К вопросу о предупреждении незаконного оборота наркотиков

(Кобец П. Н.)

(«Наркоконтроль», 2008, N 4)

К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ

НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ

П. Н. КОБЕЦ

Кобец П. Н., доктор юридических наук, доцент (г. Москва).

Проблемы распространения наркотиков в России в условиях начала третьего тысячелетия значительно обострились и оказывают все возрастающее негативное влияние на социально-психологическую атмосферу в обществе, экономику, политику, правопорядок, здоровье нации, т. е. затрагивают практически все сферы жизнедеятельности государства и общества.

Распространение наркотических средств и психотропных веществ признается в настоящее время на самом высоком уровне одной из серьезных угроз национальной безопасности, здоровью населения страны, генофонду народов, в ней проживающих. Наркомания и наркопреступность не имеют границ, они разрушают общество, стимулируют рост преступности, коррупции, поражают людей независимо от социального положения, пола, религии и расы.

Наркоситуация в Российской Федерации характеризуется следующими опасными тенденциями. По состоянию на 1 января 2007 г. в наркологических учреждениях на учете состояло 537774 лица, допускающих немедицинское потребление наркотиков, большинство из которых составляют граждане в возрасте до 30 лет. В то же время, по экспертным оценкам, число лиц, имеющих опыт потребления наркотиков, достигает около 4 млн. человек.

Наблюдается постоянное снижение возраста приобщения детей и подростков к употреблению наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. За последние десять лет средний возраст так называемой первой пробы, как показывает ряд исследований, сократился с 17 до 12,5 года. Имеют место случаи употребления наркотиков детьми дошкольного возраста.

По данным социологических опросов, около 40% школьников знают, где и как достать наркотические средства. Значительная часть детей школьного возраста лояльно относится к употреблению наркотиков, считает их потребление частью молодежной субкультуры. Одним из основных факторов, способствующих ухудшению ситуации, связанной с употреблением наркотиков, являются происходящие в последние годы изменения в структуре наркорынка. Снизилась доля «легких» наркотиков, и возрос удельный вес высококонцентрированных препаратов, вызывающих привыкание уже после приема 3 — 4 доз.

Все большее распространение получают синтетические наркотики. Результаты обследования, проведенного среди посетителей клубов в Москве и других городах с целью определения характера употребления наркотиков, показали, что 70% молодых людей в возрасте 16 — 25 лет, злоупотребляющих наркотиками, предпочитают употреблять синтетические наркотики.

Основной причиной данных тенденций является деятельность организованных преступных групп, связанная с получением высоких доходов от незаконного оборота наркотиков.

Наркодельцы предпринимают все возможные меры для интенсивного расширения российского наркорынка. Несмотря на то что в России имеется значительная сырьевая и технологическая база для производства наркотических средств и психотропных веществ, в последние годы значительная часть незаконного наркооборота формируется за счет их контрабанды.

Наиболее сложная оперативная обстановка сложилась на южных границах России, через которые в страну активно поступают опиаты из Афганистана.

Маршруты поставки наркотиков через центральноазиатские государства ведут в крупные города России — Москву, Санкт-Петербург, Самару, Саратов, Екатеринбург, которые можно рассматривать как узловые пункты для распределения наркотических средств по всей стране.

Значительным темпам роста правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, способствует массовое вовлечение подростков и молодежи в потребление амфетаминов. Борьба с этим явлением затруднена, так как основными местами сбыта и употребления синтетических наркотических средств и психотропных веществ служат места массового досуга и развлечений молодежи.

Используемая наркодельцами тактика сбыта наркотиков на дискотеках и в ночных клубах, куда вход осуществляется при наличии клубных карт или специальных приглашений, создает серьезные трудности для правоохранительных органов даже в вопросах элементарного физического проникновения в эти заведения.

Наркомания широко распространена в среде лиц, не имеющих определенных занятий. Они составляют свыше 65% контингента, состоящего на учете в специализированных лечебных учреждениях в связи с немедицинским потреблением наркотиков. Большое количество таких лиц добывают средства на приобретение наркотиков, как правило, противоправным путем. Это значительно осложняет криминогенную обстановку в стране.

При таком количестве злоупотребляющих наркотиками существует широкая база для развития незаконного оборота наркотиков и наркопреступности.

В процессе противодействия распространению наркотиков выработаны различные подходы подобной деятельности: от жестких, карательных до либеральных, от сосредоточения основных усилий на борьбе с незаконным предложением до признания приоритета профилактики незаконного спроса. Однако в настоящее время преобладает концепция сбалансированности и дозированного комбинирования подходов и методов.

В целях изменения ситуации с распространением наркотиков были приняты меры по коренному изменению стратегии борьбы с ним, в результате прежний правоприменительный вектор переместился от борьбы с потребителями наркотиков (наркозависимыми лицами) к противодействию сбыту наркотиков и организованному наркобизнесу, пресечению наркотрафика и подрыву финансовых основ наркопреступности.

Активизации работы по указанному направлению способствовало принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 561, которым была утверждена Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы».

Кроме того, законодательно закреплены понятия «профилактика наркомании» и «антинаркотическая пропаганда».

Анализ ситуации, связанной с проблемой наркомании, указывает на то, что ее профилактику целесообразно осуществлять на следующих уровнях:

I уровень — первичная профилактика — организация и реализация мероприятий антинаркотической пропаганды и рекламы, информирование населения о губительных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте, формирование у молодежи знаний и навыков отказа от потребления наркотиков, пропаганда здорового образа жизни и популяризация физической культуры и спорта;

II уровень — вторичная профилактика — комплекс профилактических мероприятий, проводимых с группами повышенного риска;

III уровень — третичная профилактика — организация и проведение мероприятий по медицинской и социально-психологической реабилитации наркозависимых, предупреждению рецидивов наркотического поведения.

Мероприятия первичной профилактики должны быть направлены:

— на детей, подростков и молодежь в целом;

— детей и подростков, находящихся в неблагополучных семейных или социальных условиях;

— лиц, уже имеющих опыт незаконного потребления наркотиков либо имеющих друзей и знакомых, незаконно потребляющих наркотики.

Вторичной профилактики — на детей и подростков из групп повышенного риска, а также лиц, незаконно потребляющих наркотики либо ранее их потреблявших.

Третичной профилактики — на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление, а также прошедших курс лечения и реабилитации от наркозависимости.

При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия на лиц из группы повышенного риска немедицинского потребления наркотиков, обучать детей и подростков умению отказываться от первой пробы наркотиков.

Основные усилия профилактической деятельности должны быть направлены на профилактику наркомании и предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, лагерях отдыха детей и подростков, местах досуга молодежи.

В реализации государственной системы профилактики наркомании и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, должны принимать участие все органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также различные организации, включая государственные учреждения, общественные и религиозные объединения.

В сфере профилактики наркомании имеется ряд проблем, требующих безотлагательного решения. К ним следует отнести необходимость правового закрепления правоотношений, складывающихся в процессе организации работы по выявлению, освидетельствованию, учету, наблюдению, лечению, реабилитации и оказанию социальной помощи лицам, злоупотребляющим наркотическими средствами и психотропными веществами, а также в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

В целях решения этих проблем целесообразно законодательно решить вопрос о применении принудительного или обязательного лечения лиц, потребляющих наркотики, прежде всего больных наркоманией, ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни, а также наркоманов, ущемляющих права других граждан.

Включить в уголовное законодательство в качестве меры принуждения для больных наркоманией, совершивших преступления небольшой тяжести, обязательное лечение с заменой на лишение свободы в случае уклонения от него.

Сформировать специальный фонд для целевой поддержки правоохранительных органов и органов здравоохранения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими.

Организовать государственную поддержку предпринимателей, деятельность которых ориентирована на создание условий для бесплатного занятия молодежи физкультурой и спортом как альтернативы потребления наркотиков.

Принять решение на государственном уровне по стимулированию коммерческих и финансовых структур к повышению активности их участия в противодействии незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.

Результаты анализа развития наркоситуации в России и организации мер противодействия распространению наркомании и наркопреступности приводят к выводу, что, несмотря на осознание актуальности антинаркотической профилактической работы среди населения, нашедшее отражение в ряде актов органов власти и управления, отмечается недостаточность либо пробельность в правовом обеспечении всех стадий и направлений профилактической деятельности.

Такое положение дел в указанной сфере является одной из причин того, что на сегодняшний день обществу и государству не удалось достичь перелома в деле противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.

——————————————————————