Эффективность подготовки магистров юриспруденции к педагогической деятельности в вузе через ролевые игры
(Бондаренко С. А.) («Юридическое образование и наука», 2012, N 2)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ЧЕРЕЗ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ <*>
С. А. БОНДАРЕНКО
——————————— <*> Bondarenko S. A. Effectiveness of preparing masters of jurisprudence for higher school pedagogical activities by means of role play games.
Бондаренко Светлана Александровна, профессор кафедры гражданского права и процесса юридического факультета АНО ВПО «Алтайская академия экономики и права (институт)», кандидат педагогических наук.
В статье автор показывает влияние выработанной частной образовательной технологии, основанной на ролевой игре, на эффективность достижения результатов освоения учебной дисциплины «Методика преподавания правовых дисциплин в высшей школе».
Ключевые слова: педагогическая деятельность, знания, умения, компетенции, ролевая игра, педагогическая технология.
In the present article the author depicts the influence of a specific educational technology based on a role play game and emphasizes its effectiveness in achieving good results when mastering the course «Methodology of Teaching Law Subjects in Higher Schools».
Key words: pedagogical activity, knowledge, abilities, competences, role play game, pedagogical technology.
На смену квалификационной модели специалиста пришла компетентностная модель бакалавра и магистра, в которой на первое место выступают качественные характеристики личности выпускника, формируемые прежде всего современными образовательными технологиями. Следует согласиться с А. А. Касаткиной, что конструкция, устанавливающая оптимальную связь между содержанием обучения и будущей реальной трудовой деятельностью через комплекс необходимых компетенций, кажется вполне реальной <1>. ——————————— <1> См.: Касаткина А. А. Компетентностные модели как системный ресурс повышения качества инновационных образовательных программ // Вестник СИбГУТИ. 2010. N 1. С. 78.
Система двухуровневой образовательной программы по направлению «Юриспруденция» разграничивает сферы педагогической деятельности выпускников. Бакалавр юриспруденции готовится к осуществлению профессиональной педагогической деятельности для преподавания правовых дисциплин в различных образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений. Магистр юриспруденции соответственно может осуществлять преподавание правовых дисциплин и правовое воспитание в вузе. Ориентация на модель подготовки магистра юриспруденции, способного решать профессиональные задачи в педагогической деятельности высшей школы, предопределила необходимость включить учебную дисциплину «Методика преподавания правовых дисциплин в вузе» в основную образовательную программу магистратуры. Особенностью курса «Методика преподавания правовых дисциплин в вузе» является не только компактная дидактическая подготовка по проблемам преподавания правовых дисциплин в вузе, но и практическая реализация полученных знаний и умений с целью формирования профессиональных компетенций в педагогической деятельности. Объем учебного материала по дисциплине, который необходимо освоить магистрантам, очень велик. Это серьезная проблема. Вопрос о соотношении лекционных и практических занятий императивно решен в ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция» (магистратура), где закреплено, что занятия лекционного типа не могут составлять более 20% аудиторных занятий. Ценность практических (семинарских) занятий как формы обучения заключается в том, что при подготовке к ним магистранты самостоятельно изучают научную педагогическую и юридическую литературу, практические материалы по методике проведения занятий по соответствующим юридическим дисциплинам <2>. ——————————— <2> См.: Грось Л. А. О преподавании гражданского процессуального права на кафедре гражданского права и процесса Московской государственной юридической академии // Юридическое образование и наука. 2009. N 2. С. 4 — 10; Челышев М. Ю. Методические приемы преподавания дисциплины «Коммерческое право» // Актуальные проблемы коммерческого права: Сборник статей. Вып. 3. М., 2007. С. 197 — 198; Шевченко О. М. О методике чтения учебной лекции в юридическом вузе // Юридическое образование и наука. 2011. N 2. С. 22 — 30; и др.
В ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция» (магистратура) <3> закреплены следующие компетенции в сфере педагогической деятельности: это способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13); организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14); эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15). ——————————— <3> См.: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. N 1763. URL: http://www/mon. gov. ru/.
Сконструированная автором технология обучения методике преподавания правовых дисциплин в вузе, основанная на ролевой игре, представляет частную технологию, используемую в определенной группе магистерской подготовки. Справедливо отмечает Л. В. Чхутиашвили, что «инновации в образовании — это актуально значимые и системно организующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения» <4>. Учитывая это, можно определить инновационный характер применяемой технологии обучения магистрантов, поскольку проведение «сквозной» ролевой игры открыло явные достижения. ——————————— <4> Чхутиашвили Л. В. Роль инновационного юридического образования на современном этапе развития России // Юридическое образование и наука. 2011. N 1. С. 22.
Во-первых, ролевая игра способствует выработке умений по постановке целей преподавания конкретной учебной дисциплины; по отбору и построению содержания обучения; по контролю качества усвоенных правовых знаний и умений обучающимися; по определению оптимальной логики построения правовых знаний; по разработке программы учебной дисциплины; по составлению плана и содержанию практических и семинарских занятий; по осуществлению поиска и анализа литературных и нормативных источников по соответствующей учебной дисциплине. Во-вторых, проведение практических занятий по дисциплине в форме ролевой игры обеспечивает единство теоретико-правовой и профессионально-педагогической сторон образовательного процесса; взаимосвязь теоретического и практического обучения; учет индивидуальных особенностей, интересов магистрантов; педагогическое взаимодействие в управлении познавательной деятельностью обучающихся; активизирует познавательную активность и формирует у магистрантов положительную мотивацию к обучению. В-третьих, ролевая игра является средством контроля и оценивания как сформированных практических умений, навыков и компетенций в сфере педагогической деятельности, так и средством контроля уровня сформированных профессиональных компетенций в правоприменительной или правоохранительной деятельности. В компетентностной модели магистра в сфере педагогической деятельности цели образования связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса, что определяет содержание учебной дисциплины «Методика преподавания правовых дисциплин в вузе». 1. Знания, усвоение которых обеспечивает правильный методологический подход к практической деятельности преподавателя высшей школы, прежде всего представляющие фундаментальные положения правовой науки, которые приобретает магистр первоначально в процессе освоения образовательной программы бакалавра, а далее магистерской программы по направлению «Юриспруденция», и знания по педагогике, изучаемые в курсе «Методика преподавания правовых дисциплин в вузе». 2. Общие интеллектуальные и практические умения и навыки, лежащие в основе конкретной правовой дисциплины, и педагогические умения и навыки по подготовке материалов для лекционных, семинарских, практических занятий по этой дисциплине, а также умения и навыки, связанные с методикой преподавания правовых дисциплин (методические умения и навыки). 3. Система мировоззренческих и поведенческих качеств личности, являющихся основой для осознания себя и своей роли в педагогическом процессе высшей школы. 4. Основные черты творческой деятельности, обеспечивающие соответствующий уровень освоенных профессиональных компетенций для решения профессиональных задач в педагогической деятельности, направленных на преобразование действительности и самосовершенствование в целях повышения своей квалификации и общей культуры. Таким образом, подготовка магистрантов к педагогической деятельности в высшей школе основывается на двух областях знаний: юриспруденции и педагогики и должна учитывать современные направления модернизации и развития образовательного процесса в вузе по подготовке бакалавров юриспруденции. Анализ ФГОС ВПО направления «Юриспруденция» (магистратура) не позволяет выявить систему знаний, необходимых для дальнейшего овладения соответствующим уровнем подготовки в сфере педагогической деятельности, что определило бы содержание курса «Методика преподавания правовых дисциплин в вузе». В связи с этим результаты изучения дисциплины, на наш взгляд, можно определить с учетом общих методологических подходов. В дидактике понятие «знание» рассматривается в двух основных аспектах: знания как то, что должен усвоить обучающийся, и как то, что уже усвоено им, применено в практической деятельности, стало свойством личности. С точки зрения В. И. Орлова, знания в первом своем значении образуют содержание обучения, выступая в виде «особой дидактической субстанции — содержательной учебной информации, представляющей собой органическое единство актуализированного содержания обучения» <5>. Так, магистранты должны знать: основные компоненты педагогической системы и пути их совершенствования; принципы управления познавательной деятельностью обучаемых; основные аспекты формирования мотивации учебной деятельности; проблемы взаимодействия субъектов педагогического процесса; интеграцию педагогической культуры в юридическое образование; основные методы подбора учебного материала по заданному курсу; рациональные методы изложения материала и контроля студентов. ——————————— <5> Орлов В. И. Знания, умения и навыки обучающихся // Педагогика. 1997. N 2. С. 33 — 37.
Знания по отношению к умениям выступают инструментом, их информационным обеспечением. В современном словаре по педагогике «умение» трактуется как освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. В научной литературе термин «умения» употребляется неоднозначно, но важным является то, что они приобретаются, чтобы выпускник мог действовать в определенной сфере профессиональной деятельности. Известный психолог К. К. Платонов, исходя из того, что умения образуются на основе ранее приобретенных знаний, писал, что умение — это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением, это способность человека продуктивно трудиться с должным качеством и выполнять работу в новых условиях <6>. ——————————— <6> См.: Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. С. 255.
Разработанную автором классификацию частных профессиональных умений, формируемых в процессе изучения правовых дисциплин <7>, можно адаптировать к профессиональным умениям в сфере педагогической деятельности, формируемым в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания правовых дисциплин в вузе», с учетом постоянных характеристик, регламентирующих уровень профессиональных педагогических компетенций магистров юриспруденции, закрепленных в ФГОС ВПО. ——————————— <7> См.: Бондаренко С. А. Формирование правовой компетентности студентов экономических специальностей: Монография. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2008. С. 44.
1. Профессионально-организационные умения правильно составлять и оформлять учебную документацию: разрабатывать рабочую программу учебной дисциплины, составлять планы и содержание практических и семинарских занятий; планировать самостоятельную работу студентов; контролировать качество усвоенных правовых знаний обучающимися. 2. Профессионально-интеллектуальные умения означают умения оперировать категориями, понятиями педагогики; анализировать ФГОС ВПО (бакалавриат); ставить цель преподавания изучаемой дисциплины по направлению «Юриспруденция»; отбирать и строить содержание обучения; определять оптимальную логику построения правового знания и умения. 3. Профессионально-информационные умения включают умения применять современные информационные технологии в образовательном процессе; осуществлять поиск и анализ литературных источников по соответствующей учебной правовой дисциплине; самостоятельно находить необходимые нормы права для решения профессиональных задач. 4. Профессионально-коммуникативные умения означают умения пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе педагогической деятельности; юридически грамотно формулировать и задавать вопросы по возникшей правовой проблеме; вести диалог, отстаивать свою позицию в разрешении проблемных ситуаций. Таким образом, в результате изучения дисциплины «Методика преподавания правовых дисциплин в вузе» магистранты должны уметь: ставить цель изучения конкретной темы по дисциплине; отбирать и строить содержание обучения; разрабатывать рабочую программу учебной дисциплины; осуществлять поиск и анализ литературных источников по дисциплине; определять оптимальную логику построения правового знания; составлять план и содержание практических и семинарских занятий; контролировать качество усвоенных правовых знаний и умений и уровень сформированных компетенций. Общепринятой в педагогической литературе является классификация практических умений: умения анализировать конкретные ситуации с использованием теоретических знаний; умения по конструированию и проектированию новых объектов, процессов, разработке способов действий для решения различных практических задач; умения по использованию методов практической работы в учебном процессе. Реализацию последнего вида умений называют «моделированием профессиональной деятельности» или «квазипрофессиональной» (А. А. Вербицкий) <8>, суть которой состоит в том, что магистранты осуществляют профессиональную деятельность в процессе обучения. Эта деятельность носит условно профессиональный характер и является переходной от учебной к профессиональной, так как магистранты не выполняют собственно профессиональную деятельность, а имитируют ее. ——————————— <8> См.: Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. С. 207.
С этой целью все практические занятия по дисциплине «Методика преподавания правовых дисциплин в вузе» проводятся в интерактивной форме, в ходе которой каждый магистрант имитирует педагогический процесс по подготовке бакалавров по учебной дисциплине, определенной им самостоятельно. Методической находкой автора в определении «условно преподаваемой» дисциплины каждым магистрантом стало предложение соотнести название дисциплины с темой магистерской диссертации, которая на момент проведения практических занятий по «Методике преподавания правовых дисциплин в высшей школе» уже утверждена научным руководителем магистранта. Например, магистрантами были определены следующие названия учебных дисциплин, соответствующие темам магистерских диссертаций: «Лингвистические технологии в правовой деятельности», «Криминологическая характеристика коррупционных преступлений», «Организация раскрытия и расследования уличной преступности» и др. Вовлечение магистрантов как равноправных участников в образовательный процесс через «сквозную» ролевую игру (18 часов аудиторных занятий) воспринимается ими позитивно, поскольку оценку результатов их самостоятельной работы дает не только преподаватель, но и они сами оценивают друг друга. В процессе проведения ролевой игры магистранты выполняют задания от разработки отдельных элементов ООП по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат) до апробирования методики проведения лекции, практического или семинарского занятия. Для проведения в рамках деловой игры фрагмента соответствующего занятия магистрантам необходимо подготовить учебно-методические материалы, разработать тестовые задания, внести их в программную оболочку и провести пробное тестирование. По результатам выполнения практических работ по дисциплине «Методика преподавания правовых дисциплин в высшей школе» каждый магистрант готовит комплект учебно-методических материалов, который использует в дальнейшем при прохождении научно-педагогической практики. Для формирования профессиональных компетенций магистрантов в педагогической деятельности в процессе обучения моделируется педагогическая система, входящая в структуру образовательного процесса (игрового комплекса), элементами которого становятся роли преподавателя и обучающегося, а связями — взаимоотношения между ними, определяемые ролевыми целями, предписываемыми в игре. Для ролевой игры принципиально важно наличие динамической, длящейся во времени и в пространстве модели, наличие общей цели у всего игрового коллектива; альтернативность решений (выбор методики проведения занятия); наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры. Использование ролевой игры является перспективным направлением в обучении магистрантов, поскольку создание «квазипрофессиональной» атмосферы на занятиях позволяет достигнуть эффективных результатов и сократить временные затраты на формирование профессиональных компетенций в сфере педагогической деятельности. Учебный процесс реализуется через последовательное порционное представление магистрантами в рамках одной темы условно определенной ими учебной дисциплины различных методик проведения занятий. Процесс подготовки и проведения ролевой игры включает в себя три этапа: теоретический, теоретико-практический, аналитический. 1. Теоретический. Здесь происходит знакомство с рекомендованной педагогической и юридической литературой для подготовки по определенной теме «преподаваемой» дисциплины. Важной задачей этого этапа является выбор методов и педагогических технологий обучения, прогностическая оценка дидактической целесообразности включения того или иного материала в учебную дисциплину и соответствие методов обучения целям и содержанию дисциплины. Метод — это своеобразный инструмент в руках преподавателя, с помощью которого он может в одних случаях побуждать студентов самих находить решения (например, решение практических ситуаций), а в других случаях предлагаются готовые знания, как это бывает при чтении лекции <9>. ——————————— <9> См.: Бельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогике) // Юридическое образование и наука. 2009. N 1. С. 30.
2. Теоретико-практический. На этом этапе деятельности магистранты определяют методику проведения занятия, готовят план его проведения, изучают юридическую литературу, разрабатывают вопросы, задания для «обучающихся». Апробируют перед аудиторией выбранную методику проведения лекции, семинарского, практического занятия. Например, магистрантами были проведены следующие виды учебных занятий в рамках ролевой игры: лекция с мультимедийной презентацией по теме «Предотвращение коррупции в таможенных органах» с элементами обратной связи, практическое занятие по теме «Оценка вербального правового дискурса определения «пропаганда» (форма проведения: лингвистический анализ листовок, плакатов и т. п.). 3. Аналитический. Магистранты учатся анализировать проведенное ими занятие, давать оценку другим методикам, предлагать варианты совершенствования методики чтения лекции и других форм проведения занятий. На последнем этапе активизируется логическое мышление обучающихся при выполнении определенных видов деятельности: анализ содержания соответствующей темы по условно определенной дисциплине; анализ методик проведения занятия, помогающий магистрантам заметить и проанализировать ошибки, убедиться в правильности выбранной методики. Эффективность работы на практических занятиях в рамках ролевой игры в сочетании с большой внеаудиторной подготовкой к ним сказались на активности магистрантов в учебном процессе, на стремлении их разработать и применить активную или интерактивную методику проведения лекционного и практического занятий. В процессе самостоятельного проведения различных форм вузовских занятий магистранты не только углубляют правовые знания, приобретают умения по теме магистерского исследования, но и формируют профессиональные компетенции в сфере педагогической деятельности.
——————————————————————