Правовое регулирование оборота конфискованной и изъятой продукции военного назначения
(Стрельников К. А.) («Военно-юридический журнал», 2010, N 6)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА КОНФИСКОВАННОЙ И ИЗЪЯТОЙ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
К. А. СТРЕЛЬНИКОВ
Стрельников К. А., начальник отделения правовых основ обеспечения экономической безопасности НИО Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.
Продолжают иметь место факты незаконного оборота продукции военного назначения. Преступный оборот в первую очередь ориентирован на внешний рынок. Так, в апреле 2009 г. Уральской оперативной таможней в аэропорту «Кольцово» пресечена преступная деятельность гражданина Российской Федерации, который пытался вывезти в Объединенные Арабские Эмираты продукцию военного назначения под видом запасных частей к тракторам. Южным таможенным управлением пресечена деятельность международной преступной группы, специализирующейся на хищениях и контрабанде продукции военного назначения. При попытке контрабанды задержано 662 единицы, а при дальнейших обысках — более 25 тыс. единиц продукции военного назначения, в том числе компоненты для зенитно-ракетных комплексов и радиолокационных станций ПВО. В июне 2009 г. Южным таможенным управлением пресечена контрабанда компонентов радиолокационных станций. В ходе обысков изъято еще порядка 25 единиц, две из которых уже признаны изделиями, составляющими государственную тайну. По подобным фактам возбуждаются уголовные дела, в ходе которых устанавливаются виновные, а также обстоятельства совершения преступлений. Но одна проблема выпадает из поля зрения следствия. Это проблема дальнейшего оборота изъятой и конфискованной продукции. В ходе расследования изъятые предметы, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, признаются вещественными доказательствами (ст. 81) <1>. При вынесении приговора должна быть определена их судьба. Предметы, запрещенные к обращению, подлежат передаче в соответствующие учреждения, уничтожаются, передаются законным владельцам, а при неустановлении последних переходят в собственность государства. ——————————— <1> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Российская газета. 2001. N 249.
Формулировка «переходят в собственность государства» создает сложности для правоприменительных органов, поскольку не устанавливает конкретного субъекта, обязанного принять на хранение, реализацию или уничтожение вещественные доказательства, являющиеся предметами, изъятыми из гражданского оборота. Более детально порядок использования вещественных доказательств определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 г. N 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» <2> и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2002 г. N 260 «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» <3>. ——————————— <2> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 г. N 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» // Российская газета. 2003. N 106. <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2002 г. N 260 «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» // СЗ РФ. 2002. N 17.
В качестве примера правового вакуума в этой сфере можно привести приговор Зеленоградского районного суда г. Москвы (N 1-303/2009 г.) от 7 августа 2009 г. по уголовному делу, возбужденному по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 188 УК Российской Федерации. В резолютивной части приговора суд решает, что «вещественные доказательства по делу: 454 (четыреста пятьдесят четыре) авиационные покрышки (шины) с маркировкой «500 x 180 модель 8А» — количество 50 штук, с маркировкой «800 x 200 модель 42А» — количество 200 штук, с маркировкой «595 x 185 модель 14А» — количество 2 штуки, с маркировкой «865 x 280 модель 1А» — количество 2 штуки и с маркировкой «570 x 140 модель 5А» — количество 200 штук, хранящиеся на складе временного хранения ООО «Транзит-С» в г. Смоленске — конфисковать в собственность государства»… По общему правилу все конфискованные судом предметы после окончания уголовного дела передаются для реализации Российскому фонду федерального имущества и его территориальным учреждениям. Исключение составляет имущество, изъятое из оборота. Такое имущество передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям, как указано в законе, «в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Анализ законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии в настоящее время правовых процедур, регламентирующих оборот конфискованной продукции, изъятой из свободного обращения. Учитывая, что в настоящее время в сфере правового регулирования оборота конфискованной и изъятой продукции военного назначения сложился правовой вакуум, предлагается рассмотреть вопрос об инициировании Постановления Правительства Российской Федерации «О реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного имущества, изъятого из свободного обращения, обращенного в собственность государства».
——————————————————————