Вопросы правового регулирования нотариальной деятельности в информационном обществе
(Махноносов Э. В.) («Нотариус», 2013, N 2)
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ <*>
Э. В. МАХНОНОСОВ
——————————— <*> Makhnonosov Eh. V. Issues of legal regulation of notarial activities in informational society.
Махноносов Эдуард Викторович, советник президента Федеральной нотариальной палаты, директор Фонда «Центр инноваций и информационных технологий».
В данной статье автор рассматривает растущее влияние информационных технологий на структуру нотариата, возможные проблемы, возникающие при развитии нотариата в сфере информационных технологий, и пути их решения.
Ключевые слова: информационное общество, нотариат, охранительная функция нотариата, электронный документ, стратегия развития информационного общества.
The author of the article considers the growing influence of informational technologies on the structure of notariat, the possible problems arising in development of notariat in the sphere of informational technologies and the ways of solution thereof.
Key words: informational society, notariat, protective function of notariat, electronic document, starategy of development of informational society.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (далее — Стратегия) утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. <1>. ——————————— <1> Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212) // Российская газета. N 34. 2008. 16 февраля.
В Стратегии определяется, что целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р (в ред. от 15 августа 2012 г.) «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» утверждена базирующаяся на положениях Стратегии Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» <2>. ——————————— <2> Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р (в ред. от 15.08.2012) «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 46. Ст. 6026.
Одним из приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы является совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере. Нотариальная деятельность в Российской Федерации регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) <3>. ——————————— <3> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 10. Ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607, N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2717; 2006. N 27. Ст. 2881; 2007. N 1. Ст. 21, N 27. Ст. 3213, N 41. Ст. 4845, N 43. Ст. 5084; 2008. N 52. Ст. 6236; 2009. N 1. Ст. 14, 20, N 29. Ст. 3642; 2010. N 28. Ст. 3554; 2011. N 49. Ст. 7064, N 50. Ст. 7347; 2012. N 27. Ст. 3587.
Учитывая изменение социально-экономических условий в государстве, развитие правовых институтов, не вызывает сомнения, что правовое регулирование нотариальной деятельности почти 20-летней давности нуждается в переосмыслении, переработке с учетом существующих реалий. Согласно ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Таким образом, законодатель определяет главную функцию нотариата как охранительную функцию, прежде всего в гражданских правоотношениях, а также публичный характер выполнения данной функции — совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации. Основы предусматривают, что в рамках системы нотариата нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Вместе с тем фактическое состояние дел показывает, что количество занимающихся частной практикой нотариусов в Российской Федерации несоизмеримо больше, чем количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах (7500/20). В проекте Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», разрабатываемого рабочей группой Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты, предусматривается единая система небюджетного нотариата: нотариат в Российской Федерации является профессиональным сообществом нотариусов, которые действуют на единой организационной основе <4>. ——————————— <4> Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», опубликован 18 ноября 2011 г. на сайте «Российской газеты».
Одновременно в ст. 2 указанного проекта Закона определяется, что нотариат выполняет публично-правовые функции и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это означает, что в большей степени следует изучать и предлагать правовое регулирование нотариальной деятельности, ориентируясь на объединенное в нотариальные палаты субъектов Российской Федерации и Федеральную нотариальную палату сообщество нотариусов, занимающихся частной практикой. При этом следует иметь в виду, что такие нотариусы, как самозанятая категория населения, самостоятельны как в материально-техническом, так и в организационном обеспечении деятельности нотариальных контор. Принимая во внимание публично-правовые функции нотариата, нельзя не согласиться с мнением Г. Г. Черемных, что нотариальная деятельность, как никакая другая область юриспруденции, требует не только строгого законодательного регулирования, но и четкой нормативно-правовой регламентации порядка и правил совершения нотариальных действий, ведения делопроизводства, содержания архива <5>. ——————————— <5> Черемных Г. Г. В современной России должного нормативного правового регулирования в сфере нотариата не было и нет // Нотариус. 2009. N 4. С. 2 — 9.
Вместе с тем в условиях развития информационного общества в России представляется необходимым сделать акцент не только на четкой нормативно-правовой регламентации порядка и правил совершения нотариальных действий с электронными документами, ведения электронного нотариального делопроизводства и электронных реестров нотариальных действий, создания электронного архива нотариальных документов, но и соотносимости как правовых норм, так и технических принципов реализации электронного взаимодействия внутри нотариального сообщества с внешними информационными системами, прежде всего информационными системами федеральных органов государственной власти и судами. Статьей 72 Конституции Российской Федерации устанавливается, что нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации <6>. ——————————— <6> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Российская газета. N 7. 2009. 21 января).
Статья 39 Основ предусматривает, что порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами и другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, действующее законодательство допускает определение порядка совершения нотариальных действий субъектом Российской Федерации, поскольку он не был урегулирован в федеральном законе. Вместе с тем принципы формирования единого информационного пространства в Российской Федерации предопределяют, что правоотношения в сфере нотариального документооборота, электронного нотариального архива, порядка совершения нотариальных действий (при совершении которых предъявляются электронные документы) не должны быть урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации. По крайней мере такое правовое регулирование выглядит явно не конструктивным как с точки зрения обеспечения государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, так и в его экономической составляющей. Реализация на практике данной нормы, несомненно, повлечет невозможность обеспечения единых условий сохранности сведений конфиденциального характера, составляющих тайну совершения нотариальных действий. Разработчиками проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» предлагается предусмотреть возможность определения порядка совершения нотариальных действий исключительно на уровне федерального закона, что позволяет исключить возможность возникновения вышеобозначенной ситуации. Принимая во внимание широкое распространение в условиях информационного общества электронных документов, значительное увеличение их как в количественном значении, так и по сферам обращения, необходимо затронуть вопрос о необходимости законодательного установления требований к электронным документам, представляемым нотариусу для совершения нотариальных действий, равно как вопрос о возможности создания самим нотариусом нотариального акта в электронной форме. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28 июля 2012 г.) предусматривается, что в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами <7>. ——————————— <7> Первоначальный текст документа опубликован: Российская газета. N 165. 2006. 29 июля.
Статья 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10 июля 2012 г.) также устанавливает, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе <8>. ——————————— <8> Первоначальный текст документа опубликован: Российская газета. N 75. 2011. 8 апреля.
Анализ положений ст. 45 Основ, согласно которой нотариусы не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом, а также то, что в документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью, позволяет сделать вывод, что данным нормативным актом предусматривается составление документа именно на бумажном носителе. В отношении электронного документа такие требования изначально соблюдены быть не могут. Несмотря на развитие электронного документооборота, существование традиционного оборота бумажных документов видится еще довольно продолжительным. В традиционном документообороте предусмотрено наличие бумажной копии бумажного документа, и, более того, такая копия может даже служить источником возникновения или подтверждения правоотношений, если ее верность засвидетельствована в нотариальном порядке. Такое нотариальное действие предусмотрено ст. 77 — 79 Основ. Применительно к электронным документам представляется допустимым введение нового вида нотариальных действий — удостоверения тождественности электронного документа документу на бумажном носителе и соответственно удостоверения тождественности документа на бумажном носителе электронному документу. В связи с данным вопросом и в целом применительно к нотариальным действиям с электронными документами возникает необходимость нормативного регулирования использования средств визуализации электронного документа. Как видится, такое нормативно-правовое регулирование должно содержаться в подзаконном акте федерального органа власти, как более мобильного для внесения в него изменений по сравнению с законодательными актами, ввиду постоянного совершенствования и внедрения новых средств визуализации.
——————————————————————