Организация работы органов внутренних дел по выявлению преступлений, связанных с финансированием терроризма

(Стрельников К. А.)

(«Уголовное судопроизводство», 2009, N 1)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА

К. А. СТРЕЛЬНИКОВ

Стрельников К. А., начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.

Одним из направлений борьбы с терроризмом является блокирование подпитывающих его финансовых потоков. В настоящее время существует ряд факторов, которые снижают эффективность противодействия финансированию терроризма. Среди них: недостаточное научное обеспечение противодействия финансированию терроризма, отсутствие специализированной литературы по данной тематике, несоответствие нормативной базы Российской Федерации в этой области международным стандартам и рекомендациям международных органов в области борьбы с финансированием терроризма.

Это влечет за собой низкие показатели правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, по выявлению и раскрытию преступлений, предусмотренных ст. 205.1 УК РФ. В России в 2006 г. зарегистрировано всего 16 преступлений, предусмотренных ст. 205.1 УК РФ, из них только 3 — по фактам финансирования. В 2007 г. — соответственно 7 и 1.

Правовую основу борьбы с терроризмом в России составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Ключевым элементом в системе осуществления Россией мер противодействия терроризму является пресечение финансирования террористической деятельности. В целях выполнения международных обязательств проводится существенная работа по приведению национального законодательства в соответствие с международными стандартами.

Вместе с тем важнейшим направлением государственной политики в указанной сфере остается выявление, пресечение и расследование преступлений террористической направленности.

В ходе исследования установлены меры по противодействию финансированию терроризма, проводимые подразделениями по БЭП и НП МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

Работа по выявлению и пресечению каналов финансирования терроризма экстремистских и террористических организаций происходит на основе долгосрочных планов. В ряде регионов указанный план является межведомственным.

Подразделениями экономической безопасности проводятся постоянные мероприятия по взаимодействию с МРУ Росфинмониторинга по федеральным округам по проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий, общественных объединений и т. д. Регулярно проводятся встречи руководства ОВД и МРУ Росфинмониторинга. Как правило, подразделения формируют совместный план проверок организаций, в отношении которых имеются данные о признаках правонарушений экономической направленности.

Выявление и расследование данного вида преступной деятельности невозможно без хорошо налаженного взаимодействия подразделений по БЭП и НП с другими подразделениями МВД и подразделениями иных субъектов Российской Федерации. Эта ситуация особенно актуальна для Южного федерального округа.

К положительной практике можно отнести обмен судебными приговорами по преступлениям террористической направленности и составление на их основе методических рекомендаций.

МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации принимаются меры к повышению результативности работы по выявлению и пресечению преступлений, связанных с сомнительными финансовыми операциями лицами, причастными к совершению преступлений экономической направленности.

В соответствии с решением совещания при заместителе Министра внутренних дел Российской Федерации подразделениям, обеспечивающим экономическую безопасность, рекомендовано разработать регламент обмена информацией между оперативными подразделениями МВД России о юридических и физических лицах, подозреваемых в причастности к деятельности террористических и экстремистских организаций, их финансированию, оказанию материальной и иной поддержки.

Положительный эффект ожидается от проведения проверок движения денежных средств по банковским картам, изымаемым у лиц, задерживаемых за совершение преступлений и подозреваемых в причастности к финансированию террористической и экстремистской деятельности.

Важное значение для пресечения каналов финансирования имеет распространение списков лиц, разыскиваемых за совершение преступлений террористической направленности.

Имеется положительный опыт пропагандистской деятельности органов внутренних дел, участия представителей МВД России в центральных СМИ, выступления экспертов и руководства, а также проведения индивидуальных бесед с лицами, представляющими интерес.

Вместе с тем при выявлении и расследовании преступлений, связанных с финансированием терроризма, органы внутренних дел испытывают ряд сложностей. К ним можно отнести следующие.

1. Отсутствие информации о лицах, осуществляющих финансовую подпитку террористической и экстремистской деятельности.

В целях повышения информированности о данной категории лиц разрабатывается и в настоящее время апробируется на практике порядок организации проведения совместными рабочими группами мероприятий по отработке конкретной информации о причастности физических и юридических лиц (ПБОЮЛ) к оказанию финансовой или иной помощи террористическим и экстремистским организациям.

2. Не способствует эффективной борьбе с финансированием терроризма отсутствие полноценного взаимодействия с ФСБ России.

В целях проведения совместных мероприятий по ликвидации каналов финансирования, а также оказания иной помощи террористическим и экстремистским организациям следует обеспечить взаимное информирование о лицах, обоснованно подозреваемых в оказании финансовой или иной помощи террористическим и экстремистским организациям.

3. Отсутствие единого подхода правоохранительных органов к противодействию финансированию терроризма.

Не изжита практика преследования валовых показателей в органах внутренних дел. В то же время практика контрразведывательной и разведывательной деятельности также не может отвечать потребностям правоохранительной деятельности. Складывается ситуация, при которой органы внутренних дел нацелены на количественные показатели в деятельности, а органы государственной безопасности — на накопление информации и информирование высших должностных лиц. Такой подход препятствует налаживанию взаимодействия, не способствует обмену информацией и проведению совместных оперативно-розыскных мероприятий.

В целях выработки единого подхода к противодействию финансирования терроризма предлагается разработать единую межведомственную инструкцию по пресечению каналов финансирования терроризма и регламент обмена оперативной информацией.

4. Требует систематизации поступающая в органы внутренних дел информация о террористической деятельности.

Следует решить вопрос о создании специализированной информационно-аналитической базы, в которой скапливалась бы и систематизировалась информация по данному вопросу. В целях повышения эффективности ее использования следует вносить информацию, имеющую не только оперативный характер, но и предложения в законодательство, международный опыт, научные наработки и т. д.

В целом анализ российской системы противодействия финансированию терроризма позволяет сделать вывод о том, что в последние годы в России наметилась тенденция к постепенному созданию правовой модели борьбы с финансированием терроризма. Кроме того, Российская Федерация стала участником почти всех международных конвенций и протоколов, имеющих отношение к терроризму.

Таким образом, были заданы организационные и нормативно-правовые векторы для развития системы противодействия экономическим основам терроризма. В то же время действующая в России система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма имеет ряд существенных недостатков и в целом не соответствует уровню угроз, исходящих от международного терроризма.

——————————————————————