К вопросу совершенствования спортивного законодательства
(Чхутиашвили Л. В.) («Спорт: экономика, право, управление», 2012, N 3)
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>
Л. В. ЧХУТИАШВИЛИ
——————————— <*> Chkhutiashvili L. V. On the issue of improvement of sport legislation.
Чхутиашвили Лела Васильевна, ст. преподаватель кафедры экономики МГЮА им. О. Е. Кутафина, кандидат экономических наук, член Национального объединения спортивных юристов России.
В статье рассматриваются перспективы совершенствования спортивного законодательства. Автор предлагает введение норм по государственной поддержке физкультурно-спортивных объединений, по созданию благоприятных условий для спонсоров, инвесторов.
Ключевые слова: спортивное законодательство, спортивные объединения, спонсорская помощь, международные соревнования, спорт.
Российское законодательство в области физкультуры и спорта сегодня представлено пакетом из более 200 правовых актов. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» является базовым отраслевым законодательным актом. Закон устанавливает общие принципы правового регулирования отношений в сфере массовой физкультуры и спорта, по сути, является декларативным. Федеральный закон содержит множество пробелов, которые возможно устранить внесением соответствующих поправок и изменений. Отметим некоторые. 1. Неполно регулируются обязанности субъектов физкультурного и спортивного движения в области финансового обеспечения их деятельности, в частности не определены конкретные источники финансовой поддержки спортивно-образовательных учреждений. 2. Не урегулированы права и обязанности спортивных клубов, связанные с подготовкой и использованием спортсменов высокого уровня. 3. Не решены проблемы организации эффективной деятельности физкультурно-спортивных обществ и федераций по видам спорта, занимающихся развитием массовой физкультурно-оздоровительной работы, подготовкой олимпийского резерва, спортом высших достижений. Можно выделить следующие перспективные направления развития законодательства в сфере деятельности спортивных объединений. Во-первых, необходимо законодательно оформить государственную поддержку общественных физкультурно-спортивных объединений, используя мировой опыт. Международное законодательство призывает для решения задач развития массового спорта использовать ресурсы государственных бюджетов — национальных, региональных и местных. Средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов, должно быть достаточно для решения проблем развития как массового спорта, так и спорта высоких достижений. Во-вторых, необходимо создать благоприятные условия спонсорам и инвесторам, направляющим свои средства на подготовку спортивного резерва и сборной команды России для участия в Олимпийских, Паралимпийских играх, ответственных международных соревнованиях. Следует законодательно создать условия для привлечения спонсорской помощи. В Налоговом кодексе Российской Федерации должна появиться статья о полном либо частичном освобождении спонсоров спортивной сферы от налогов. Спортивным организациям можно предоставлять льготные кредиты для покрытия расходов на строительство, приобретение спортивных сооружений, предназначенных для удовлетворения потребностей в области спорта широких групп населения. В-третьих, следует внести норму о том, что руководить национальными спортивными федерациями могут граждане Российской Федерации, в прошлом или настоящем занимавшиеся спортом на профессиональной основе. В случае, если удастся внести соответствующие изменения в спортивное законодательство, деятельность спортивной федерации будет направлена на цели развития спорта, кроме того, будет более эффективен процесс популяризации спорта в стране, не только профессионального, но и массового. В-четвертых, в законе необходимо прописать положение о взаимоотношениях Олимпийского комитета и спортивных федераций.
——————————————————————