Некоторые проблемные аспекты продовольственной безопасности
(Власов В. А.) («Российская юстиция», 2010, N 11)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В. А. ВЛАСОВ
Власов В. А., кандидат юридических наук, заместитель директора Юридического института Красноярского государственного аграрного университета.
Статья посвящена исследованию права граждан Российской Федерации на полноценное питание, в ней также рассмотрены отдельные проблемные аспекты продовольственной безопасности. Предпринята попытка рассмотреть не только федеральное законодательство, регулирующее вопросы продовольственной безопасности, но и некоторые нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: полноценное питание, аграрная политика, национальная безопасность, продовольственная безопасность, импорт продовольствия, качество продовольствия, экологически чистая сельскохозяйственная продукция.
Article is devoted research of the right of citizens of the Russian Federation on a high-grade food in it separate problem aspects of food safety also are considered. Attempt to consider not only the federal legislation regulating questions of food safety, but also some standard legal certificates of subjects of the Russian Federation is undertaken.
Сбалансированное по качеству, количеству и ассортименту продовольственное обеспечение населения Российского государства служит одним из основных факторов обеспечения его жизни, здоровья и благополучия. Концепция государственной политики в сфере полноценного питания граждан Российской Федерации в условиях финансового кризиса способствует постановке новых целей и задач, направленных на повышение конкурентоспособности российских продовольственных товаров, серьезное усиление контроля за качеством и безопасностью продовольствия и формирование достаточных стратегических продовольственных запасов. В современный период развитие сельского хозяйства в Российской Федерации закреплено в качестве одного из приоритетных национальных проектов нашего государства. Это указывает на то, что государство ищет новые подходы к формированию современной аграрной политики в России. Аграрная политика, являясь составной частью экономической политики, определяет главные направления развития сельского хозяйства в различные этапы его развития и совершенствования. Аграрная политика в первую очередь направлена на решение вопросов национальной безопасности вообще и продовольственной безопасности в частности. Национальная безопасность Российской Федерации была закреплена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 <1> (далее — Стратегия). В Стратегии под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
В Стратегии прямо указывалось применительно к повышению качества жизни российских граждан, что «одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность и гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами» (п. 49). В ней также идет речь о том, что «продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги» (п. 50). Исходя из содержания Стратегии вытекает вывод о том, что понятие «продовольственная безопасность» является более узким понятием по отношению к термину «национальная безопасность» и соотносится с ним как «род — вид». Продовольственная безопасность является важнейшей сферой государственных и общественных интересов, а право на защиту от голода закреплено в многочисленных международных источниках и вытекает из содержания ряда норм Конституции РФ 1993 г. (ст. ст. 7 и 41). К сожалению, на уровне Российской Федерации такой важнейший, особенно в условиях финансового кризиса, нормативный правовой акт, как Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» отсутствует, несмотря на то что проект указанного федерального закона ранее рассматривался в Государственной Думе. В этом отношении позитивный пример показывают субъекты Российской Федерации (Республика Башкортостан, Ставропольский край, Приморский край, Рязанская область и т. д.). Например, в Законе Ставропольского края от 14 мая 1999 г. N 17-кз «О продовольственной безопасности Ставропольского края» указано следующее определение продовольственной безопасности: «продовольственная безопасность — гарантированное обеспечение потребностей населения основными продуктами питания в соответствии с физическими нормами, закладываемыми при расчете потребительской корзины» <2>. ——————————— <2> Закон Ставропольского края от 14 мая 1999 г. N 17-кз «О продовольственной безопасности Ставропольского края» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 1999. N 5 (59). Ст. 740.
В Законе же Рязанской области от 11 мая 2000 г. N 31-ОЗ «О продовольственной безопасности и защите рынка Рязанской области» закреплена несколько иная в юридическом понимании трактовка данного термина: «продовольственная безопасность — состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость области и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни человека» <3>. ——————————— <3> Рязанские ведомости. 2000. N 94 — 95.
Применительно к рассматриваемой проблеме нельзя не отметить принятый сравнительно недавно Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности» <4> (далее — Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120), в котором развиваются положения упомянутой выше Стратегии. ——————————— <4> СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 502.
В этом же подзаконном нормативном правовом акте на федеральном уровне указывается, что продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Нетрудно заметить, что законодатель в Стратегии и Указе Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 по-разному подходит к основным направлениям обеспечения продовольственной безопасности. Важнейшим достижением исследуемого нормативного правового акта является то, что в нем впервые закреплены все основные термины, используемые применительно к рассматриваемой теме. Безусловно, многие из этих терминов будут вызывать оживленные дискуссии как среди ученых, так и среди практиков. В частности, например, под продовольственной независимостью Российской Федерации понимается устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов, а под продовольственной безопасностью Российской Федерации характеризуется такое состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. В Указе Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 также закреплены и другие важнейшие категории, такие как «показатель продовольственной безопасности», «критерий продовольственной безопасности», «рациональные нормы потребления пищевых продуктов», «экономическая доступность продовольствия», «физическая доступность продовольствия». Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна — не менее 95%; сахара — не менее 80%; растительного масла — не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90%; рыбной продукции — не менее 80%; картофеля — не менее 95%; соли пищевой — не менее 85%. Если же мы обратимся к реальным статистическим данным, то получим неутешительную картину. В частности, И. Г. Ушачев прямо пишет о том, что «внутренний рынок России характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта: за счет него формируется до 40% продовольственных ресурсов. По мясу доля импорта оценивается в 41%, по молоку — в 26% <5>. Общеизвестно, что, например, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге потребление импортных продуктов доходит до 75% <6>. Впечатляют и те объемы роста импорта продовольственных товаров, завозимых на территорию Российской Федерации, причем не только в процентах, но и в реальном долларовом эквиваленте. Так, в 2000 году этот объем составлял 7,4 млрд. долларов, а в 2008 году — 36 млрд. долларов <7>. ——————————— <5> Ушачев И. Г. Обеспечение продовольственной безопасности России: проблемы и пути решения // Аграрное и земельное право. 2009. N 1. С. 11. <6> Преснякова О. П. Проблемы продовольственной безопасности // Аграрное и земельное право. 2009. N 1. С. 63. <7> Воронин Б. А. Проблемы обеспечения продовольственной независимости в Российской Федерации в современных условиях // Аграрное и земельное право. 2009. N 11. С. 11.
Важной проблемой продовольственной безопасности остается качество продовольствия. Как справедливо заметил И. Г. Ушачев «в нашу страну нередко завозятся невостребованные в самих государствах-экспортерах некачественные и даже вредные для здоровья человека продукты питания. Так, в прошлом году было забраковано и снижена сортность 20% рыбы и рыбопродуктов, 14% консервов, 66% крупы, 60% маргариновой продукции, поставленных из-за рубежа» <8>. ——————————— <8> Ушачев И. Г. Обеспечение продовольственной безопасности России: проблемы и пути решения // Аграрное и земельное право. 2009. N 1. С. 13.
В обозначенном выше Указе Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 прямо указано, что для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги. На этой проблеме хотелось бы остановиться более подробно. Первый генетически модифицированный продукт был получен еще в прошлом веке, 1983 году в немецком городе Кельне. Но самых больших успехов научные и практические исследования в области генной инженерии были достигнуты в США. В 1994 году американские исследователи предоставили на продовольственный рынок партию помидоров, которые не боялись холода, долгое время хранились и сохраняли товарный вид. Для этого в ДНК помидора ученые ввели ген камбалы, в картофель был введен ген бактерии, яд которой смертельно опасен для колорадского жука, и т. д. и т. п. В современный период в Российской Федерации разрешены для использования 14 видов пищевой продукции растительного происхождения и 5 видов генетически модифицированных микроорганизмов. Среди них шесть сортов кукурузы, три — картофеля, три сорта вездесущей сои, по одному сорту риса и свеклы. В кондитерской промышленности из генетически модифицированных микроорганизмов можно готовить паточный крахмал, этиловый спирт. Соответственно, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на осознанный выбор качественных продуктов питания. В обязательном порядке производитель обязан маркировать те продукты питания, которые получены с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, о чем прямо указывается в п. 2 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» <9>. Вместе с тем, в отличие от большинства зарубежных стран, где в любом продовольственном магазине или супермаркете товар, содержащий генетически модифицированные организмы указывается потребителю в виде яркой и наглядной информационной надписи об этом, в России эти нормы грубо нарушаются. ——————————— <9> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.
Также целесообразно ввести стимулирование аграрных товаропроизводителей в производстве экологически чистой высококачественной сельскохозяйственной продукции с установлением повышенных цен на нее с обязательной маркировкой об этом на ней. Экологически чистую высококачественную сельскохозяйственную продукцию целесообразно использовать в качестве лечебной и диетической для диетического и детского питания, санаторно-курортного обслуживания. Рамки настоящей статьи не позволяют остановиться на проблеме правового положения собственно аграрных товаропроизводителей как основных субъектов производства сельскохозяйственной продукции <10>. ——————————— <10> Более подробно об этой проблеме см.: Власов В. А. Некоторые проблемные аспекты правового положения аграрных товаропроизводителей // Аграрное и земельное право. 2009. N 11. С. 136 — 142.
Подводя итог, следует учитывать тот факт, что без полноценного питания не бывает здоровой нации, к чему непременно должна стремиться Российская Федерация.
——————————————————————