Противодействие экономической экспансии иностранных корпораций: проблемы и перспективы

(Стрельников К. А.) («Внешнеторговое право», 2009, N 1)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ ИНОСТРАННЫХ КОРПОРАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К. А. СТРЕЛЬНИКОВ

Стрельников К. А., кандидат юридических наук, член экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации.

Для начала приведем выдержку из статьи Стратегии национальной безопасности расширения и участия США. К слову, этот документ является нормативным аналогом Концепции национальной безопасности России: «Мы должны оживить экономику, чтобы поддерживать вооруженные силы, инициативы за рубежом и глобальное влияние. Мы должны принимать активное участие в международных делах, чтобы открыть иностранные рынки и создать рабочие места для американцев» <1>. ——————————— <1> Стратегия национальной безопасности расширения и участия: A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. Wash., February 1995. Перевод Стратегии национальной безопасности США был выполнен в Генеральном штабе ВС России и опубликован в журнале США «Экономика. Политика. Идеология: Стратегия национальной безопасности США» // США-ЭПИ. 1994. N 11, 12; 1995. N 1, 2.

Таким образом, как следует из указанного правового акта, рассчитывать на снижение степени агрессивности окружающего Российскую Федерацию мира ни в настоящем, ни в отдаленном будущем не приходится. Вряд ли возможно ослабление экономического интереса к ресурсам, территории России. Это обусловлено наличием конкуренции между государствами. Соотношение экономической мощи России и противостоящего ей мира известно и не нуждается в дополнительных цифрах. Оно складывается не в пользу нашего государства, прежде всего в финансовом секторе. Капитал представляет собой противоречивое явление, способное как повысить эффективность современной экономики, так и нанести ей непоправимый ущерб. Учитывая экспансионистские цели, выраженные в законодательстве иностранных государств, можно с уверенностью предположить, что экономика России рассматривается иностранными субъектами лишь как источник прибыли. В связи с этим остро стоит вопрос о снижении экспансии иностранного капитала, не отвечающей отечественным интересам. Проблема противодействия экономической экспансии обостряется скорым вступлением во Всемирную торговую организацию. В этом случае применение таможенно-тарифных мер защиты российской экономики будет ограничено. Требования ВТО предусматривают устранение препятствий на пути капитала из Европы и Америки в интересах либерализации внешней торговли. Какие же барьеры может предложить отечественное законодательство, направленное на защиту отечественной экономики? Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает ограничения для иностранных инвесторов при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2008 г. N 510 создана Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Указанные правовые акты достаточно подробно раскрывают такие проблемы, как: — угроза обороне страны и безопасности; — контроль иностранного инвестора над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение; — косвенное распоряжение иностранным инвестором голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение. Вместе с тем приходится признать, что имеющихся правовых средств для противодействия экспансии иностранного капитала недостаточно. Так, закон определяет «хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В Законе подробно (42 пункта) указаны виды деятельности, имеющие стратегическое для безопасности страны значение. Для примера можно привести следующие: 1) выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; 2) выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления; 3) деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; 4) размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; 5) обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ; 6) обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении; 7) использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 8) проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов. Как видно, действующее законодательство не отвечает сложившимся реалиям и не рассматривает экономическую систему России в комплексе. Закон указывает лишь на отдельные предприятия, имеющие стратегическое значение, оставляя за рамками регулирования отрасль в целом. Дело в том, что выпадение из системы одного или нескольких предприятий автоматически ставит под угрозу всю отрасль. Кроме того, если сложить все указанные в Законе сферы, то они не образуют систему стратегической безопасности в целом. Из перечня выпали такие сферы экономики, как сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение и т. д. Неужели, если иностранный инвестор установит контроль над ними, такое положение дел будет считаться безопасным? Далее, в Постановлении Правительства РФ говорится, что Правительственная комиссия образована для контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение. Представляется, что в данном случае более уместен был бы термин «противодействие», а не «контроль». Поскольку контроль может осуществляться как в целях противодействия, так и в целях непротиводействия. Сказанное позволяет сделать вывод о недостаточности правовых оснований для противодействия экспансии иностранного капитала в российскую экономику. В целях совершенствования государственной системы обеспечения безопасности в указанной сфере предлагается: 1. Создать в структуре ФАС России отдел анализа и мониторинга иностранных инвестиций в стратегические отрасли российской экономики. 2. Образовать экспертный совет по анализу и мониторингу иностранных инвестиций в стратегические отрасли российской экономики. 3. Наделить экспертный совет следующими полномочиями: — экспертиза и оценка последствий инвестиционной деятельности иностранной корпорации; — оценка экономического и социального эффекта от инвестиционной деятельности иностранной корпорации; — экспертиза достоверности сведений, указанных в инвестиционной программе; — разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля в сфере иностранных инвестиций; — подготовка методических, аналитических и информационных материалов; — подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам инвестиционной деятельности; — подготовка предложений по совершенствованию законодательства об инвестиционной деятельности.

——————————————————————