К вопросу об идеологической функции юридической науки
(Стрельников К. А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2009, N 6)
К ВОПРОСУ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
К. А. СТРЕЛЬНИКОВ
Стрельников К. А., начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.
Статья 13 Конституции Российской Федерации признает идеологическое многообразие и констатирует, что никакая идеология в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве обязательной <1>. Но при этом совершенно очевидно, что идеологического вакуума в обществе не бывает <2>. А отсутствие идеологии является не истинным постулатом, а одним из идеологически выдержанных терминов. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации. <2> См.: Хабибулин А. Г., Рахимов Р. А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1999. N 3. С. 11 — 20.
Идеология имеет важное общественное значение, позволяя сохранить целостность общества, ориентировать его на достижение социальных результатов. Существует мнение о том, что социальное управление есть управление сознанием <3>. Поэтому идеология, как и право, выступает одним из регуляторов общественной деятельности. ——————————— <3> См.: Зиновьев А. А. Запад. М.: Центрполиграф, 2000. 509 с.
В целом идеология — совокупность представлений, смыслов, понятий, суждений, мнений, идей, учений, концепций, убеждений людей обо всем том, что в данных условиях и в данном обществе считается важным для сознания человеком себя и своего окружения. Целью идеологии является формирование сознания людей в соответствии с требованиями самосохранения коллектива и управление сознанием. Задача идеологии заключается в том, чтобы выработать сознание общественного коллектива как целого, сохранить его, при необходимости разрабатывать и приспосабливать к меняющимся условиям. Такой процесс невозможен без навязывания идей членам общества, стандартизации их сознания. В этом случае индивидуальное сознание должно как можно больше совпадать с коллективным. Благодаря этому люди приспосабливаются жить в обществе, ограничивают свои личные интересы во благо общественных. Средствами идеологического воздействия являются совокупность идей, учения. Кроме того, идеологическим воздействием является приучение людей оперировать знаками, символами по определенным правилам. Ряд ученых признают идеологическую функцию современной юридической науки, в первую очередь теории государства и права <4>. Эта функция заключается в том, что она формирует понятия, категории, систему взглядов и идей о государстве и праве, об их роли в обществе и жизни каждого человека, о месте личности в государственно-правовой сфере. Концепции, положения теории государства и права используются другими науками, определяя их идеологическую направленность. Вместе с тем данный вопрос традиционно остается за рамками исследований и не привлекает внимания ученых. ——————————— <4> Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристъ, 2004. С. 27.
Идеологические категории основываются не на реальных условиях, а на их эмоционально-оценочной окраске. Например, не только историкам известно положение дел в Российской империи в период между двумя революциями 1905 и 1917 гг. Неспособность правительства решить основные внутренние проблемы, втягивание страны в кровопролитные войны, отсутствие элементарных прав и свобод человека, особая региональная политика, повлекшая известный тезис о том, что «Россия — тюрьма народов», и т. д. Отдельные достижения в тех или иных отраслях того периода, которые часто восхваляются, не в силах были изменить то народное недовольство, которое базировалось на общем плачевном положении дел. В то же время юридическая наука того периода воспитывала юристов на определенных догматах. Например, «государство — есть союз людей, занимающих известную территорию и состоящих под управлением одной верховной власти» <5>. ——————————— <5> Учебник законоведения для гимназий, реальных и химико-технических училищ / Сост. В. А. Крюковский, Н. Н. Товстомес. 6-е изд. Вильна: Типография штаба Виленского военного округа, 1909. С. 7.
Далее, в учебной литературе указывалось, что «государство обязано охранять личную свободу граждан от всякого произвола не только со стороны частных лиц, но и со стороны органов государственной власти. Это достигается тем, что личная свобода, личные права граждан ставятся под охрану законов, разграничивающих интересы власти и отдельных лиц, и потому могут быть стесняемы только в пределах закона, насколько это необходимо в интересах порядка и общего блага» <6>. ——————————— <6> Там же. С. 37.
Несмотря на ситуацию в стране, утверждалось, что «права гарантируются государством, и гарантии эти обыкновенно объявляются в основных, конституционных законах государств. К личным правам граждан относятся: а) свобода личности, б) свобода совести, в) свобода слова, г) свобода собраний и д) свобода союзов» <7>. Как видно, реальное положение дел в то время не соотносилось с тем, что указывала научная литература. ——————————— <7> Там же. С. 38.
Приведем еще несколько тезисов теории государства и права того времени. «Самоограничение государственной власти происходит в интересах личной свободы, но в этом нельзя видеть ослабление власти. Власть сильна не тем только, что она может привести всех к принудительному ей подчинению, но и своим нравственным авторитетом в массе населения. В современном правовом государстве устанавливаются пределы государственного властвования, последнее ограничивается правами граждан» <8>. ——————————— <8> Учебник законоведения для гимназий… С. 37.
«В нашем отечестве участие народа в делах государственных известно с самой глубокой древности» <9>. ——————————— <9> Там же. С. 74.
Как видим, теория права во многом не учитывала реальное положение дел, имея целью воспитательный, а не научный процесс. Можем отметить, что схожие суждения существуют и в современной теории государства и права. Соответствующие разделы учебников идентичны с поправкой на современность. Например, в те годы считалось, что «нарушение (религиозных. — К. С.) правил не должно влечь за собою для нарушителя никаких внешних последствий, а есть только грех, прогневляющий Бога и вызывающий укоры совести, внутреннего судьи поступков человека» <10>. В наши годы теория, конечно, не оперирует «божественной сущностью», но основывается на категориях «общечеловеческие ценности», «народная воля» и т. д., имеющих почти мифический характер. ——————————— <10> Там же. С. 11.
Схожесть основных положений учебников свидетельствует о том, что в их основе лежат не категории государственно-правовой практики, а идеологические аксиомы. Не вызывает сомнений тот факт, что механизм государства, состояние права и правотворческая практика России того периода и современного различны. Вместе с тем основные положения теории государства и права остаются во многом неизменны. Учебники того и современного периодов воспевают права и свободы, указывают на ограничение власти законом и т. д. «Представляется необходимость предотвратить возможность посягательств на благо ближнего, загладить вредные результаты борьбы противоположных интересов, ограничить злую волю отдельного человека, ограничить его свободу для блага общего, для ограждения свободы других. И вот на почве общественного инстинкта вырабатывается известный строй жизни, известная организация общественного союза, при коей определяется, что может и чего не может делать член общества, чтобы мирная жизнь и деятельность общественного союза не превратились в «войну всех против всех» и чтобы, таким образом, самому существованию общества не грозила опасность. Так возникает необходимость установления так называемого правопорядка, под коим разумеется обязательный и принудительный строй человеческих отношений, определяемый обязательными для всех правилами общежития» <11>. ——————————— <11> Там же. С. 9.
Современная теория государства и права формирует представления об основных закономерностях государства и права. Юридическая наука в целом во многом занимается апологетикой существующего социального строя, вырабатывает у людей отношение к явлениям бытия, а также систему ценностей, которая призвана придать смысл жизни людей и влиять на поведение как членов общества. Таким образом, в современной юридической науке существует теоретический пласт, имеющий больше идеологическое, нежели научное значение. Представляется, что основным противоречием современной юридической науки, определяющим ее развитие, является противоречие между научной и идеологической составляющими ее догматики.
——————————————————————