Правовые основы инновационной деятельности в Российской Федерации

(Мошкова Д. М.) («Юрист», 2014, N 1)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д. М. МОШКОВА

Мошкова Дарья Михайловна, старший преподаватель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

В российском законодательстве Закон об инновационной деятельности в Российской Федерации отсутствует. Между тем в литературе встречается достаточно большое количество трактовок понятия «инновационная деятельность». В статье автором рассматриваются различные определения термина «инновационная деятельность», как правовых, так и неправовых. Также автор анализирует нормативные правовые акты, регулирующие инновационную сферу. Особое внимание автор уделяет таким нормативным правовым актам, как Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральный закон «Об особых экономических зонах», в которых дается определение инновационной деятельности, а также выделяются ее основные направления и особенности. Кроме того, указывается на отдельные законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют вопросы науки и научно-технической деятельности, в том числе и инновационной деятельности. Автором отмечается, что последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития. В частности, автор перечисляет отдельные нормативные правовые акты, которые регулируют инновационную деятельность, в зарубежных странах.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, государственное регулирование инновационной деятельности, инновационная система, кластер, нормативные правовые акты, концепция, стратегия.

Legal fundamentals of innovational activities in the Russian Federation D. M. Moshkova

Moshkova Dar’ya Mikhajlovna, senior teacher of the chair of financial law of the Moscow state law university named after O. E. Kutafin, candidate of juridical sciences.

Russian legislation doesnt have the Law «About innovative activity in the Russian Federation». Meanwhile, in the literature there is a large number of interpretations of the term «innovation». In this article the author considers the various definitions of the term «innovation», both legal and illegal. The author also analyses the legal acts regulating innovations. Particular attention is paid to such regulatory acts as the Concept of Innovation Policy in the Russian Federation for 1998 — 2000. The Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020, the Federal law «About special economic zones» that define innovation and highlighted its main directions and features. In addition, the specific laws of the Russian Federation’s regions are marked out, which regulate the issues of scientific and technical activities, including innovation. The author notes that the last decade of XX century was a time of transition to innovative development in many countries. In particular, the author lists the specific legal acts that regulates the innovation activity in foreign countries.

Key words: innovation, innovative activity, government regulation of innovation, innovation system, cluster, regulatory acts, concept, strategy.

В Российской Федерации термин «инновация» появился в начале 80-х годов прошлого столетия. В Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы <1> инновация (нововведение) — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. ——————————— <1> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886.

Термин «инновация» (англ. innovation — новшество, нововведение) означает изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности <2>. ——————————— <2> Впервые был введен в научный оборот австрийским экономистом Шумпетером (Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капиталов, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., 1982).

Осознание необходимости перехода к инновационной модели развития государства было еще в СССР. Так, в 1990 г. существовал Союз инновационных предприятий СССР, тогда же был создан Республиканский инновационный фонд <3>. В 1991 г. появился Республиканский инновационный биотехнологический центр в г. Пущино Московской области, предпринимались отдельные попытки придать инновационной деятельности организованный вид, системность <4>. ——————————— <3> Постановление Совета Министров РСФСР от 4 октября 1990 г. N 421 «Об образовании Республиканского инновационного фонда» // URL: http://docs. cntd. ru/ document/901700114. <4> Распоряжение Председателя ВС РФ от 7 апреля 1992 г. N 2677 рп-I «О координации инновационной деятельности в РФ» // URL: http://www. bestpravo. ra/ federalnoje/ gn-zakony/hlg. htm.

Согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновационная деятельность представляет собой деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности <5>. ——————————— <5> СЗ. 1996. N 35. Ст. 4137.

В экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «инновационная деятельность». Так, Д. И. Кокурин отмечает, что инновационная деятельность в узком (специфически экономическом) смысле слова направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства благодаря использованию новых научно-технических знаний. Содержанием инновационной деятельности являются создание и распространение новшеств в материальном производстве. Экономическая целесообразность для предприятий использовать инновации зависит от возможности с их помощью обеспечить экономию производственных затрат, экономический рост за счет интенсивных факторов <6>. ——————————— <6> Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.

В работе В. Г. Медынского и Л. Г. Шершуковой инновационная деятельность — это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники <7>. ——————————— <7> Медынский В. Г., Шершукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. 235 с.

С. Д. Ильенкова считает, что инновационная деятельность — деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и их потребителями — реализацию нововведений <8>. ——————————— <8> Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2008. 335 с.

Понятие инновационной деятельности содержится и в Концепции Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007 — 2012 годы» (далее — Концепция), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. N 977-р <9>. ——————————— <9> СЗ РФ. 2006. N 44. Ст. 4589.

Согласно Концепции понятие «инновационная деятельность» означает выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: — создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); — создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; — применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии. Программными документами, определяющими развитие научно-технической и инновационной сферы, являются Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р <10>, а также Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г., N Пр-83 <11>. ——————————— <10> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216. <11> Документ официально не опубликован // Правовая система «Гарант».

Следует отметить, что на современном этапе развития российского законодательства закон об инновационной деятельности в Российской Федерации отсутствует. В Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 <12>, под инновационной деятельностью понимался процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. В соответствии с этой же Концепцией инновация (нововведение) — это результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновационная сфера определялась названной Концепцией как область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций. ——————————— <12> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886.

В. А. Рассудовский, в частности, отмечает, что инновационную деятельность не следует связывать преимущественно с малым предпринимательством, как нередко это делают сейчас, хотя зачастую именно малый бизнес в большей мере ориентирован на оперативное использование нововведений для получения высокого коммерческого результата, тем более что инновационная деятельность — это такое использование нововведения, которое непосредственно к нему примыкает и следует за выявлением и получением (приобретением) новшества <13>. ——————————— <13> Рассудовский В. А. Правовое регулирование инновационной деятельности // Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М., 1995. С. 37.

Нам представляется интересной точка зрения В. И. Жукова, что для повышения инновационной активности необходимо стимулировать создание финансово-промышленных групп в целях оптимизации финансовых потоков <14>. ——————————— <14> Жуков В. И. Социальная доктрина Российской Федерации. М., 2005. С. 54; Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 1 — 2.

В последние годы в нашей стране создается инновационная система, состоящая из многих элементов, таких, как центры трансфера технологий; инновационно-технологические центры; технопарки; бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др. В современных условиях важная роль в государственном регулировании инновационной деятельности принадлежит Федеральному закону «Об особых экономических зонах в РФ» (далее — Закон) <15>, которым помимо создания промышленно-производственных и туристско-рекреационных особых экономических зон предусмотрено создание и технико-внедренческих особых экономических зон. В Законе также не содержится понятие «инновационная деятельность», а под технико-внедренческой деятельностью понимаются создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признается индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие договор с органами управления особыми экономическими зонами. Под кластером Закон понимает совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. ——————————— <15> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3127.

Последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития, от сырьевой экономики к «экономике знаний», где основным фактором успеха становятся конкурентные преимущества в области уникальных, недоступных другим знаний, создание на их основе принципиально новых (инновационных) продуктов, процессов и технологий и введение их в гражданский оборот. Наиболее полно и комплексно анализом и систематизацией процессов инновационной деятельности занимается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), еще в 1992 г. опубликовавшая Руководство по сбору и интерпретации информации об инновациях (далее — Руководство Осло). Позднее оно было переиздано дважды — в 2002 и 2005 гг. <16>. Все развитые страны и страны, встающие на инновационный путь развития, при проведении исследований используют в качестве основы методологию и терминологию, предложенную Руководством Осло <17>. ——————————— <16> URL: http://browse. oecdbooksliop. org/ oecd/pdfs/browseit/9205111E. PDF. <17> Безрукова Е., Елизаров Е. Механизмы финансирования инновационной деятельности: возможности использования в России // Корпоративный юрист. 2009. N 5.

В зарубежных странах также существуют отдельные нормативные правовые акты, которые регулируют инновационную деятельность. Так, в странах с континентальной системой права, а к таким следует отнести Францию, данные вопросы регламентируются Законами: от 23 декабря 1985 г. «О научных исследованиях и технологическом развитии», от 12 июля 1999 г. «Об инновациях и исследованиях», от 18 апреля 2006 г. «О программе исследований», иными актами <18>. ——————————— <18> Хабриева Т. Я. Правовое измерение научного прогресса // Журнал российского права. 2009. N 8.

В странах СНГ можно выделить следующие нормативные правовые акты: Закон Украины от 4 июля 2002 г. «Об инновационной деятельности»; Закон Республики Казахстан от 23 марта 2006 г. «Об инновационной деятельности»; Кодекс Республики Молдова от 15 июля 2004 г. «О науке и инновациях»; Закон Киргизской Республики от 25 октября 1999 г. «Об инновационной деятельности» и т. д. В субъектах Российской Федерации имеются отдельные законы, которые в основном регулируют вопросы науки и научно-технической деятельности, в том числе и инновационной деятельности, например: Закон Санкт-Петербурга от 12 октября 2009 г. N 411-85 «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга» <19>; Закон Республики Башкортостан от 2 марта 1994 г. N ВС-22/39 «О научной и научно-технической деятельности в Республике Башкортостан»; Закон Республики Бурятия от 27 ноября 1996 г. N 418-1 «О науке и научно-технической политике в Республике Бурятия»; Закон Республики Татарстан от 18 июня 1998 г. N 1661 «О науке и научной деятельности»; Закон Воронежской области от 9 октября 2007 г. N 98-ОЗ «О науке и научно-технической политике в Воронежской области»; Закон Московской области от 13 мая 2006 г. N 75/2006-ОЗ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области»; Закон Республики Дагестан от 17 марта 2006 г. N 15 «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан»; Закон Красноярского края от 10 июля 2008 г. N 6-2000 «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края»; Закон г. Москвы от 6 июня 2012 г. N 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» и т. д. <20>. ——————————— <19> Санкт-петербургские ведомости. 2009. N 203. 28 октября. <20> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. N 36. 29 июня.

Условием развития инновационной экономики является формирование национальной инновационной системы, которая должна: — обеспечивать устойчивый экономический рост и конкурентоспособность страны за счет использования научно-технического потенциала; — обладать самодостаточностью (опора на собственные ресурсы национальной экономики) и устойчивостью по отношению к воздействию внешней среды; — выступать одним из механизмов выравнивания социально-экономического развития регионов; — соответствовать мировым тенденциям развития, обладать способностью взаимодействия и интегрирования в инновационные системы более высокого уровня; — формироваться на основе сбалансированного сочетания рыночных и государственных механизмов <21>. ——————————— <21> Литвинова Ю. Путь по инновационной лестнице. Экспертный канал «Открытая экономика» // URL: http://www. opec. ru/ 1298377.html.

Таким образом, как мы уже отмечали, в Российской Федерации назрела необходимость принятия федерального закона, регулирующего основы инновационной деятельности в Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. URL: http://browse. oecdbookshop. org/ oecd/pdfs/ browseit/9205111E. PDF. 2. Безрукова Е., Елизаров Е. Механизмы финансирования инновационной деятельности: возможности использования в России // Корпоративный юрист. 2009. N 5. 3. Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. N 36. 29 июня. 4. Жуков В. И. Социальная доктрина Российской Федерации. М., 2005. 5. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2008. 335 с. 6. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. 7. Медынский В. Г., Шершукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. 235 с. 8. Постановление Совета Министров РСФСР от 4 октября 1990 г. N 421 «Об образовании Республиканского инновационного фонда» // URL: http://docs. cntd. ru/document/901700114. 9. Распоряжение Председателя ВС РФ от 7 апреля 1992 г. N 2677 рп-I «О координации инновационной деятельности в РФ» // URL: http://www. bestpravo. ru/federalnoje/gn-zakony/hlg. htm. 10. Рассудовский В. А. Правовое регулирование инновационной деятельности // Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М., 1995. 11. Санкт-петербургские ведомости. 2009. N 203. 28 октября. 12. СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886. 13. СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3127. 14. СЗ РФ. 2006. N 44. Ст. 4589. 15. СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216. 16. СЗ. 1996. N 35. Ст. 4137. 17. Хабриева Т. Я. Правовое измерение научного прогресса // Журнал российского права. 2009. N 8. 18. Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2007.

——————————————————————