Роль инновационного юридического образования на современном этапе развития России
(Чхутиашвили Л. В.) («Юридическое образование и наука», 2011, N 1)
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ <*>
Л. В. ЧХУТИАШВИЛИ
——————————— <*> Chkhutiashvili L. V. Role of innovation juridical education at the contemporary stage of development of Russia.
Чхутиашвили Лела Васильевна, старший преподаватель кафедры экономики МГЮА имени О. Е. Кутафина, юрист, кандидат экономических наук.
Статья посвящена инновационным технологиям в юридическом образовании и их роли на современном этапе развития России. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Ключевые слова: диверсификация, интернационализация, индивидуализация, инновационные технологии, непрерывное образование, интенсификация, компьютеризация.
Article is devoted innovative technologies in law education and their role at the present stage of development of Russia. The formation role at the present stage of development of Russia is defined by problems of its transition to democratic and to a lawful state, necessity of overcoming of danger of backlog of the country from world tendencies economic and social development.
Key words: diversification, internationalization, individualization, innovative technologies, continuous education, intensification, computerization.
Начало XXI в. многими учеными связывается с наступлением эпохи инноваций, с коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими наши представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании. Роль юридического образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе юридического образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Важнейшей мировой тенденцией современного юридического образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр — магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. К современным тенденциям развития юридического образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества юридического образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. На этой основе возникает новое качество специальностей и дисциплин, методов и технологий в управлении образованием. Диверсификация юридического образования проявляется в различных его характеристиках: организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний. Не менее важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей с использованием современных и перспективных средств информационных технологий. Инновации в образовании — это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения. На современном этапе глобальные изменения в целях и содержании юридического образования ориентируют обучаемых на выработку качественно новой модели подготовки специалистов к жизни и деятельности в условиях постиндустриального, информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков. Все это диктует новые требования к специалистам-юристам. Например, преподавание курса «Банковское дело» студентам второго курса Института банковского права Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина. Этот эксперимент был начат на кафедре экономики в 2009/2010 учебном году с опорой на проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), закупленного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 г., и продолжится в 2010/2011 учебном году на основе порядка балльно-рейтингового контроля успеваемости студентов, осуществляемого в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе измерения и оценки образовательной деятельности студентов в Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, внедряемой в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации в целях повышения качества образования. Положение вводится в действие поэтапно по курсам обучения начиная с 2010/2011 учебного года. Результатом обучения помимо знаний и умений должны быть компетенции выпускника — как общекультурные, так и профессиональные. Все они, равно как и содержательные требования к выпускнику, предусмотренные ФГОС, зафиксированы в УМК (учебно-методическом комплексе), имеющемся в распоряжении каждого студента. Помимо содержания, которое в максимальной степени ориентировано на связи банковского дела и банковского права, на формирование заявленных компетенций должны работать и применяемые технологии подачи учебных материалов, работы с ними и оценки результатов. Итоговая оценка, выставляемая в ведомость и в зачетную книжку, формируется на основе накопления (суммирования) трех видов активности студентов, каждая из которых занимает около трети: работа на семинарах, самостоятельная работа дома и экзаменационный зачет в конце курса, сочетающий измерение и оценивание полученных компетенций. Лекционные материалы вывешиваются на почтовом ящике, доступном по паролю каждому студенту. Поэтому студентам требуется не столько записывать услышанное, сколько стараться его понять, опираясь на комментарии лектора и текст учебника. На семинарах упор делается на выработку навыков выступлений и их обсуждений, а также коллективного оценивания ответа каждого студента. Аудиторная работа на семинарских занятиях оценивается максимум в 42 балла, формируемых как сумма трех видов активности: 1) присутствие на семинарском занятии (без опоздания): + 1 балл; 2) активность в процессе проведения занятия: от + 1 балла до + 3 баллов; 3) выступление с электронной презентацией: от 0 баллов до + 3 баллов; 4) если студент не отвечает на заданный вопрос или получает замечание за разговоры на семинаре: — 1 балл. Для получения зачета по семинарским занятиям необходимо набрать в сумме по первым двум позициям не менее 20 баллов. В процессе семинарских занятий отрабатываются навыки формирования общекультурных компетенций: публичных выступлений в виде докладов по теме (вопросам) семинара, предусмотренным настоящей программой, или по текущим событиям, имеющим прямое отношение к банковскому делу, в стране или за рубежом (от 0 до 3 баллов); задавания вопросов по содержанию доклада (от 0 до 1 балла); выступлений в прениях (от 0 до 2 баллов). Доклады по теме семинара должны делаться в устной форме, не повторять текст учебника и способствовать более глубокому пониманию темы всеми студентами группы. Доклады по текущим событиям должны увязывать их с содержанием курса в целом и способствовать пониманию связей между теорией и практикой. После завершения обсуждения доклада сначала преподаватель оценивает его (доклада) качество, а затем докладчик с помощью преподавателя аналогичным образом оценивает качество вопросов и выступлений. В течение семинара староста или тот, кому он это поручит, ведет текущий учет активности, руководствуясь описанными выше правилами и получая за это 2 балла. Каждый студент должен сделать не менее двух докладов на семинарах в течение освоения курса и может сделать не более пяти. Соблюдение этого правила контролируют в равной мере преподаватель и староста группы. Присутствие на семинарском занятии фиксируется преподавателем в начале занятия, а оценка активности и выступлений в конце каждого занятия осуществляется совместно преподавателем и группой. Отрицательная оценка за активность ставится за нарушения дисциплины, помехи в проведении занятия, неподготовленность к занятию. Не набравшие на семинаре баллов из-за отсутствия по уважительной причине, а также набравшие минус 1 балл за неподготовленность к занятию имеют право в течение двух недель ликвидировать задолженность. Последующее анкетирование показало, что студенты готовы оценивать активность друг друга и самих себя по дифференцированной шкале (от 0 до 3) и считают необходимым предусмотреть отрицательные баллы за негативную активность — нарушения дисциплины, не требующие удаления с занятия, но мешающие работе. Вовлечение студентов как равноправных участников в образовательный процесс самими студентами воспринимается очень положительно — они готовы участвовать в оценивании своей работы и делают это заинтересованно. Умение оценивать себя и преподавателей формирует характер юриста. Конечно, студенты берут пример оценивания с преподавателя. Но сам факт обсуждения — кому, сколько баллов поставить и за что именно — объективизирует процесс. Распространение этой практики на все дисциплины на первом курсе способствует формированию единой культуры оценивания, общей как для студентов, так и для преподавателей разных дисциплин. Контроль самостоятельной работы обучаемых осуществляется в целях оценки освоения знаний, умений и уровня приобретаемых компетенций. Этот контроль осуществляется в виде рубежного контроля в форме оценки самостоятельной (индивидуальной, творческой) работы, которая оценивается максимум в 40 баллов и формируется как сумма оценок по четырем эссе, выполненным в установленные сроки и по установленным требованиям. Самостоятельная работа, оцениваемая отдельно, представляет собой набор письменных эссе, ориентированных на формирование нескольких компетенций общего и прикладного характера на такие темы, как: 1) мероприятия Банка России по поддержке банковской системы; 2) проблемы коммерческих банков в современных условиях; 3) инновационные банковские продукты коммерческих банков; 4) международное сотрудничество в банковской сфере. Итоговая оценка за освоение курса «Банковское дело», выставляемая в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента, формируется на основе накопленных баллов по итогам текущего и рубежного контроля. Если на семинаре тренируются иные навыки или используются иные формы имитации условий будущей профессиональной деятельности обучающихся (выполнение коллективных домашних заданий, сложные ролевые игры и т. д.), то могут применяться и другие способы оценки текущего контроля исходя из того, что средняя сумма баллов (включая балл за присутствие) не должна превышать 3 балла. Оценка культуры учебной деятельности в процессе проведения семинарских занятий включает: дисциплинированное и организованное поведение (в том числе своевременный — без опоздания — приход на занятие), готовность к участию в обсуждении предусмотренных планом семинарских занятий тем, умение работать в учебном коллективе (внимательно слушать выступающих, корректно задавать вопросы, вести полемику, участвовать в дискуссиях, отрабатывать учебные роли в деловых играх и др.). Для получения зачета по семинарским занятиям необходимо набрать в сумме по первым двум позициям не менее 20 баллов. Присутствие на семинарском занятии фиксируется преподавателем в начале занятия, а оценка активности и выступлений в конце каждого занятия осуществляется совместно преподавателем и группой. Отрицательная оценка за активность ставится за нарушения дисциплины, помехи в проведении занятия, неподготовленность к занятию. Не набравшие на семинаре баллов из-за отсутствия по уважительной причине, а также набравшие минус 1 балл за неподготовленность к занятию имеют право в течение двух недель ликвидировать «задолженность». Самостоятельная внеаудиторная работа оценивается максимум в 40 баллов и формируется как сумма оценок по четырем эссе, выполненным в установленные сроки и по установленным требованиям. Получение студентом в сумме по семинарским занятиям и по четырем домашним заданиям, выполненным в установленные сроки и по установленным требованиям: 1) от 60 баллов и выше освобождает от ответа на любые 2 вопроса билета из 3; 2) от 50 до 59 баллов освобождает от ответа на любой 1 вопрос билета из 3. Студент допускается до экзаменационного зачета, если его текущий рейтинговый балл составил не менее 30 баллов. При подготовке к устному ответу студенту разрешается пользоваться только программой и собственными рукописными материалами, подготовленными в процессе освоения дисциплины в течение семестра, иначе следует удаление с экзаменационного зачета и сокращение наполовину ранее набранных баллов. Оказание помощи другому студенту непосредственно в аудитории, где проходит экзаменационный зачет, также ведет к удалению с экзаменационного зачета. План устного ответа на первый вопрос билета не должен превышать 50 слов. Ответы на дополнительные вопросы, заданные экзаменатором в ходе собеседования, должны даваться сразу, без отдельной подготовки. При ответе на первый вопрос билета дополнительные уточняющие могут быть заданы по любой теме рабочей программы, а по третьему вопросу — только для оценки понимания смысла полученного задания. При подготовке к устному ответу студенту разрешается пользоваться только данной программой и собственными рукописными материалами, подготовленными в процессе освоения дисциплины в течение семестра, иначе следует удаление с экзаменационного зачета и сокращение наполовину ранее набранных баллов. Оказание помощи другому студенту непосредственно в аудитории, где проходит экзаменационный зачет, также ведет к удалению с экзаменационного зачета. При ответе на вопросы билета дополнительные уточняющие вопросы могут быть заданы по любой теме рабочей программы. При несогласии студента с оценкой его ответов он в день проведения экзаменационного зачета пишет инспектору курса заявление об этом, а преподаватель передает заведующему кафедрой план его ответа на вопросы с зафиксированными на нем дополнительными вопросами на предмет апелляции. Апелляции будут рассматриваться в период ликвидации задолженностей по окончании сессии в порядке, установленном заведующим кафедрой по согласованию с руководством академии. Модернизация системы российского юридического образования и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения по-новому ставят вопрос о качестве образования. Уже сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования, объединяя свои усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования, создавая тем самым систему мониторинга качества образования в мире. Таким образом, основу образовательного процесса составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также с использованием личного контакта. Сегодня в российской системе юридического образования формируется новая модель подготовки специалистов, учитывающая не только квалификационную модель специалиста, но и модель компетентностную. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. На первое место выступают качественные характеристики личности, которые формируются современными образовательными технологиями. Речь идет не столько о контроле знаний, умений и навыков, сколько о качестве образовательной системы. Важным направлением повышения качества юридического образования является подготовка и переподготовка преподавательских кадров. Во многом от преподавателей зависит качество подготовки специалистов. В вузах действует система повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров, которая в полной мере соответствует требованиям времени и уделяет большое внимание новым технологиям в образовании. Большую работу в этом направлении проводят Институты дополнительного профессионального образования юридических вузов, которые помогают в рамках действующей системы повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров актуализировать профессиональные знания, совершенствовать деловые качества специалистов, подготовить к выполнению трудовых функций в новых условиях инновационного развития России. Эта система уделяет внимание новым технологиям в образовании, что позволит специалисту: — повысить профессиональную квалификацию и расширить спектр профессиональных навыков; — сохранить рабочее место во время кризиса; — стать более востребованным специалистом, защищенным от последствий кризиса. Например, Институт дополнительного профессионального образования МГЮА имени О. Е. Кутафина организует краткосрочное повышение квалификации научно-педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам: «Переход на двухуровневое высшее юридическое образование на основе компетентностного подхода» и «Совершенствование информационной компетентности преподавателей вуза» по направлению «Современные технологии обучения». Учебная работа Центра переподготовки научно-педагогических кадров факультета дополнительного образования МГУ имени М. В. Ломоносова организована на всех факультетах университета. Центр переподготовки научно-педагогических кадров МГУ — крупнейший в России центр повышения квалификации специалистов с высшим образованием. Институт дополнительного профессионального образования Саратовской государственной академии права также осуществляет обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей, руководящих работников и специалистов по профилю вуза; повышения квалификации преподавателей Академии, других вузов г. Саратова, Саратовской области, Приволжского федерального округа по направлению «Юриспруденция». Создаваемая в России единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда. Современное инновационное юридическое образование — это опережающее образование, отличительной особенностью которого является разработка передовых методов и способов приобретения знаний, формирующих личность юриста в едином мировом информационно-образовательном пространстве.
Литература
1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании». 3. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 — 2010 годы». 4. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов». 5. Гребнев Л. С. Результаты обучения: общий подход и опыт применения в преподавании. М.: Высшее образование в России, 2010.
——————————————————————