенично-ржаной (код ТН ВЭД ТС 1101 00) с территории Российской Федерации» <11>. ——————————— <11> СЗ РФ. 2010. N 32. Ст. 4339.

Выше речь шла о зерне, что же касается иных видов продовольствия, то, как справедливо заметил И. Г. Ушачев, «для того чтобы выйти на установленные Доктриной показатели продовольственной независимости с учетом допустимой доли импорта и обеспечения рациональных норм питания населения, нам потребуется, по нашим расчетам, увеличить производство молока, мяса и овощей примерно в полтора раза, а фруктов — более чем в два раза. Это огромная задача» <12>. ——————————— <12> Девин С. К. О ходе реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. N 7. С. 83.

В Доктрине указано, что для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги. На этой проблеме хотелось бы остановиться подробней. Первый генетически модифицированный продукт был получен еще в прошлом веке, в 1983 г. в немецком городе Кельне. Но самых больших успехов научные и практические исследования в области генной инженерии достигли в США. В 1994 г. американские исследователи предоставили на продовольственный рынок партию помидоров, которые не боялись холода, долгое время хранились и сохраняли товарный вид. Для этого в ДНК помидора ученые ввели ген камбалы, в картофель был введен ген бактерии, яд которой смертельно опасен для колорадского жука, и т. д. В современный период в Российской Федерации разрешено для использования 14 видов пищевой продукции растительного происхождения и 5 видов генетически модифицированных микроорганизмов. Среди них шесть сортов кукурузы, три — картофеля, три сорта вездесущей сои, по одному сорту риса и свеклы. Соответственно каждый гражданин Российской Федерации имеет право на осознанный выбор качественных продуктов питания. В обязательном порядке производитель обязан маркировать те продукты питания, компоненты которых получены с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента, о чем прямо указывается в п. 2 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» <13>. Вместе с тем в отличие от большинства зарубежных стран, где в любом продовольственном магазине или супермаркете товар, содержащий генетически модифицированные организмы, указывается потребителю в виде яркой и наглядной информационной надписи об этом, в России эти нормы грубо нарушаются. Современные реалии таковы, что наше государство импортирует ежегодно значительное количество сои и продуктов ее переработки из США, Аргентины, Бразилии. А это те страны, в которых преимущественно выращивается генно-модифицированная соя. Сложилась интересная ситуация: отечественным аграрным товаропроизводителям действующее законодательство запрещает выращивать (производить) генно-модифицированную продукцию, а вот использование ими зарубежного генно-модифицированного сельскохозяйственного сырья, а также произведенного из него продовольствия разрешено. ——————————— <13> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.

Также целесообразно ввести стимулирование аграрных товаропроизводителей в производстве экологически чистой высококачественной сельскохозяйственной продукции с установлением повышенных цен на нее, например при осуществлении ее закупок для государственных и муниципальных нужд. Экологически чистую высококачественную сельскохозяйственную продукцию целесообразно использовать в качестве лечебной и диетической для диетического и детского питания, санаторно-курортного обслуживания. Указанная продукция в обязательном порядке должна иметь место и в розничной торговле с обязательной маркировкой об этом. Давно назрела объективная необходимость в разработке и принятии специального Федерального закона «О государственном стимулировании выращивания (производства) экологически чистой высококачественной сельскохозяйственной продукции аграрными товаропроизводителями Российской Федерации». Это направление должно стать одним из приоритетных в структуре государственной аграрной политики, поскольку «в России сосредоточено 9% мировой продовольственной пашни, 52% черноземов, 20% запасов пресной воды, 9% производства минеральных удобрений» <14>. Безусловно, данное предложение потребует внесения изменений в целый ряд федеральных законов, в первую очередь в Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» <15>, Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» <16>, Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» <17>, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <18>. ——————————— <14> Ушачев И. Г. Обеспечение продовольственной безопасности России: проблемы и пути решения // Аграрное и земельное право. 2009. N 1. С. 9. <15> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303. <16> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150. <17> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 34. <18> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Таким образом, следует учитывать тот факт, что без обеспечения населения Российской Федерации качественным и доступным продовольствием не может быть не только здоровой нации, но и реальной продовольственной независимости.

——————————————————————