Предпринимательская деятельность аграрных товаропроизводителей в сфере продовольственной безопасности Российской Федерации

(Власов В. А.) («Безопасность бизнеса», 2011, N 4)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АГРАРНЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

В. А. ВЛАСОВ

——————————— <*> Vlasov V. A. Entrepreneurial activity of agricultural manufacturers in the sphere of food security of the Russian Federation.

Власов Валерий Александрович, заместитель директора Юридического института по НИР Красноярского государственного аграрного университета, заведующий кафедрой права Красноярского филиала МЭСИ, доцент, кандидат юридических наук.

Данная статья посвящена предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей в сфере продовольственной безопасности. Автор подчеркивает, что без полноценного и качественного продовольствия не может быть здоровой нации и, следовательно, именно от предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей зависит надлежащая реализация данного постулата.

Ключевые слова: аграрные товаропроизводители, продовольственная безопасность, предпринимательская деятельность.

The present article deals with entrepreneurial activity of agricultural manufacturers in the sphere of food security. The author stresses that without a full-fledged and quality food there can not be a healthy nation and therefore the due realization of this provision depends on entrepreneurial activity of agricultural manufacturers.

Key words: agricultural manufacturers, food security, entrepreneurial activity.

Предпринимательская деятельность аграрных товаропроизводителей по своей юридической природе представляет собой достаточно специфическое и уникальное явление, т. к. использует различного рода и вида публично-правовые и частноправовые интересы для решения задач, направленных как на непосредственное извлечение прибыли собственно аграрными товаропроизводителями различных организационно-правовых форм, так и на одновременное решение стратегических публичных целей самого государства. В процессе реализации аграрными товаропроизводителями предпринимательской деятельности осуществляются единовременно как частноправовые, так и публично-правовые цели и задачи. Нельзя не отметить, что в юридической науке исследование проблем предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве рассматривается как комплексное явление, которое интегрирует и частноправовые, и публично-правовые аспекты. Обращает на себя внимание тот факт, что отсутствие четкой и единой концепции взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и аграрных товаропроизводителей является одной из серьезнейших проблем в аграрном секторе экономики. Термин «предпринимательская деятельность аграрных товаропроизводителей» на законодательном уровне нигде не закреплен. Безусловно, термин «предпринимательская деятельность аграрных товаропроизводителей» является сложным, комплексным, неоднородным правовым феноменом, т. к., во-первых, он представляет собой составную часть более широкого термина «предпринимательская деятельность», закрепленного в ст. 2 ГК РФ и характеризующегося как самостоятельная, инициативная деятельность аграрных товаропроизводителей, функционирующих в специфической аграрной сфере, обладающих специальной правосубъектностью, направленная на систематическое получение прибыли на свой риск, под свою имущественную ответственность от производства, переработки, хранения, транспортировки, реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оказания услуг и выполнения работ; во-вторых, предпринимательская деятельность аграрных товаропроизводителей обязательно подвергается государственному регулированию со стороны специально уполномоченных органов и их должностных лиц (государственная регистрация, лицензирование, налоги, квоты, государственные закупочные цены и т. д.); в-третьих, предпринимательская деятельность аграрных товаропроизводителей имеет свою собственную отличительную специфику (использование земли, объектов животного и растительного мира в качестве основных средств производства, сезонность, учет природно-климатических факторов и т. д.). Соответственно, правовой режим предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей имеет комплексный междисциплинарный характер, состоящий из различного рода и вида экономических, политических, экологических, демографических, социальных и юридических мероприятий, которые опосредуются правовыми нормами гражданского, предпринимательского, финансового, трудового, экологического, земельного, административного, уголовного, аграрного и некоторыми другими отраслями законодательства Российской Федерации. Вместе с тем предпринимательская деятельность аграрных товаропроизводителей может быть выделена в качестве отдельной правовой категории, которая требует серьезного научного правового анализа. Особую актуальность рассматриваемый вопрос вызывает в связи с обострившейся проблемой продовольственной безопасности нашей страны. Это связано с увеличивающимся ввозом фальсифицированных, некачественных и опасных для населения продуктов питания. Самообеспечение страны продовольствием характеризуется в первую очередь возможностью удовлетворения ее продовольственных потребностей за счет собственного аграрного производства. Следует также отметить резкое снижение качества и отечественного продовольствия, зараженного пестицидами, микотоксикантами, нитратами и т. д. и т. п. В связи с этим вопросы продовольственной безопасности вообще и применительно к предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей вызывают все большую озабоченность как на государственном уровне, в научных кругах, так и на обывательском уровне. В последнее время значительное внимание на государственном уровне уделяется указанной проблеме, в т. ч. следует обратить внимание на Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности» <1> (далее — Доктрина). В ней прямо предписывается, что продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. ——————————— <1> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 5. Ст. 502.

Важнейшим достижением Доктрины является то, что в ней впервые закреплены все основные термины, используемые применительно к исследуемой теме. Безусловно, многие из этих терминов будут вызывать оживленные дискуссии как среди ученых, так и среди практиков. В частности, например, под продовольственной независимостью Российской Федерации понимается устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов, а под продовольственной безопасностью Российской Федерации подразумевается такое состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении зерна — не менее 95%; сахара — не менее 80%; растительного масла — не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90%; рыбной продукции — не менее 80%; картофеля — не менее 95%; соли пищевой — не менее 85%. Но несмотря на финансовый кризис, в прошедший год применительно к сельскому хозяйству наметились позитивные тенденции. В частности, Министр сельского хозяйства РФ Е. Б. Скрынник на рабочей встрече с Президентом РФ Д. А. Медведевым, где обсуждались итоги работы сельскохозяйственной отрасли за 2009 г. доложила главе государства, что, «по данным Росстата, объем производства сельскохозяйственной продукции в 2009 г., вырос на 1,2% по сравнению с 2008 г.». Она также указала на то, что запланированные в Доктрине показатели будут достигнуты в течение пяти лет, а по зерну норма по выращиванию отечественной продукции уже перевыполнена <2>. Это подтверждается словами заместителя председателя Государственной Думы РФ Н. В. Герасимовой, сказанными ей 1 июня 2010 г. во время проведения семинара-совещания, посвященного ходу выполнения Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»: «В прошлом году было собрано около 100 млн. тонн зерна, 25 из которых были проданы за пределы нашей страны» <3>. ——————————— <2> URL: http://kremlin. ru/news/6727 <3> Девин С. К. О ходе реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. N 7. С. 79.

Вместе с тем постоянное увеличение экспорта зерна не должно создавать иллюзии того, что в Российском государстве с продовольственной безопасностью полный порядок. Как верно указал И. Н. Буздалов, «между тем анализ показывает, что, к примеру, отправляя на экспорт в 2008 г. 13,6 млн. тонн зерна, Россия в то же время импортировала в основном продукцию животноводства, т. е. экспорт зерна ослабляет кормовую базу, особенно птицеводства и свиноводства, а экспортируя 90% производимых в стране удобрений, страна недобрала (в пересчете на зерно) 40 млн. тонн собственной продукции, так что говорить о благополучии с продовольствием пока всерьез не приходится» <4>. ——————————— <4> URL: http://opec. ru/1158213

Обеспечение продовольственной безопасности в любом государстве сопряжено с различного рода рисками (политическими, социальными, техногенными, экологическими и т. д.). В результате засухи и пожаров в 2010 г. в России прогнозируется значительное падение урожая зерновых. Так, в обзоре Центра развития ГУ — ВШЭ «Новый курс» указывается, что «если две недели назад Е. Б. Скрынник говорила об урожае зерна в 80 — 85 млн. тонн, то последняя оценка Минсельхоза составляет уже 60 — 65 млн. тонн» <5>. ——————————— <5> URL: http://opec. ru/1303396

Правительство Российской Федерации отреагировало на неблагоприятную ситуацию незамедлительно. Им было принято Постановление от 5 августа 2010 г. N 599 «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации», в котором прямо предписано: «…установить с 15 августа 2010 г. по 31 декабря 2010 г. временный запрет вывоза пшеницы и меслина (код ТН ВЭД ТС 1001), ячменя (код ТН ВЭД ТС 100300), ржи (код ТН ВЭД ТС 1002000000), кукурузы (код ТН ВЭД ТС 1005), муки пшеничной или пшенично-ржаной (код ТН ВЭД ТС 110100) с территории Российской Федерации» <6>. ——————————— <6> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 32. Ст. 4339.

Выше речь шла о зерне, что же касается иных видов продовольствия, то, как справедливо заметил И. Г. Ушачев, «для того чтобы выйти на установленные Доктриной показатели продовольственной независимости с учетом допустимой доли импорта и обеспечения рациональных норм питания населения, нам потребуется, по нашим расчетам, увеличить производство молока, мяса и овощей примерно в полтора раза, а фруктов — более чем в два раза. Это огромная задача» <7>. ——————————— <7> Девин С. К. Указ. соч. С. 83.

Подводя итог, следует отметить, что без полноценного и качественного продовольствия не может быть здоровой нации и, следовательно, именно от предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей зависит надлежащая реализация данного постулата.

——————————————————————