Юрист в России больше, чем юрист

(Дмитриев Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 25)

ЮРИСТ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЮРИСТ

Ю. ДМИТРИЕВ

Юрий Дмитриев, доктор юридических наук, академик РАЕН, почетный профессор Европейского университета, член-корреспондент РАО.

На протяжении последних двух — трех лет в нашей стране широко обсуждается проблема высшего юридического образования. Сопоставляются цифры, приводятся угрожающие данные о количестве безработных юристов. Дело дошло даже до издания специального Указа Президента Российской Федерации.

О количестве…

По утверждению Председателя Счетной палаты России С. В. Степашина, во времена Советского Союза юристов готовили всего 52 вуза, а сейчас — целых 1211 вузов и факультетов. Думается, что такое сопоставление вряд ли корректно. Отметим, что в число названных советских вузов входил такой гигант, как Всесоюзный юридический заочный институт. Накануне своего преобразования в Московский юридический институт (ныне — Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина) он только на московских факультетах выпускал около двух тысяч юристов в год и имел около тридцати филиалов в различных регионах страны.

При этом имела место исключительно заочная форма обучения, столь критикуемая в последнее время. Да и многие выпускники высших школ милиции по всей стране обучались заочно. Но ведь до сих пор органы внутренних дел нуждаются в кадрах! Кроме того, любопытно, почему критики системы юридического образования не проводят сопоставление с числом вузов, дающих экономическое, педагогическое и иное гуманитарное образование. В советское время педагогических институтов было больше, чем любых других, а нехватка учителей и их все увеличивающийся средний возраст налицо.

…И о качестве

По мнению министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко, высказанному на совместной коллегии Генеральной прокуратуры РФ и Министерства образования и науки РФ 27 марта 2008 г., до 40% выпускников юридических вузов в нашей стране — «некачественные специалисты», что лишь 20 — 30% студентов получают хорошее юридическое образование. Хотелось бы понять, что министр подразумевает под «хорошим образованием», если вузов, у которых подчиненный ему Рособрнадзор не продлил лицензии, единицы. Вскоре (30 мая 2008 г.) на научной конференции «Эффективность законодательства и современные юридические технологии» тот же А. А. Фурсенко назвал иные цифры: из 700 тысяч студентов, имеющих дипломы о юридическом образовании, лишь 10 — 15% получают «реальное достойное образование». При этом данный результат министр назвал «не самым плохим».

Заметим, что никто не пытается сопоставить качество юридического и иного высшего образования, где существуют аналогичные сложности.

Следующее опасение противников расширения высшего юридического образования — якобы высокое число безработных в этом сегменте образования. Есть даже сторонники возврата к системе распределения выпускников государственных юридических вузов, разумеется, за счет сокращения числа негосударственных вузов и «непрофильных» факультетов. Автор настоящей статьи как человек, прошедший в свое время через государственное распределение, должен отметить его неэффективность даже в условиях советского тоталитаризма. А уж в условиях свободного рынка услуг эта мера представляется просто вредной.

По разным оценкам, более 50% юристов — выпускников институтов трудоустраиваются по специальности. То же можно сказать, например, и о врачах, но если врач работает исключительно в медицинской сфере, то юрист по природе своей профессии — управленец и может работать в самых разных областях отечественной экономики.

В печати появились прогнозы о том, что от 100 тысяч до 200 тысяч выпускников институтов ближайших двух лет сразу отправятся на биржу труда.

Во-первых, безработица — это последствие экономического кризиса. Но, как известно и подтверждено итогами дефолта 1998 г., после экономических спадов наступает бурное обновление и возрождение экономики. Именно на этом этапе потребуются управленцы, обладающие новым мышлением, прежде всего юристы.

Во-вторых, не ясно, на чем основаны подобные прогнозы и касаются ли они тех профессий, которые якобы переживают «перепроизводство».

В-третьих, по данным социологической науки, чем ниже уровень образования человека, тем сложнее ему найти место в современном производстве.

Так что, видимо, для потенциального безработного — бывшего школьника лучше поступить в вуз, а его выпускнику — в аспирантуру, чем регистрироваться на бирже труда.

И еще один аргумент. Профессор, доктор юридических наук А. С. Подшибякин в одной из своих статей высказал интересную мысль в поддержку негосударственного сегмента образования. Его создание снижает социальную нагрузку на гражданское общество. Иными словами, социализация студентов в стенах учебных заведений этого типа удерживает их от криминализации, увлечения наркотиками и т. д.

Монополия для ассоциации

В завершение обратимся к юридической стороне вопроса. Указом Президента РФ Д. А. Медведева от 26.05.2009 N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», изданным по предложению Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», вводится дополнительная ограничительная мера: общественная аккредитация федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров. В связи с этим возникает ряд вопросов.

Почему данное новшество касается только юридических вузов? Столь же плачевная ситуация сложилась и в иных сегментах высшего образования, прежде всего в технических вузах. Ответ очевиден: первые лица государства — юристы, а один из них в прошлом — даже преподаватель вуза.

Откуда столь явное недоверие государственной аттестации юридических вузов, проводимой Федеральной службой по надзору в сфере науки и образования?

Почему только одна общественная организация получила возможность участвовать в подобной общественной аттестации? И почему общественная аттестация не распространяется на региональные и муниципальные вузы? Понятно, что их несопоставимо меньше, чем федеральных и тем более негосударственных, однако и они тоже готовят юристов.

Автору не хотелось бы оказаться в роли солдата, «шагающего не в ногу, когда вся рота шагает в ногу». Критики качества получаемого сегодня юридического образования во многом правы. Особенно в том, что следует ввести вступительные испытания при приеме юристов на работу, их периодическую аттестацию и переаттестацию, расширение числа должностей публичной службы, требующих наличия обязательного юридического образования, введения госзаказа на некоторые юридические должности и т. д. Но все же это никоим образом не связано с сокращением числа вузов и факультетов, осуществляющих юридическое образование.

——————————————————————