Моделирование как новое направление государственно-правовых исследований

(Стрельников К. А.) («Конституционное и муниципальное право», 2009, N 24)

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ <*>

К. А. СТРЕЛЬНИКОВ

——————————— <*> Strelnikov K. A. Modeling as a new trend of state-law researches.

Стрельников К. А., начальник отделения правовых основ обеспечения экономической безопасности научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, член экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье обосновывается новое направление государственно-правовых исследований — моделирование. Делается вывод о возможности использования достижений технических и естественных наук в юридических исследованиях.

Ключевые слова: моделирование, модель, государственно-правовые исследования, метод познания, методология.

The article substantiates a new trend of state-law researches — modeling; makes a conclusion on the possibility of use of achievements of technical and natural sciences in legal research.

Key words: modeling, model, state-law researches, method of perception, methods.

Модели играют важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, зданий, электрических цепей и т. д. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме. Моделирование как познавательный прием неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о живой и неживой природе, об обществе построение и использование моделей являются мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения является предварительное построение и исследование модели, отображающей какую-либо грань рассматриваемого явления. Вместе с тем современная юриспруденция не обладает методологией построения государственно-правовых моделей. И если в отраслевых юридических науках модель ассоциируется с правоотношениями, механизмом правового регулирования либо в целом с отраслью, то в теории государства и права моделированию должного внимания не уделяется. В связи с этим такое направление, как моделирование, может иметь большое будущее в теории государства и права. В связи с этим считаем возможным привести пример трактовки понятий «модель» и «моделирование». При ближайшем рассмотрении моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Если исходить из того, что государство обязано преобразовывать окружающую действительность, то в этом направлении моделирование, как ничто другое, может способствовать правильной постановке цели. Решение научно-правовых проблем или задач требует в первую очередь построения определенных теоретических моделей, а уже затем — механизмов их внедрения в практическую деятельность. Повышение эффективности функционирования различных государственно-правовых механизмов существенно упрощается при правильном понимании сути явления или объекта, учете его закономерностей. В дальнейшем это может снизить риск неблагоприятных последствий от той или иной деятельности. Можно вести речь о том, что грамотно выстроенная модель явления или объекта способствует как внедрению этого объекта, так и последующему его реформированию или корректировке. Достоинством такого метода можно считать наличие альтернатив, поскольку моделирование предполагает возможность построения нескольких моделей, а также сравнение и оценку их свойств в конкретных ситуациях. При этом модель способна отразить не только учтенные закономерности рассматриваемого явления: более важным является свойство любой модели отражать те закономерности, которые остались за гранью восприятия исследуемого объекта, процесса или явления. Теория государства и права имеет свой предмет и метод. Она изучает государственно-правовые явления с помощью общенаучных и специальных методик. Наиболее распространенным методом таких исследований является системный подход. Вместе с тем в гуманитарных и технических науках, для которых точность имеет большее значение, существует иное понимание системного подхода и его методов. Складывается ситуация, при которой системный подход в теории государства и права стал отличаться от общепринятого. Аргументация такой тенденции, как «специфический метод теории государства и права», лишает данную науку общетеоретического метода познания. Кроме того, развитие системного подхода привело к возникновению теорий «самореферентных» и «самоорганизуемых» систем. Игнорирование этих подходов теорией государства и права также не способствует ее развитию в общенаучном смысле. Отличительной особенностью данного метода можно считать то, что построение теоретической модели возможно лишь при синтезе гуманитарного знания. Каждую государственно-правовую проблему придется решать путем объединения сведений из области истории, политологии, социологии, логики, философии, географии, этнологии и, конечно же, юриспруденции. Наивно было бы полагать, что такие государственные задачи, как, например, освоение континентального шельфа или создание союза с другим государством, возможны на основе лишь правового понимания проблемы. Подобный междисциплинарный подход уже используется в технических и гуманитарных науках. Например, синтез географического, исторического и культурного знания позволил создать «теорию этногенеза»; технического знания и естественного — теорию экосистем и т. д. Поэтому решение государственных задач с помощью метода моделирования, основанного на междисциплинарном подходе, является перспективным направлением. Условно теорию государства следует разделить на «классическую» теорию и «прагматическую». Первая — ориентируется на наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структуру, основные элементы, принципы, институты. Вторая же — на создание моделей решения общественных и государственных задач. Правовые проблемы войны и мира, взаимоотношений с другими государствами, реализации национальных проектов, восстановления экономики, развития институтов гражданского общества, повышения благосостояния граждан и т. д. не могут в настоящее время решаться с помощью методологии «классической» теории и истории государства и права. Именно для решения этих на первый взгляд прикладных, но на самом деле глубоко теоретических проблем и требуется дополнение современной юридической науки методами моделирования. Конечно, государственно-правовая модель будет отличаться от модели математической. Но ведь к ней предъявляются иные требования. Во-первых, она открывает тот или иной общественный процесс (проблему). Во-вторых, указывает на ход и возможные последствия этого процесса. В-третьих, анализирует пути воздействия на этот процесс. В-четвертых, рассматривает альтернативные методы решения проблемы в различных приближениях и на различную перспективу. Соотношение «классической» и «прагматичной» теорий государства и права представляется как соотношение общей и особенной частей. В первой части устанавливаются основные понятия и закономерности. Вторая же часть, признавая первоочередную роль общественных процессов, вырабатывает алгоритмы влияния на эти процессы. Автор никоим образом не отрицает важность собственно теоретических исследований. «Классическая» теория является основой научного знания. В то же время она сама может обогатиться новыми категориями и закономерностями, которые будут выявлены в ходе «прагматичных» исследований. Определение подобного вектора развития науки потребует во многом дополнить имеющуюся теоретико-правовую методологию. Значительная роль при этом должна отводиться историческому разделу исследования. Но на данном этапе для истории как науки идея создания моделей развития выглядит почти революционно. Пересмотра потребует известный тезис о том, что «история не терпит сослагательных наклонений». Предполагается, что данная наука не проиграет в случае отмены этого тезиса. Поскольку именно вероятность развития по тому или иному пути, эффект от принятия тех или иных государственных решений во многом представляют практический интерес. В свое время такое направление, как «теоретическая история», уже разрабатывалось рядом ученых <1>. ——————————— <1> См., например: Чернавский Д. С. Синергетика и информация (динамическая теория информации) / Послесл. Г. Г. Малинецкого. 2-е изд., испр. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Считаем, что будущее теории и истории государства и права как науки будет определяться возможностью создания эффективных теоретических историко-правовых моделей перспективного развития государственных и правовых явлений. Содержание понятий «моделирование» и «модель» связано с целями самого метода. Большинство исследователей выделяют три цели моделирования <2>: ——————————— <2> См.: Алтухов В. Л., Шапошников В. Ф. О перестройке мышления: философско-методологические аспекты. М., 1988; Могилев А. В., Пак Н. И., Хеннер Е. К. Информатика. М.: Академия, 1999. С. 674 — 677.

— понимание явлений — постижение сути конкретной системы, ее структуры, свойств, законов развития и взаимодействия с окружающим миром. В нашем случае речь может идти как о государстве, так и о праве либо об отдельных явлениях и структурах, а также о целях или функциях; — управление системой — определение наилучших способов воздействия при заданных целях и условиях. Бессмысленно спорить о том, что управление государством — сложный многогранный процесс, который в первую очередь требует оценки и получения представлений об управляемом объекте, а также анализ условий, целевых показателей, сопротивления и т. д.; — прогнозирование — предвидение прямых и косвенных последствий реализации заданных способов и форм воздействия на систему. Реформирование государственно-правовых институтов требует глубокой проработки закономерностей и связей, присущих этим явлениям. Поэтому моделирование представляется одним из способов, позволяющих представить развитие системы, оценить результаты этого развития и их соотношение с поставленными целями. Практический аспект государственно-правового моделирования состоит в возможности оценки планируемых государственно-правовых решений. Каждое решение предполагает изменение действительности. В связи с этим важно уяснить последствия этих решений. Модель позволяет увидеть, как будут развиваться события и насколько актуально будет то или иное решение. Формируя модель государственно-правового объекта, мы можем судить о его жизнеспособности, устойчивости, эффективности. Как отмечалось выше, модель должна отражать существенные свойства изучаемого или конструируемого объекта. Чтобы обладать максимальным сходством с объектом, юридическая модель должна основываться на системном подходе, позволяющем учесть все компоненты системы. Вместе с тем сам системный подход воспринимается в юридической науке несколько упрощенно. Современный системный подход, как он подразумевается в технических и гуманитарных науках, состоит из следующих направлений: компонентного, структурного, функционального, интегративного. Для каждого из этих направлений характерно свое понимание системы, выделение своих закономерностей. Поэтому исчерпывающее видение системы может дать только синтез всех указанных подходов. Юридическая же наука не оперирует этой методологией. Кроме того, сам системный подход прошел в своем развитии три этапа: от понимания системы как набора взаимосвязанных компонентов до теории аутопойезиса (самоописания), для которой характерно восприятие системы как способа коммуникаций. Такое методологическое направление позволяет анализировать компоненты коммуникативного и идеологического порядка в социальных системах. Изучение государственно-правового объекта невозможно без учета его поведения во внешней среде: мировом сообществе, содружестве других объектов. Дело в том, что многие свойства объекта проявляются именно как реакция на давление этой среды. Государственные процессы представляют собой сложные явления. Внешние факторы, оказывающие на них влияние, чрезвычайно разнообразны, имеют различную природу, протяженность во времени. Таким образом, однозначно предсказать поведение объекта в среде невозможно. Кроме того, противоречивость внешнего окружения государственно-правовых систем требует изучения среды. Все указанные факторы следует учитывать, что наиболее оптимально путем построения модели. Сказанное позволяет сделать вывод о методологической проблеме теории государства и права — необходимости создания методики модельного способа построения государственных и правовых явлений.

——————————————————————