Нотариальная форма обеспечения права наследования: к вопросу о формировании научной концепции
(Хамидуллина А. А.) («Нотариус», 2008, N 6)
НОТАРИАЛЬНАЯ ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НАСЛЕДОВАНИЯ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ
А. А. ХАМИДУЛЛИНА
Хамидуллина А. А., нотариус г. Москвы, аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата.
Современная цивилизация признала в качестве высшей политико-правовой ценности демократический режим, идею правового государства, обеспечивающего примат интересов индивида. В этом плане теория и практика свидетельствуют об объективной необходимости существования институтов, обеспечивающих эффективную защиту прежде всего прав и свобод человека и гражданина. Безусловно, нотариат является одним из таких институтов, что обусловливает неиссякаемый научный интерес к нему со стороны ученых. Вполне очевидным видится усиление внимания представителей научного сообщества и к деятельности нотариата в сфере обеспечения конституционного права наследования, закрепленного в ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации. Российский Основной Закон, будучи априори лаконичным правовым документом, даже не упоминая институт нотариата, выделил и закрепил право наследования как одно из основополагающих в силу, как думается, его значения как для наследодателя, так и для его потомков и иных лиц, призываемых к наследованию. В Российской Федерации институт нотариата имеет, разумеется, свое особое содержание и специфику, обусловленную в том числе формой территориального устройства, ибо отечественная Конституция закрепила основы конституционного строя страны на принципах федерализма, разделения властей. Федеративный характер Российского государства (ст. 1 Конституции России) предопределил наличие правового регулирования статуса нотариата не только федеральными, но и региональными нормативными актами. К сожалению, в юридической литературе не уделяется должного внимания проблемам, обусловленным фактическим отсутствием участия субъектов Российской Федерации в правовом регулировании совершения нотариальных действий в силу прямого указания п. «л» ч. 1 ст. 72 отечественной Конституции. Имеют, разумеется, место и иные проблемы реального обеспечения конституционного права на наследование, требующие скорейшего научного разрешения. Так, действующие в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате лишь в общих чертах очерчивают механизмы эффективного взаимодействия государства, государственных правоохранительных органов с институтом нотариата, в частности с органами нотариального самоуправления <1>. Кроме того, по мнению большинства нотариусов, закрепленная указанным нормативным правовым актом роль нотариуса в обеспечении права наследования, конкретные права и обязанности нотариуса не соответствуют ни современному уровню общественных отношений в сфере наследования, ни сущности правоохранительной нотариальной деятельности в указанной области <2>. В нотариальной практике имеет место множество проблем при применении тех или иных норм наследственного законодательства, связанных отчасти с недостаточным его совершенством, противоречиями между отдельными нормами, не всегда их четкой формулировкой, имеющими место пробелами в правовом регулировании отдельных вопросов наследования. ——————————— <1> См.: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Российская газета. N 49. 1993. 13 марта. <2> См.: Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений. М.: Городец, 2007. С. 9.
Со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод в России, как совершенно справедливо замечает Ю. И. Стецовский, должны коренным образом изменяться основы российской правовой системы <3>. Как думается, это в полном объеме применимо к определению перспектив совершенствования нотариальной деятельности, где принцип примата общепризнанных норм международного права должен найти свое практическое воплощение. К сожалению, можно констатировать, что данный постулат не в полной мере воплощается в российской нотариальной практике. В этом плане автор статьи находит актуальным разработку научных предложений по формированию основ взаимодействия нотариальных структур. Принципиально важным является создание системы принципов такого взаимодействия, а также законодательного закрепления механизмов нотариального сотрудничества по конкретным вопросам нотариальной деятельности <4>. ——————————— <3> См.: Стецовский Ю. И. Европейский суд по правам человека и адвокатура // Адвокат. 2006. N 4. С. 23. <4> См.: Черемных И. Н. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2007. С. 5.
К сожалению, приходится также констатировать, что как нотариусами, так и судами в ряде случаев в процессе применения норм части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации допускаются ошибки <5>. Наибольшее количество сложностей при этом возникает, в частности, при определении состава наследственного имущества, поскольку новым законодательством значительно расширен круг объектов, переходящих в порядке наследования. В ряде случаев имеют место затруднения с определением круга наследников, призываемых к наследованию, размера причитающихся им долей в наследстве, особенно когда это касается обязательной доли в наследстве. Не всегда просто решаются вопросы, связанные с местом открытия наследства, приобретением наследства, отказом от наследства. ——————————— <5> См.: Зайцева Т. И. Судебная практика по наследственным делам. М.: Волтерс Клувер. С. 4.
Однако, как думается, не только данные обстоятельства должны повлечь переосмысление роли и места российского нотариата в системе органов, обеспечивающих защиту наследственных прав и свобод. Автору видится актуальной необходимость формирования принципиально новой концепции обеспечения права на наследование в Российской Федерации, базирующейся на конституционных принципах федерализма и демократизма, примата международного права и соответственно предполагающей формирование системы взаимодействующих нотариальных структур в рамках международного сообщества.
——————————————————————