Категория «безопасность» в законодательстве России и США

(Стрельников К. А.) («Конституционное и муниципальное право», 2008, N 18)

КАТЕГОРИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И США

К. А. СТРЕЛЬНИКОВ

Стрельников К. А., член экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации.

Проблема эффективного обеспечения безопасности России является актуальной. Поэтому опыт зарубежных стран представляет интерес для российских правоведов. При различиях в экономическом укладе, принадлежности их к разным правовым системам положительный опыт законодательного обеспечения безопасности может быть применен в России. Американский ученый У. Пиппман концептуальную идею национальной безопасности государства сформулировал следующим образом: «Нация обеспечивает свою безопасность, когда она не жертвует своими законными интересами для избегания войны и способна, в случае если эти интересы подвергаются опасности, отстаивать их с помощью войны» <1>. ——————————— <1> Цит. по: Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. М.: Институт «Открытое общество», 1997. С. 292.

Нормативным правовым актом, на основе которого строится обеспечение безопасности США, является Стратегия национальной безопасности расширения и участия (A National Security Strategy of Engagement and Enlargement) <2>. ——————————— <2> При рассмотрении Стратегии национальной безопасности расширения и участия мы используем документ: A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. Wash., February 1995. Перевод Стратегии национальной безопасности США был выполнен в Генеральном штабе ВС России и опубликован в журнале «США — Экономика. Политика. Идеология» // США — ЭПИ. 1994. N 11, 12; 1995. N 1, 2.

К нормативным актам, регулирующим общественные отношения в области обеспечения безопасности США, относится также Акт национальной безопасности N 257 1947 г. <3>. В нем приводится логическая формула безопасности. Национальная безопасность — это условие функционирования государства, являющееся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от угроз извне или изнутри в открытой и подрывной форме. ——————————— <3> Цит. по: Богданов И. Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАН, 2001. С. 2.

Понятие, указанное в законе США, отличается от аналогичного российского понятия рядом признаков. По российскому законодательству безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз <4>. ——————————— <4> Закон Российской Федерации «О безопасности» // Российская газета. N 103. 1992.

Сравнение понятий позволяет выделить ряд существенных, на наш взгляд, отличий. Основными признаками безопасности по американскому законодательству являются: безопасность — условие функционирования государства; безопасность — результат оборонных (защитных) мероприятий; оборонные (защитные) мероприятия направлены на повышение неуязвимости государства; угрозы классифицируются как внутренние и внешние; форма проявления угроз может быть открытой (явной) и подрывной (скрытой, замаскированной). Согласно словарю С. И. Ожегова: «повышенный» — более высокий, выше нормального, увеличенный, улучшенный <5>; «неуязвимый» — недоступный для нападок <6>. Как следует из определения, безопасность США достигается за счет повышения неуязвимости государства. ——————————— <5> Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1988. С. 465. <6> Ожегов С. И. Указ. соч. С. 354.

Сказанное позволяет сделать вывод о цели безопасности. Целью является увеличение потенциала государства, его ресурсов. Применительно к категориям «оборона» и «наступление» заметим, что подобная цель достигается исключительно за счет наступления. С определенной долей условности мы можем сказать, что безопасность США является результатом защитных мероприятий наступательного характера. Целью обеспечения безопасности по российскому законодательству является удержание показателей безопасности в определенных рамках. Эта цель — восстановление потенциала, нарушенного права, ресурсов. Отечественный механизм обеспечения безопасности приходит в действие лишь после проявления неблагоприятных факторов. В нормативно-правовых актах США закреплено, что безопасность достигается путем «проведения мероприятий». Российское законодательство указывает на то, что безопасность достигается путем «защиты». На наш взгляд, законодательное закрепление необходимости «проведения мероприятий» гораздо эффективнее обезличенной и неопределенной «защиты», поскольку создает предпосылки для конкретного дальнейшего планирования, определения ответственных за их реализацию структур, выработку четких форм и методов реализации. Законодательство США указывает на необходимость противодействия угрозам, которые не выражены в явной форме. Вероятно, идет речь о широком применении мероприятий превентивного характера в отношении явных угроз и возможности привлечения государственных органов, обеспечивающих безопасность, для противодействия проявлениям внешней среды, которые подпадают под определение «подрывное» (скрытое, неявное). Ввиду того что США имеют выраженные в законодательстве интересы, любое воздействие мировой экономики, политическое мероприятие отдельного государства можно определить как «противодействие» интересам США. Это является основанием для использования соответствующих государственных органов. Безопасность в американском определении является активной наступательной системой мероприятий по недопущению реализации факторов негативного воздействия и возможных противодействий национальным интересам. Безопасность по российскому законодательству является системой оборонительного характера, которая приходит в действие при наличии замеченных факторов воздействия. В соответствии с этими логическими формулами построена структура правоохранительных органов, определены цели и задачи функционирования государственного механизма. Американский подход к безопасности государства основан на следующем постулате: международные отношения являются результатом столкновения государств, которые, опираясь на имеющиеся ресурсы, преследуют свои цели как для обеспечения безопасности, так и для экспансии. Можно утверждать, что государственно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности США рассчитан на функционирование в условиях высокой степени агрессивности зарубежных субъектов. Поэтому меры противодействия носят адекватный характер проявлению среды. Одним из ключевых положений Стратегии, определяющих принципиальное направление регулирования общественных отношений, является следующая норма: «Мы исходили из того, что грань между внутренней и внешней политикой исчезает. Мы должны оживить экономику, чтобы поддерживать вооруженные силы, инициативы за рубежом и глобальное влияние. Мы должны принимать активное участие в международных делах, чтобы открыть иностранные рынки и создать рабочие места для американцев». В данной норме определены национальные интересы США и указан ряд способов, направленных на их достижение. Стратегия состоит из введения; раздела, посвященного обеспечению интересов США в мире; раздела, посвященного комплексным региональным проблемам; заключения. Стратегия указывает на методы достижения целей экономической безопасности: использование вооруженных сил; «поддержание зарубежных инициатив» — проектов, которые отвечают интересам развития США; «использование глобального влияния». Обеспечение безопасности государства в данный исторический отрезок времени согласно Стратегии заключается в осуществлении мероприятий по трем направлениям. Стратегия указывает на необходимость «надежно поддерживать нашу безопасность, опираясь на боеготовые вооруженные силы; способствовать оживлению американской экономики; содействовать укреплению демократии за рубежом». Указанные направления деятельности взаимно дополняют друг друга. Взаимосвязь между ними объясняется следующим образом: «Менее вероятно, что демократические государства будут угрожать нашим интересам, и более вероятно, что они будут сотрудничать с США, противодействуя угрозам в области безопасности, поддерживая свободную торговлю и устойчивое развитие. Сильная экономика не менее важна для обеспечения положения в мире, чем боеготовые вооруженные силы». Мы не ставим целью анализ положений Стратегии на степень их соответствия общепризнанным нормам и принципам международного права. Отметим лишь то, что ее положения выгодно отличаются от положений российской Концепции национальной безопасности наличием норм, указывающих на средства и методы обеспечения безопасности. Стратегия национальной безопасности США указывает на необходимость поддержания лидирующего положения США в мире: «Без нашего активного лидерства и участия в международных делах спектр угроз будет расширяться, а набор наших возможностей будет сужаться». Стратегия национальной безопасности США оперирует понятиями «цели», «интересы» и «угроза». К целям национальной безопасности Стратегия относит: обеспечение военных и оборонных преимуществ над любым иностранным государством или группой государств; обеспечение благоприятных политических позиций на международной арене; достижение военного потенциала, способного успешно противостоять враждебным и разрушительным действиям извне или изнутри.

——————————————————————