Налоговые аспекты продовольственной безопасности
(Шарыкина Т. А.)
(«Налоги» (журнал), 2007, N 4)
НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Т. А. ШАРЫКИНА
Шарыкина Т. А., научный сотрудник научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, адъюнкт заочной формы обучения, лейтенант милиции.
Проблема обеспечения населения высококачественными продуктами питания, а также состояние продовольственного рынка были и остаются наиболее актуальными проблемами для каждого государства. Продовольственный рынок, в свою очередь, должен обеспечивать стабильный гарантированный доступ населения к продовольствию в необходимом количестве и ассортименте.
В настоящее время, учитывая рост численности населения в мире и острую нехватку основных базовых продуктов питания в ряде стран, экспорт и импорт продовольствия становится одним из основных факторов формирования и развития межгосударственных экономических отношений.
Модельный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.
Главными критериями продовольственной безопасности являются физическая и экономическая доступность продовольствия, гарантии качества и безопасности пищевых продуктов, снижение до минимально возможного уровня импортной зависимости рынка.
В настоящее время осуществляемые в России социально-экономические преобразования, вызванные переходом к рыночной экономике, а также открытием границ, стихийной интеграцией России в мировой продовольственный рынок, затронули все без исключения сферы и отрасли народного хозяйства, в том числе сельское хозяйство и рынок продовольствия. Это привело к появлению особой категории угроз продовольственной безопасности — налоговой, сущность которой мы и раскроем в настоящей статье.
Взаимосвязь продовольственной безопасности с налоговой безопасностью государства очевидна. Можно с высокой долей вероятности утверждать, что недопоступление в казну налогов от предпринимательской деятельности в продовольственном бизнесе достигло колоссальных размеров.
Уклонению от уплаты налогов организациями, занятыми в сфере снабжения населения продовольствием, способствуют:
— большие обороты готовой продукции, сырья и материалов;
— высокий процент возможной порчи товара в силу естественных причин;
— широкие возможности в области реализации контрафакта;
— сложность осуществления налогового контроля в сфере стихийно образующихся точек реализации продукции (во дворах, с собственных автотранспортных средств и т. д.);
— высокий удельный вес правонарушений в области бухгалтерского учета, проще говоря, отсутствие первичных документов и учетных регистров как объектов мониторинга;
— массовые уклонения от использования контрольно-кассовых машин, использование неисправного учетно-измерительного оборудования и т. д.
Нельзя отрицать тот факт, что продовольственные рынки были и остаются одним из наиболее криминализированных срезов российской экономики. Приведем в пример фальсификацию. Фальсификация продуктов осуществляется следующими методами: снижается ценность продукта путем добавления к нему недорогого компонента или путем изъятия у него более ценных составных частей; низкие сорта продуктов подделываются под высокие; вводятся вещества для предупреждения быстрой порчи продукта (борная кислота, соль, специи). Чем это чревато с точки зрения налоговой безопасности? Количество поступающих на потребительский рынок фальсифицированных продуктов питания огромно ввиду снижения объемов отечественного производства многих пищевых продуктов и неуклонного роста импорта продовольственного сырья и пищевых продуктов, а последствия их потребления наносят колоссальный вред качеству жизни человека, но, помимо прочего, реализация фальсифицированной продукции не регистрируется и соответственно с точки зрения ценовой конкуренции становится более выгодной, нежели легитимная торговля и уплата налогов и сборов в полном объеме.
Антисоциальная деятельность формирует соответствующие сознание, установки и настроение. Принижение социально-нравственных критериев в одних областях неизбежно ведет к их падению в других. Основными причинами сложившегося положения являются:
— низкий уровень доходов населения и низкая потребительская грамотность;
— недостаточная профессиональная подготовка большинства предпринимателей и непосредственных продавцов;
— наличие многочисленных посредников от изготовителя до потребителя;
— несовершенство законодательной базы и нескоординированность деятельности контролирующих и правоохранительных органов;
— широкое развитие внемагазинных форм торговли, в том числе на рынках, которые остаются одной из самых неблагополучных сфер торговли.
Именно на рынках, согласно материалам проверок МВД, торговля ведется без госрегистрации и зачастую контролируется преступными группировками, специализирующимися на производстве и реализации фальсифицированной продукции. Малообеспеченные слои населения больше всего страдают от продажи некачественных товаров, приобретая товары на рынках и в мелкорозничной сети. Палаточная и лоточная торговля не имеют условий ни для продажи, ни для хранения товаров.
Вышеуказанные вызовы относятся к первой группе налоговых аспектов продовольственной безопасности, а именно взаимосвязи доходной части бюджета и рынков продовольствия. Но существует и обратная связь, а следовательно, вторая группа факторов, приводящих к корреляции налоговой системы и состояния продовольственной безопасности.
В современных условиях развития экономики возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких и ресурсоемких производств, в том числе организаций и предприятий агропромышленного комплекса.
Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации является результатом реформ, которые были вызваны необходимостью создания системы налогообложения, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета, исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. В то же время остается множество проблем, в частности нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества и объема льгот. Постоянные изменения, отсутствие экономической концепции налогообложения, органически вписывающейся в продовольственную стратегию государства на более или менее продолжительный период, играют отрицательную роль, особенно для организаций, занятых в сельском хозяйстве и в переработке сельскохозяйственной продукции.
Функционирование сельскохозяйственного производства и национальных и наднациональных рынков продовольствия на Западе целиком основано на системе государственного регулирования.
Защита внутреннего рынка и выравнивание условий производства — неизбежные компоненты экономической политики каждого государства, причем аграрная сфера является почти обязательной зоной относительно высокого уровня защиты. Эти защитные меры, кроме импортных тарифов, включают компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот.
Реформы привели к значительным структурным изменениям в системе АПК при общем спаде сельскохозяйственного производства и поставок продовольствия. Доля вклада АПК в доходы народного хозяйства значительно понизилась, вклад же самого сельского хозяйства как основы АПК также сократился по всем показателям. Это, несомненно, представляет серьезную проблему с точки зрения продовольственной безопасности. Поскольку нивелирование уровня угроз в продовольственной сфере зависит от уровня развития экономики, то это означает, что обеспечение экономической безопасности является важнейшим условием обеспечения продовольственной безопасности. В свою очередь, продовольственные ресурсы формируются в сфере агропромышленного производства. Таким образом, АПК, в той степени, насколько он обеспечивает население продовольствием, выступает гарантом социально-экономической стабильности общества, политической и экономической независимости государства.
В основе обеспечения продовольственной безопасности лежит организация всего агропромышленного комплекса, охватывающая крупные национальные аспекты, такие, как выращивание растений и животных, а также обеспечение средствами производства и реализация конечной продукции, обеспечение экономической безопасности. В целом же продовольственная безопасность является комплексным понятием, предполагающим обеспечение физической и экономической доступности продуктов питания для населения в объемах, ассортименте и качестве, необходимых для здоровой жизнедеятельности, с учетом достигнутого уровня доходов населения или их роста за счет преимущественно внутреннего производства продуктов питания с учетом норм, рекомендуемых Институтом питания РАМН.
Значительный период времени в России отмечалось снижение экономического потенциала и уровня жизни населения. Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства, что надолго закрепило сохранение угрозы экономической и продовольственной безопасности отдельных регионов и страны в целом.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что в результате ликвидации централизованной системы планирования и распределения материальных ресурсов нарушились хозяйственные связи между сельхозтоваропроизводителями, переработчиками и потребителями. Это послужило началом резкого снижения объемов производства отечественных продуктов питания и потребления их на душу населения, поставок продовольствия, содержащего генно-модифицированные источники, что, несомненно, представляет собой угрозу экономической безопасности, функционированию продовольственных рынков страны. Одновременно с этим необходимо подчеркнуть, что в последние годы потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется за счет отечественного производства в среднем на 50 — 60%, что свидетельствует о зависимости страны от импорта, это также является прямой угрозой национальной безопасности в сфере экономики. В свою очередь, для России желательным пределом продовольственного самообеспечения является 80 — 85%, т. е. для того, чтобы была обеспечена продовольственная безопасность населения, 80 — 85% потребляемых продуктов питания должны производиться собственным аграрным сектором страны, предел же в 75% является критическим.
По разным экспертным оценкам, граница продовольственной безопасности находится на уровне импорта продовольствия в размере 18 — 35% потребления. Существенное превышение критического уровня, даже по самым низким оценкам, в России обусловлено прежде всего кризисным положением отечественного сельского хозяйства. Такое положение обусловлено в большей степени неэффективными способами проведения экономической реформы в целом и аграрной в частности.
При реформировании аграрного производства приоритет был отдан не главной функции сельского хозяйства — насыщению продовольственного рынка продуктами растительного и животного происхождения и сырьем пищевой и легкой промышленности, а социально-экономической задаче — созданию нового класса собственников, который представлял собой силу, способную решить проблему продовольствия в стране. Важнейшая функция сельскохозяйственного производства, заключающаяся в обеспечении потребностей населения в продуктах питания, необходимых для поддержания жизни и здоровья нации, выпала из внимания при проведении реформ. Проведение реформ привело к кризису в аграрном секторе экономики и вызвало серьезные деформации в обеспечении населения страны продовольственными товарами, а также росту преступлений экономической направленности в сфере оптовой и розничной торговли продовольствием.
Продовольственная безопасность тесно связана с экономической безопасностью в целом, поскольку именно от состояния экономики страны зависят развитие агропромышленного комплекса и рост благосостояния народа.
Проблемы продовольственной безопасности необходимо решать только путем сочетания рыночного саморегулирования с государственным воздействием на развитие рынка продовольствия и государственной поддержкой аграрного сектора экономики. Стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса прежде всего требует создания таких условий для его сердцевины, сельского хозяйства, которые бы обеспечивали расширенное воспроизводство на основе целевой дифференцированной по отраслям, зонам и регионам страны поддержки производителей продовольствия. Развитие аграрного сектора экономики невозможно без ее общего подъема и перехода от свертывания производства к расширенному воспроизводству, вместе с тем ключом к росту объемов производства является аграрное производство.
В последние годы в результате общеэкономических преобразований сельскохозяйственные и промышленные товаропроизводители не могли в полной мере реализовать свою продукцию. В этих условиях иностранные производители и поставщики быстрее сориентировались. Произошло заполнение российского рынка импортной продукцией, поставляемой по демпинговым ценам. Большинство импортных продовольственных товаров, ввозимых в Россию по демпинговым ценам, нередко бывают низкого качества, экологически опасными и даже запрещенными в развитых странах.
В связи с этим часть российских производителей не выдержали конкуренции, многие разорились. Данный процесс объясняется распадом системы централизованных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия без создания новых распределительных рыночных структур. Это привело к возникновению стихийных продовольственных рынков, неорганизованному посредничеству в сфере сбыта продукции, присваивающему значительную долю прибыли. Одной из причин сложившейся ситуации являются существующие недостатки федерального законодательства, которое в недостаточной мере защищает российского сельхозпроизводителя и не позволяет ему быть конкурентоспособным на мировом рынке продовольствия.
В связи с этим масштаб проблемы требует неординарных подходов и решений в сфере налоговых правоотношений, способных обеспечить в кратчайший период выход аграрного сектора и смежных с ним отраслей экономики из кризиса, которые будут способствовать повышению уровня экономической безопасности государства в целом.
Превентивные меры, в том числе законодательные, направленные на обеспечение экономической безопасности, ликвидацию сложившихся угроз и восстановление продовольственной безопасности, обеспечение выхода аграрного комплекса из кризиса, будут способствовать решению обозначенных проблем. Поэтому одним из важнейших стратегических направлений государственной продовольственной политики на ближайший период является создание эффективной рыночной системы производства, распределения, обмена и сбыта сельхозпродукции и продовольствия, переход от нецивилизованных рынков к организованным продовольственным рынкам, а также разработка четкой и последовательной стратегии налогообложения, основывающейся на комплексном анализе имеющейся информации о сложившейся ситуации на продовольственных рынках России, с учетом международного опыта. Важно иметь точные данные о состоянии продовольственной безопасности в стране, необходимые для составления прогнозов дальнейшего развития ситуации, различных экономических программ, а также принятия мер государственного регулирования, предоставления общественности достоверной информации о состоянии продовольственной безопасности в стране. В этих целях необходимо ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности, в том числе составление баланса необходимого и фактического уровней производства продовольствия в государстве, сбор и анализ данных о снабжении населения жизненно важными продуктами питания, а также подготовка прогнозных оценок развития ситуации в области продовольственной безопасности.
Литература
1. Налоговый кодекс РФ, часть 1 от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, часть 2 от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
2. Закон города Москвы от 12 июля 2006 г. N 39 «О продовольственной безопасности города Москвы».
3. Добросоцкий В. И. Государственное регулирование продовольственного рынка. М., 2000. 111 с.
4. Габрук Е. В. Влияние развития современных форм розничной торговли на продовольственную безопасность // Продовольственная безопасность в системе народосбережения: Материалы Международной науч.-практ. конф. / Отв. за выпуск М. В. Федоров, В. П. Иваницкий. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006. Секция 3. Продовольственные рынки. Инвестиции, финансы, страхование. 232 с.
5. Семенова Л. П. Главбух. Отраслевое приложение «Учет в торговле». N 1. I квартал 2004.
——————————————————————