Технологические платформы как субъекты финансовых правоотношений

(Мошкова Д. М.) («Предпринимательское право», 2013, N 3)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ КАК СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Д. М. МОШКОВА

Мошкова Дарья Михайловна, старший преподаватель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются субъекты инновационной деятельности как особые субъекты финансовых правоотношений. В последнее время стало возможным говорить о переходе Российской Федерации к инновационной экономике. Отмечается, что одним из инструментов инновационного развития являются технологические платформы. В статье дано понятие технологической платформы и выявлены ее основные особенности, цели и задачи, органы управления. Рассмотрены государственные документы и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность технологических платформ. Проведен сравнительный анализ европейской и российской модели технологических платформ. Кроме того, автор раскрывает роль государства в создании и функционировании российских технологических платформ, которые являются механизмом реализации государственно-частного партнерства. Особое внимание уделено вопросу финансирования деятельности технологических платформ и возможности осуществления финансового контроля. Также автором выделяются особенности их налогообложения.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационная деятельность, субъекты, технологические платформы, организация-координатор, государственно-частное партнерство, финансирование, бюджетные целевые программы, налогообложение, финансовый контроль.

Technology platforms as subjects of legal and financial relations D. M. Moshkova

The article deals with the subjects of innovation, as the special subject of financial relations. It has recently become possible to talk about the transition of the Russian Federation to the innovation economy. It is noted that one of the tools of innovative development are technology platforms. In the article definition of the technological platform is given and it is identified its key features, aims and objectives. The main public documents and legal acts regulating operation of the technology platforms. A comparative analysis of the European and Russian models of technological platforms is carried out. The author also reveals the role of the state in the establishment and operation of the Russian technology platforms, which are a mechanism for the implementation of public-private partnership. Special attention is paid to the financing of technology platforms and exercising of financial control. The author also highlighted the features of their taxation.

Key words: innovative development, innovation, subjects, technology platforms, business coordinator, public-private partnership, financing, budget programs, taxation, financial control.

В условиях постоянного экономического роста промышленно развитых стран все большую роль играет их инновационное развитие. В этой связи одним из главных преимуществ государств, регионов или отдельных взятых организаций и предприятий становится их инновационная активность, обеспечивающая быстрый технологический рост в экономике путем интенсивного использования интеллектуального капитала, который формируется за счет технологических знаний, патентов, научно-технической продукции, регламентированной авторским правом на разработки высоких технологий и других нематериальных активов. Таким образом, можно говорить о переходе от неоклассической рыночной экономики к инновационной экономике, где основополагающее значение имеют темпы инновационного развития и, как следствие, рост производства высокотехнологичной продукции, что свидетельствует об успехах государств в данной области. В настоящее время все страны, включая не только высокоразвитые, но и развивающиеся, в том числе и Российская Федерация, осуществляют специальную инновационную политику для повышения своей конкурентоспособности на мировом рынке. Инновационная деятельность является одним из приоритетов российской государственной политики в условиях современного этапа развития рыночных отношений. Это закреплено в следующих государственных стратегических документах: Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. <1>; Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.; Программа модернизации российской электроэнергетики-2020; Стратегия инновационного развития России-2020 <2>. Также этот приоритет обозначается в решениях президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. ——————————— <1> Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489. <2> Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216.

Согласно этим документам, в рамках повышения национальной конкурентоспособности, развития науки, инновационной деятельности и технологий предполагается осуществление тесного взаимодействия государственных научных и образовательных организаций, с одной стороны, и бизнеса — с другой, в инновационной сфере. Одним из инструментов такого взаимодействия могут стать так называемые технологические платформы, главной целью которых является реализация национальных приоритетов научно-технологического развития. Технологические платформы (далее — ТП) — термин, предложенный Евросоюзом в 2002 г. как действенный инструмент научно-технологического развития Евросоюза. Сегодня европейские технологические платформы являются механизмом формирования научно-технических приоритетов. Отличительной особенностью технологических платформ является их непосредственная направленность на практическую реализацию научных достижений средним и малым бизнесом <3>. Итак, ТП созданы за счет объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов самого Евросоюза и крупнейших европейских промышленных производителей с целью осуществления научных исследований, необходимых современному промышленному производству. История развития ТП в Евросоюзе сравнительно небольшая. Первая европейская технологическая платформа по аэронавтике была образована в 2001 г. Тем не менее на сегодняшний день накоплен значительный опыт деятельности европейских технологических платформ, который в целом показал эффективность и результативность сотрудничества науки, бизнеса и государства. В настоящее время работают более 36 европейских ТП, покрывающие наиболее важные технологические секторы Европы. ——————————— <3> Годенов И. С. Европейские технологические платформы // Центр Европейского союза в Сибири. Томск, 2011.

В Российской Федерации была разработана своя концепция инновационного развития с применением в том числе и этого инструмента реализации научно-технического развития. Согласно этой концепции, технологическая платформа в России — это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов и услуг, привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития <4> (п. 2 Порядка формирования перечня технологических платформ, утвержденного решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., Протокол N 4). ——————————— <4> Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216.

В соответствии с определением технологическая платформа — инструмент содействия инновационному развитию российской экономики, работающий на базе партнерских отношений государства, бизнеса и научного сообщества, учитывающий интересы различных сторон по конкретным отраслевым направлениям. Важно отметить, что в начале 2010 г. по результатам работы Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в июне — декабре 2009 г. (Приказ Президента N 22 от 04.01.2010) Президент Российской Федерации дал ряд конкретных поручений, нацеленных на стимулирование инновационной активности компаний с государственным участием, в том числе: — разработку требований к программам инновационного развития компаний с государственным участием, увеличение расходов на исследовательские работы и модернизацию технологий; — инициацию разработки среднесрочных и долгосрочных программных мер инновационного развития при подготовке инвестиционных программ; — участие компаний в создании и функционировании технологических платформ. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Протоколом N 4 от 03.08.2010 был утвержден ряд документов: — Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий; — Перечень акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития; — Порядок формирования технологических платформ <5>. ——————————— <5> СПС «КонсультантПлюс».

Решениями Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 г. (Протокол N 2), от 5 июля 2011 г. (Протокол N 3), решением Президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 21 февраля 2012 г. (Протокол N 2) был утвержден Перечень технологических платформ. Он включает в себя 30 платформ в таких приоритетных направлениях, как: медицинские и биотехнологии, ядерные и радиационные технологии, энергетика, технологии транспорта, электроника и машиностроение, добыча природных ресурсов и нефте-, газопереработка, технологии металлургии и новые материалы, экологическое развитие. Таким образом, распределение платформ по тематикам довольно обширное и охватывает значительную часть высокотехнологичных отраслей. Технологическая платформа является добровольной, самофинансируемой, самоуправляемой организацией. Создание технологической платформы направлено на: — объединение усилий наиболее значимых и заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки), т. е. расширение бизнес — и научной кооперации, включая международную, поиск лучших партнеров для решения стоящих перед технологической платформой задач; — обеспечение выработки и реализации долгосрочных (стратегических) приоритетов в масштабах определенных секторов экономики; — технологическую модернизацию в наиболее перспективных для развития экономики направлениях за счет развития государственно-частного партнерства; — привлечение финансовых средств из различных источников, как государственных, так и негосударственных ресурсов, в инновационную сферу; — консолидацию ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития. Таким образом, Правительство Российской Федерации, в частности Комиссия по высоким технологиям и инновациям, принимает решение об утверждении перечня технологических платформ на основании представленных Рабочей группой предложений. Общее руководство и координацию работы по формированию перечня технологических платформ осуществляет Рабочая группа по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере под председательством заместителя Министра экономического развития РФ. В состав Рабочей группы входят представители Аппарата Правительства РФ, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также представители заинтересованных государственных финансовых институтов развития, научных организаций и высших учебных заведений, эксперты. Организационное и методическое обеспечение деятельности Рабочей группы осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Рабочей группы в части координации работы по формированию перечня технологических платформ осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. Высшим руководящим органом технологической платформы является Бюро, которое состоит из руководителей высшего звена, ведущих участников технологической платформы. В его состав входит координатор, который руководит деятельностью технологической платформы между заседаниями Бюро. Также Бюро избирает председателя (сопредседателей), его заместителя (заместителей) и, соответственно, координатора, определяет формы и методы руководства технологической платформы. Для обеспечения текущего руководства координатор формирует дирекцию, в состав которой входят специалисты по основным направлениям деятельности платформы. Кроме того, формируются наблюдательный и научно-технический советы. Наблюдательный совет — орган, в который входят государственные деятели, представители государственных организаций, министерств и ведомств, госкорпораций, институтов развития и др. Научно-технический совет — орган, состоящий из ведущих специалистов по направлениям деятельности и являющийся связующим звеном между платформой и научным сообществом. Координатор технологической платформы ежегодно в срок до 1 февраля представляет в Рабочую группу письменный отчет о выполнении проекта реализации технологической платформы, с планом действий на ближайший год, включая конкретные результаты, достигнутые за отчетный период, и анализ реализации плана действий за отчетный период. Важное отличие российского варианта технологических платформ от европейского — наличие организаций-координаторов у каждой платформы. В Европе отдельных «координаторов» у платформ нет. В России существуют организации, координирующие сразу несколько платформ, и, наоборот, у одной платформы может быть несколько координаторов. Всего по результатам отбора сформировалось около 40 организаций-координаторов. Следует отметить, что среди организаций-координаторов большую часть составляют государственные корпорации (Роснано, Росатом, Ростехнологии), а также различные организации с участием государственного капитала и, соответственно, находящиеся под контролем государства. Следовательно, можно говорить о направляющей роли не столько частного, сколько государственного капитала. Итак, европейская модель главную роль в функционировании платформы отводит промышленным предприятиям и частному бизнесу. Евросоюз при этом является лишь координатором взаимодействия между участниками платформы. В России платформы призваны решать немного отличные от европейских задачи, поэтому здесь, по сути, главенствующая роль отведена государству. Оно является непосредственным инициатором создания платформ наряду с другими участниками и условий для кооперации участников, а также напрямую финансирует разработки и инновации. Особо следует подчеркнуть, что в отношении платформ, включенных в перечень, какой-либо прямой финансовой поддержки или специальных преференций для их участников не устанавливается. Предполагается, что основные выгоды как для экономики в целом, так и для участников таких платформ будут связаны с поддержкой инноваций, с совершенствованием регулирования, обеспечением условий для создания и распространения передовых технологий, формированием новых научно-производственных комплексов и т. д. Однако некоторые высокорисковые или долгосрочные научно-исследовательские работы будут частично финансироваться государством из соответствующего бюджета. Предполагается, что отдельные проекты будут финансироваться через целевые программы Правительства РФ. Основным источником финансирования технологических платформ на стадии их формирования и развития являются федеральные целевые программы развития высоких технологий. ФЦП представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области научно-технологического и экономического развития Российской Федерации. В рамках ФЦП формируются соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по приоритетным направлениям, на которые будет выделяться финансирование. Впоследствии, когда наладятся механизмы взаимодействия науки и бизнеса, основная роль в финансировании платформ будет передана частному капиталу. Таким образом, технологическая платформа — инструмент содействия инновационному развитию российской экономики, работающий на базе партнерских отношений государства, бизнеса и научного сообщества и учитывающий их интересы. Следовательно, ТП представляет собой опосредованный, косвенный механизм участия государства через данный инструмент в осуществлении государственно-частного партнерства. Важно отметить, что деятельность ТП будет финансироваться как за счет государственных ресурсов, т. е. за счет бюджетных средств, так и за счет частного капитала. Когда же будет налажен механизм взаимодействия науки и бизнеса, основная роль в финансировании платформ будет передана частному капиталу. Однако на данный момент порядок и условия предоставления денежных средств из соответствующего бюджета технологическим платформам подробно не урегулирован. Предполагается, что государственное финансирование будет осуществляться за счет федеральных бюджетных целевых программ, реализация которых будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства. Учитывая то, что деятельность ТП будет финансироваться за счет бюджетных средств на первоначальном этапе, встает вопрос о порядке осуществления финансового контроля за их использованием, в первую очередь государственного финансового контроля. На данный момент имеется недостаточное правовое регулирование финансового контроля за их деятельностью и, как следствие, сложность и недостаточная урегулированность процедуры привлечения участников ТП к ответственности за нецелевое использование выделенных им средств или имущества. Следовательно, порядок осуществления государственного финансового контроля за деятельностью ТП не регламентирован, за исключением порядка предоставления отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы, который координатор технологической платформы ежегодно в срок до 1 февраля представляет в Рабочую группу по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере. Особо подчеркивается, что в отношении платформ, включенных в перечень, каких-либо специальных преференций для их участников не устанавливается. Из этого можно сделать вывод о том, что никакого особого порядка налогообложения их участников не предполагается, в то же время напрямую механизм их налогообложения не закреплен. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что технологические платформы являются специфическими участниками финансовых правоотношений, так как через них государство осуществляет свою финансовую деятельность.

——————————————————————