Правовые основы противодействия деликтности в Москве с учетом территориальных различий и ряд приоритетных направлений ее предупреждения

(Кобец П. Н.)

(«Административное и муниципальное право», 2011, N 12)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕЛИКТНОСТИ В МОСКВЕ

С УЧЕТОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ И РЯД ПРИОРИТЕТНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

П. Н. КОБЕЦ

Кобец Петр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России.

В статье исследуются проблемы преступности в г. Москве, в работе анализируются причины правонарушений и преступности в мегаполисе, обращается внимание на правовые и организационные меры противодействия преступности в г. Москве.

Ключевые слова: правонарушения, преступность, противодействие, профилактика, пресечение, взаимодействие, отрицание, тенденция, причина, характеристика, мегаполис.

Legal grounds for suppression of delictability in Moscow taking into account territorial differences and a number of priorities in its prevention

P. N. Kobets

The article studies the issues of crime in Moscow. The author analyzes the causes of violations and crimes in a metropolis and pays our attention at the legal and organizational measures of suppression of crime in Moscow.

Key words: violation of law, criminality, suppression, prevention, restraint, interaction, denial, tendency, reason, characteristics, metropolis.

Для уяснения специфики преступности городской агломерации важен анализ ее социально-территориальной распространенности. Для г. Москвы, как уже отмечалось, характерна повышенная внутренняя миграция населения. Вызвана она, во-первых, тем, что исторически сложившееся размещение в центральной части городов данного типа административных учреждений, а также значительное количество крупных универмагов, музеев, театров, ресторанов, других мест массового отдыха вызывает усиленный приток в центр, помимо приезжих, жителей периферийных зон; во-вторых, у большинства жителей, как правило, отмечается несовпадение мест работы, жительства и проведения досуга.

В г. Москве с ее чрезвычайно разнородной социально-экономической и социально-демографической структурой более чем другому городу свойственно внутригородское передвижение населения. По данным транспортных ведомств, всеми видами транспорта в городе перевозится более 6 млрд. пассажиров в год, или 17 млн. человек в день. С криминологической точки зрения это означает, что в городе Москве совершение преступлений и места жительства преступников часто не совпадают. Далеко не все преступления, совершенные на территории определенного административного района, совершены лицами, постоянно проживающими в этом же районе. Таким же образом лишь часть всех преступлений, совершенных жителями данного городского района, совершена на территории этого района. Следовательно, при анализе фактической распространенности преступности необходимо учитывать процессы «миграции» преступности.

Социологами отмечается, что, когда границы административно-территориальной единицы не совпадают с границами отдельных видов жизнедеятельности ее населения (например, район большого города, иногородний поселок и т. п.), совокупность преступлений, совершенных в определенный период в данной административно-территориальной единице, не отражает адекватно состояния преступности как одной из характеристик проживающего там населения.

Насколько существенно это несовпадение, показывают проведенные рядом криминологов исследования о том, что удельный вес правонарушителей, совершивших правонарушения за пределами своего места жительства, равен 50% от всего количества правонарушений, совершенных жителями данного района.

Это означает, что при анализе реального состояния преступности в том или ином районе надо иметь в виду, что преступность территориальной единицы в «чистом» виде равна сумме преступлений, совершаемых жителями данного района в районе своего проживания, и преступлений, совершаемых ими на территории других районов и населенных пунктов, минус преступления, совершаемые на территории данного района жителями других районов и населенных пунктов.

В практическом отношении все эти взаиморасчеты производить очень трудно, особенно при наличии большого количества исследуемых объектов, так как не существует специальных учетов, отражающих сведения о совершении жителями того или иного района преступлений в других административно-территориальных единицах. Однако делать такой анализ, хотя бы с определенной степенью точности, представляется крайне важным.

Анализ территориальной распространенности преступности в г. Москве показывает, что уровень так называемой миграции преступности здесь очень высок, причем для разных районов он неодинаков. Наибольшее число преступлений в других районах города совершается, как правило, жителями «периферийных» районов г. Москвы.

Указанные обстоятельства в значительной степени объясняют наблюдаемую на протяжении ряда лет устойчивую, ярко выраженную территориально-географическую дифференциацию уровней преступности в различных районах города. Анализ величины коэффициента зарегистрированной преступности, проведенный за десять лет (в расчете на 10 тыс. человек населения, с учетом соотношения возрастных групп) позволил выделить среди районов Москвы группу «лидеров» с наиболее высоким уровнем преступности и группу «аутсайдеров», в которой отмечается сравнительно невысокий коэффициент преступной активности. В первую группу опять-таки вошли центральные районы города, отличающиеся относительно небольшими размерами и высокой плотностью заселения, во вторую — районы, тяготеющие к окраинной части столицы, занимающие большие территории и соответственно насчитывающие большее количество жителей.

14 августа 1991 г. в соответствии с распоряжением правительства Москвы от 26 июля 1991 г. N 15-РП и во исполнение Приказа МВД СССР от 29 июля 1991 г. N 253 был издан приказ начальника ГУВД Мосгорисполкома N 429, согласно которому во вновь образованных административных округах Москвы созданы новые структуры органов внутренних дел (на базе районных УВД).

В 1992 г. региональные УВД были реорганизованы (кроме Центрального округа) в муниципальные отделы внутренних дел, образованные на базе укрупненных отделений милиции. Позже, в 1999 г., в структуре Центрального окружного УВД были также вместо старых РУВД образованы 11 районных отделов внутренних дел.

В результате проведенной реорганизации оказалось, что наиболее однородным по своим криминологическим параметрам оказался Центральный округ, имеющий в своей структуре сравнительно одинаковые по уровню преступности и социально-экономическим показателям районы.

Восточный округ после включения в него бывшего Сокольнического района приобрел ярко выраженную индустриальную направленность с чрезвычайно сложной криминологической ситуацией.

Чрезвычайно схожими оказались показатели Южного и Юго-Западного округов, а также Северо-Западного округа, — регионов преимущественно «спального» типа и т. д.

Укрупнение административно-территориальных единиц столицы привело к определенному изменению криминологической карты города. По существу, это коснулось только официальной уголовной статистики, «привязанной» теперь к новому территориальному делению г. Москвы. Фактически же криминологический облик города по-прежнему определяют те естественно исторические условия жизни столицы, которые складывались многие десятилетия. Для преступности, не знающей границ, перестройка города мало что изменила. Гораздо существеннее для нее оказались происшедшие за последние годы коренные преобразования в общественно-политической и экономической жизни общества. Более значимыми изменения административно-территориальной схемы г. Москвы явились для правоохранительных органов. Проведенная реорганизация структуры управления столицей повлекла за собой реорганизацию органов прокуратуры, юстиции и в наибольшей степени — органов внутренних дел, что, естественно, не могло не сказаться на результатах их работы.

В настоящее время, согласно существующей в ГУВД по г. Москвы отчетности, можно оперировать только статистическими данными в масштабе административных округов.

В отличие от прежних районов, занимаемая площадь и население которых значительно отличались друг от друга, административные округа сформированы примерно одинаковыми по размерам и особенно населению (кроме Центрального, Северо-Западного и Зеленоградского). Это несколько облегчает задачу их сравнительно-криминологического анализа и типологии, что будет сделано ниже.

Вместе с тем произведенная нивелировка административных округов предопределяет их определенное криминологическое выравнивание и соответственно меньшую возможность для осуществления криминологической группировки.

Тем не менее анализ уголовной статистики за последние годы позволяет утверждать, что и на базе столь крупных территориальных единиц отмечаются существенные особенности их криминологических характеристик. В частности, в начале нынешнего тысячелетия самая неблагоприятная криминологическая ситуация складывалась в Центральном, Северном и Северо-Восточном округах. Сравнительно низкий уровень преступности был зарегистрирован в Западном и Северо-Западном округах.

Если взглянуть на качественную сторону криминологических показателей, то обращает на себя внимание тот факт, что по уровню тяжких преступлений на первые два места вышли Юго-Восточный и Восточный округа.

Таким образом, даже на уровне округов столицы отмечается явная дифференциация территорий по степени их криминальной пораженности. Наиболее неблагоприятная общая криминальная обстановка складывается в центре, на севере, северо-востоке и востоке г. Москвы, наименее — на юге и юго-западе.

Объясняется это, на наш взгляд, тем, что центр города в силу выполняемых им функций является местом притяжения значительных масс как местного, так и приезжего населения, в том числе криминально ориентированного. Здесь же самый высокий уровень преступности приезжих.

Таблица N 1

Динамика общего количества зарегистрированных

преступлений, совершенных в г. Москве в 2006 — 2010 гг.

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Общее количество 218011 237384 230631 211914 212050 185911

зарегистрированных

преступлений

Динамика в абсолютных 19373 6753 -18717 136 -26139

цифрах

Темп прироста 6,1% 8,9% -2,8% -8,1% 0,1% -12,3%

снижения), в %

Север, Северо-Восток, Юго-Восток и Восток являются средоточием промышленного потенциала города. Социальный состав лиц, работающих на данных предприятиях, как известно, отмечается повышенной криминогенной активностью.

Наиболее низкий уровень преступности, отмечаемый на юге и юго-западе столицы, обусловливается тем, что это преимущественно «спальные» районы г. Москвы.

Основной задачей настоящего исследования стал более углубленный дифференцированный анализ территориальных особенностей преступности административных округов столицы за последние годы и их учет в профилактической деятельности органов внутренних дел г. Москвы.

Как уже отмечалось, одной из самых крупных проблем, с которыми сталкиваются правоохранительные органы столицы, является огромная внешняя и внутренняя миграция, в том числе криминально активных лиц.

Она в значительной мере и предопределила особенности территориальной распространенности преступности в столице.

В целом можно отметить, что динамика общего количества зарегистрированных преступлений, совершаемых в г. Москве, весьма разнонаправленная, при этом можно с уверенностью говорить о наметившемся тренде на снижение регистрируемых преступлений.

Данная тенденция может объясняться в первую очередь направленной на снижение преступности работой органов внутренних дел г. Москвы и, конечно же, в целом общей положительной организацией работы по предупреждению преступности в исследуемом нами субъекте (см. таблица N 1).

Далее рассмотрим динамику общего количества зарегистрированных преступлений, совершенных в административных округах г. Москвы в 2006 — 2010 гг. (см. таблица N 2).

Таблица N 2

Динамика общего количества зарегистрированных

преступлений, совершенных в административных округах

г. Москвы в 2006 — 2010 гг.

Годы 2006 2007 2008 2009 2010

ЦАО 27116 25853 21914 22691 19093

Темп прироста 13,1% -4,7% -15,5% 3,5% -15,9%

(снижения), в %

СВАО 23537 217778 19877 20175 17515

Темп прироста 13,9% -7,5% -8,7% 1,5% -13,5%

(снижения), в %

ВАО 29036 31127 27647 26640 23311

Темп прироста 4,3% 7,2% -11,1% -3,7% -12,5%

(снижения), в %

ЮВАО 25512 23742 22756 22645 21550

Темп прироста 11,4% -6,9% -4,2% -0,5% -4,8%

(снижения), в %

ЮАО 31346 30953 29826 27166 23355

Темп прироста 4,6% -1,3% -3,6% -8,9% -14,0%

(снижения), в %

ЮЗАО 24184 22780 20820 20916 19118

Темп прироста 6,5% -5,8% -8,6% 0,5% -8,6%

(снижения), в %

ЗАО 25106 23571 21645 22894 18305

Темп прироста 10,6% -6,1% -8,2% 5,8% -20,0%

(снижения), в %

СЗАО 16055 15728 13964 14619 12623

Темп прироста 12,2% -2,0% -11,2% 4,7% -13,7%

(снижения), в %

САО 24145 23582 22438 23047 20086

Темп прироста 7,3% -2,3% -4,9% 2,7% -12,8%

(снижения), в %

Зеленоград 2944 2935 2587 2946 2692

Темп прироста 9,4% 0,3% -11,9% 13,9% -8,6%

(снижения), в %

На основании проведенного исследования следует следующий вывод: на протяжении всего исследуемого периода по абсолютным показателям лидируют Южный округ, Восточный округ, Западный округ, Юго-Восточный округ и Центральный округ.

Наиболее благоприятные показатели в Северо-Западном округе. В остальных округах цифры зарегистрированных преступлений находятся в пределах не менее 20 тысяч преступлений (кроме Зеленограда, в котором число зарегистрированных преступлений не превышает 3 тысяч).

Следует остановиться на характеристике общего количества зарегистрированных преступлений общеуголовной направленности, совершаемых в административных округах г. Москвы в 2006 — 2010 гг.

По преступлениям общеуголовной направленности уровень преступности выглядит несколько иначе. На протяжении всего исследуемого периода наибольший он в Южном округе, затем в Восточном округе, Северном округе, Западном округе, Юго-Восточном округе, Центральном округе, Юго-Западном округе, Северо-Восточном округе, Северо-Западном округе, Зеленоградском округе.

Как видим, Южный округ, Восточный округ, Западный округ лидируют как и по абсолютным показателям преступности, так и по совершению преступлений общеуголовной направленности. Однако ряд округов сместились с лидирующих мест.

Это означает, что в тех округах, которые по общеуголовной преступности оказались на более низких местах, более высока доля преступлений экономической направленности и наоборот.

Также следует отметить, что в ряде округов идет устойчивое увеличение темпа прироста преступности, исключение составил лишь 2008 г., когда снижение темпа прироста преступности наблюдалось абсолютно во всех округа.

Посмотрим на качественную сторону преступности. Она, как известно, характеризуется долей в общей массе преступлений небольшой тяжести, средней тяжести, тяжких и особо тяжких.

В целом по административным округам г. Москвы доля тяжких и особо тяжких преступлений за исследуемый период ежегодно снижалась. По их количеству постоянно лидировали Западный округ, Южный округ, Юго-Восточный округ. Наименьшие показатели — в Северо-Западном, Северо-Восточном и Зеленоградском округах.

В процентном отношении наиболее высокая доля тяжких и особо тяжких преступлений отмечается в Юго-Западном округе, Восточном округе, Юго-Восточном округе. В остальных округах данный показатель варьируется в пределах от 25% до 29%.

По преступлениям общеуголовной направленности, исследуя долю тяжких и особо тяжких преступлений, можно отметить, что по данному показателю нет абсолютных лидеров, хотя несколько впереди всех Восточный, Юго-Восточный и Юго-Западный округа, попавшие также в число округов с худшими показателями тяжких и особо тяжких преступлений по всем видам преступлений.

В Москве с 2006 г. стали меньше убивать. Этот показатель значительно уменьшается на протяжении всего исследуемого периода.

Больше всего убийств регистрируется в Восточном округе, Центральном округе и Южном округе, менее всего — в Зеленоградском округе и Северо-Западном округе.

Анализ исследуемого периода динамики общего количества зарегистрированных убийств и покушений на убийство свидетельствует о резком их снижении, практически в два раза.

Аналогичная тенденция прослеживается и в динамике общего количества зарегистрированного тяжкого вреда здоровью совершаемого в административных округах г. Москвы.

В последние пять лет отмечено существенное уменьшение числа фактов причинений тяжкого вреда здоровью. Наиболее значительны указанные показатели в Юго-Восточном округе, Южном округе, Восточном округе и Северо-Восточном округе. В ряде округов в отдельные годы темп снижения указанных преступлений составил более 40%. В целом же снижение за пять лет общего количества зарегистрированных случаев причинения тяжкого вреда здоровью, совершаемых в административных округах г. Москвы, кроме Зеленограда, произошло более чем в три раза, а в Юго-Восточном округе столицы в 4 раза.

Далее остановимся на рассмотрении динамики общего количества зарегистрированных случаев причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом.

Наряду со снижением числа умышленных убийств, на протяжении исследуемого периода уменьшилось количество случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, что по существу, по крайней мере по последствиям, является разновидностью убийства, только с отсроченным результатом. Больше всего данных видов преступлений фиксируется в Северо-Восточном округе, Восточном и Южном округах. Вместе с тем данные показатели можно расценивать и как активизацию деятельности правоохранительных органов в выявлении и регистрации указанных преступлений в плане своего рода превентивных мер воздействия на потенциальных убийц и иных насильственных преступников.

На протяжении пяти исследуемых лет в г. Москве, как и в стране в целом, идет плавное снижение числа зарегистрированных случаев изнасилований. Причины данного феномена не до конца изучены, хотя одной из них, наряду с объективными факторами, может быть увеличившаяся латентность данного вида преступлений. Между тем в течение пяти лет в ряде административных округов г. Москвы, таких как Южный и Северный, их число постоянно растет.

Наименьшее число изнасилований отмечено в Зеленограде, ежегодно происходит снижение изнасилований в Западном округе.

Наряду со снижением ряда тяжких и особо тяжких видов преступлений имеет место тенденция некоторого снижения такого вида преступлений как похищение человека.

В начале первого десятилетия нового тысячелетия ежегодно в столице регистрировалось около 120 — 130 указанных преступлений, совершаемых, как правило, в целях получения выкупа или других корыстных интересов. В первой половине первого десятилетия их число стабилизировалось и остановилось на цифре 97, к концу десятилетия не более 70 фактов. Больше всего похищают людей в Юго-Восточном округе и Центральном округе.

Далее остановимся на рассмотрении общего количества зарегистрированных краж. Кражи традиционно считаются одним из самых распространенных видов преступлений. Их число (без учета экономических преступлений) в течение прошедших пяти лет остается почти неизменным. Стабильно более всего кражи совершаются в Восточном, Южном, Западном округах.

Примечательно, что в столице на протяжении исследуемого периода неуклонно сокращается число квартирных краж. Стабильный темп снижения рассматриваемых преступлений наблюдается во всех административных округах столицы.

Возможно, одной из основных причин данного обстоятельства является повсеместное повышение технической укрепленности квартир и входных дверей в подъездах жилых домов (установка стальных дверей, организация физической охраны силами жильцов). Более всего темпы снижения квартирных краж отмечаются в Юго-Западном, Южном и Западном округах.

Несмотря на высокую насыщенность столицы различными видами транспорта на протяжении исследуемого периода идет постоянное снижение числа краж, связанных с транспортом. Если в конце 90-х гг. прошлого столетия в г. Москве в среднем совершалось ежегодно 1,5 — 2 тысячи указанных преступлений, а в начале первого десятилетия XXI столетия их число превысило 12 тысяч, то на протяжении исследуемого периода в среднем ежегодно совершается чуть более десяти тысяч краж транспортных средств.

В целом можно отметить, что существенный прогресс отмечается в сфере борьбы с кражами автомобилей и иных транспортных средств. Число тех и других значительно снижается. На это обстоятельство явно повлияли такие факторы, как насыщение рынка автотранспортом и усиление уголовной ответственности за неправомерное завладение транспортным средством без цели хищений.

Существенно за пятилетие с 2006 по 2010 гг. снизилось и число совершаемых в административных округах столице грабежей.

По числу совершенных за исследуемый период грабежей впереди Восточный, Южный и Юго-Восточный округа. В Восточном и Юго-Восточном округах значительно чаще совершаются грабежи с проникновением в квартиры, в Восточном — грабежи водителей, в Центральном и Восточном — грабежи с целью завладения автотранспортом, в Восточном — грабежи без цели завладения автотранспортом.

Значительно сократилось за последние пять лет в административных округах столиц число совершенных разбойных нападений. Однако бесспорным лидером по количеству их совершения являются Восточный округ, Южный округ и Юго-Восточный округ.

Наибольшее число разбойных нападений с применением оружия отмечается в Южном округе и Восточном округе.

Несмотря на отмечаемое снижение числа разбоев с проникновением в квартиры, более всего данных видов преступлений совершается в Южном, Северо-Западном и Восточном округах.

При значительном снижении большинства видов преступлений следует отметить, что этого не скажешь о мошенничестве в целом, а в особенности общеуголовной направленности, больше всего данных деяний совершается в Восточном, Южном, Юго-Восточном и Центральном округах столицы.

Необходимо отметить стабильный темп прироста мошенничества общеуголовной направленности в большинстве административных округов г. Москвы.

Также отмечается стабильный рост в ряде административных округов г. Москвы количества фактов зарегистрированного незаконного оборота оружия. Чаще всего это происходит в Центральном, Южном, Восточном и Юго-Западном округах.

Далее остановимся на рассмотрении динамики общего количества зарегистрированных совершаемых в административных округах г. Москвы преступлений, связанных с наркотиками, выявленных ОВД.

Проведенное исследование свидетельствует, что в большинстве административных округов г. Москвы идет снижение зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, выявленных ОВД. Ежегодное снижение отмечено с 2008 г. в Центральном округе, в других округах столицы динамика носит волнообразный характер. Однако 2010 г. можно отметить, как «переломный» в плане значительного снижения общего количества зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, выявленных ОВД, практически во всех административных округах столицы.

В процессе проведенного исследования нас заинтересовал вопрос о динамике общего количества зарегистрированных хулиганств, совершаемых в административных округах г. Москвы.

Анализ общего количества зарегистрированных хулиганств, совершаемых в административных округах г. Москвы, показал, что динамика снижения данного состава отмечается практически во всех административных округах г. Москвы. Лидируют по темпам снижения Юго-Восточный округ, Северо-Восточный, Юго-Западный округ, Центральный округ, Зеленоград.

Нельзя не остановиться на рассмотрении общего количества зарегистрированных преступлений несовершеннолетних, совершаемых в административных округах г. Москвы.

Более низкие показатели подростковой преступности и ежегодные темпы снижения имеют Восточный округ, Северный округ, Северо-Западный округ, Юго-Западный округ, Южный округ. С 2009 г. наметилась устойчивая тенденция снижения рассматриваемой преступности в Центральном округе, Северо-Восточном округе, Западном округе.

Логично было рассмотреть и динамику общего количества зарегистрированных преступлений, совершаемых не жителями г. Москвы в административных округах г. Москвы.

Проведенное исследование показало, что больше всего зарегистрированных преступлений, совершаемых не жителями г. Москвы, в административных округах г. Москвы отмечается на протяжении всего исследуемого периода в Центральном округе, Северном округе, Восточном округе, Юго-Западном округе. Гораздо меньше в Северо-Западном округе, Юго-Восточном округе, Южном округе, Зеленограде. Следует отметить, что 2010 г. характеризуется снижением рассматриваемых преступлений во всех административных округах г. Москвы, практически на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Требует внимания анализ динамики общего количества зарегистрированных преступлений, связанных с подделкой документов, совершаемых в административных округах г. Москвы.

Несмотря на то что в большинстве административных округов г. Москвы количество зарегистрированных преступлений, связанных с подделкой документов, имеет ежегодный темп снижения, тем не менее данных преступлений совершается еще немало, а в Северном округе в 2010 г. темп их прироста составил 57,4%, в Северо-Западном округе темп прироста составил 59,8%, а в Восточном округе — 59,4%.

Далее рассмотрим динамику общего количества зарегистрированных преступлений, связанных с контрабандой, совершаемых в административных округах г. Москвы.

Анализ динамики общего количества зарегистрированных преступлений, связанных с контрабандой, совершаемых в административных округах г. Москвы, показал, что за исследуемый период в целом можно говорить о снижении числа рассматриваемых преступлений, но при этом в ряде административных округов происходило и увеличение количества преступлений с высоким темпом роста, как например в Юго-Западном. Северо-Западном административных округах (см. таблицу 2). Однако есть и отдельные тенденции. Так, в таких административных округах г. Москвы, как Центральный, Южный, отмечается ежегодное снижение рассматриваемых преступлений, причем темп снижения весьма существенный.

Рассматривая динамику общего количества зарегистрированных нарушений авторских прав, совершаемых в административных округах г. Москвы, следует отметить общую тенденцию их уменьшения.

В большинстве административных округов идет активное снижение общего количества зарегистрированных нарушений авторских прав. Лидерами среди административных округов по снижению рассматриваемых преступлений являются: Центральный, Юго-Восточный, Западный, Северо-Западный административные округа.

В заключение хотелось бы остановиться на анализе динамики общего количества зарегистрированной легализации денежных средств, совершаемой в административных округах г. Москвы.

Говоря о динамике общего количества зарегистрированной легализации денежных средств, совершаемой в административных округах г. Москвы, следует сказать, что в целом идет активное снижение рассматриваемых преступлений. Наибольший темп снижения на протяжении ряда лет отмечен в Западном административном округе, Южном округе, Северо-Западном округе.

Исходя из анализа криминогенной ситуации в административных округах за последние годы, можно выделить ряд приоритетных направлений предупреждения преступности, в том числе по г. Москве в целом:

— осуществление комплекса мер по предупреждению покушений на убийства, а также умышленных причинений тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, в основном путем активизации борьбы с незаконным оборотом оружия и хулиганством;

— профилактика всех видов краж, в первую очередь автомототранспорта и деталей к нему, а также разбойных нападений на водителей;

— усиление оперативно-розыскной работы по предупреждению и пресечению на ранних стадиях деятельности бандформирований, особенно похищающих людей;

— реализация широкомасштабных комплексных мероприятий по предупреждению преступлений, связанных с наркотиками и сильнодействующими веществами, а также совершенных в состоянии наркотического и токсического возбуждения, в первую очередь среди несовершеннолетних и молодежи;

— выработка новых форм и методов борьбы с групповой преступностью, в том числе организованными формами ее проявления;

— активизация борьбы с преступлениями, совершаемыми ранее судимыми, особенно специализирующимися на совершении однородных, так называемых профессионализированных преступлений;

— предупреждение преступлений, совершаемых лицами, не работающими и не учащимися, путем своевременного их выявления, постановки на учет и организации индивидуального контроля за их поведением;

— переориентация предупредительно-воспитательной работы с несовершеннолетними и молодежью на учащихся общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений, в том числе женского пола;

— усиление борьбы с лицами, не являющимися постоянными жителями Москвы, особенно жителями ближнего зарубежья, а также лицами, не имеющими постоянного места жительства.

Библиографический список

1. Гладких В. И., Борбат А. В., Шабанов Г. Х. Преступность в Московском регионе. М., 1998.

2. Горин Е. В., Костенников М. В., Куракин А. В. Актуальные проблемы административно-правового регулирования. М., 2010.

3. Бабаев М. М., Королева М. В. Преступность приезжих в столичном городе. М., 1990.

4. Костенников М. В., Куракин А. В. Актуальные проблемы науки административного права / Под ред. Н. А. Овчинникова. М., 2011.

References (transliteration)

1. Gladkikh V. I., Borbat A. V., Shabanov G. Kh. Prestupnost’ v Moskovskom regione. M., 1998.

2. Gorin E. V., Kostennikov M. V., Kurakin A. V. Aktual’nye problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya. M., 2010.

3. Babaev M. M., Koroleva M. V. Prestupnost’ priezzhikh v stolichnom gorode. M., 1990.

4. Kostennikov M. V., Kurakin A. V. Aktual’nye problemy nauki administrativnogo prava / Pod red. N. A. Ovchinnikova. M., 2011.

——————————————————————