Значение институтов гражданского общества для становления правового государства

(Ралько О. В.) («Нотариус», 2011, N 2)

ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА <*>

О. В. РАЛЬКО

——————————— <*> Ral’ko O. V. Importance of civil society institutions for the establishment of the rule of law.

Ралько Олеся Васильевна, аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата, нотариус г. Москвы.

По мнению автора статьи, содержанием теории правового государства является совокупность как общих (теория примата права, юридического (конституционного) идеала, правопорядка, взаимной ответственности государства и индивида, ограничения правом государственной власти), так и таких «частных» теорий, которые позволяют формировать конкретные рекомендации по воплощению анализируемой концепции в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: гражданское общество, государство, адвокатура, нотариат.

The author believes that the contents of theory of legal state is the aggregate of both general (theory of priority of law, juridical (constitutional) ideal, legal order, mutual responsibility of state and individual, limitations by law of state power), but also such «private» theories which allow to form concrete recommendations with regard to implementation of analyzed conception in the sphere of ensuring rights and freedoms of man and citizen.

Key words: civil society, state, advocature, notoriat.

Понятие гражданского общества употребляется как в широком, так и в узком значении. В широком смысле гражданское общество объединяет всю не охватываемую государством, его структурами часть общества, т. е. все то, до чего не доходят руки государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно независимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Причем нередко исследователи утверждают, что это сферы свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество, по их мнению, — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством собственного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность <1>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <1> См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2002. С. 113; Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2002. С. 377; Мартынюк О. В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Гос. и право. 1996. N 5. С. 10.

Гражданское общество в узком значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности <2>. ——————————— <2> См.: Пугачев В. П., Соловьев А. В. Введение в политологию. М., 2000. С. 259.

С гражданским обществом тесно связано и правовое государство. Ведь правовое государство — это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом <3>. С гражданским обществом связаны и принципы правового государства — его несущие конструкции: 1) господство права во всех сферах жизни общества и верховенство правового закона; 2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; 3) взаимная ответственность гражданина и государства; 4) принцип разделения властей как конституционный и институциональный политический принцип; 5) принцип правовой экономики; 6) основой правового государства может служить только развитое гражданское общество, которое надежно осуществляет контроль за государственной властью, прежде всего — исполнительной <4>. ——————————— <3> См.: Соколов А. Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журнал российского права. 2008. N 8. С. 23. <4> См.: Баранов П. П., Соколов А. Н. Теория государства и права. С. 249.

Основополагающим фактором правового государства (объединяющим его с гражданским обществом) является и то, что изначально его идея была связана с утверждением суверенности народа, подчинением государства обществу. Ценностный смысл идеи правового государства как раз и состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы примат права во всех сферах общественных отношений. Господство права и верховенство правового закона предполагают в связи с этим соответствующую правовую организацию самой системы государственной власти <5>. ——————————— <5> См.: Там же.

Современный период соотношения государства и гражданского общества в развитых странах имеет тенденцию к расширению самоорганизационных начал гражданского общества и соответствующему сокращению пределов автономности государства, а в ряде случаев и утраты (добровольного отказа) внутреннего суверенитета государства в пользу гражданского общества (многонационального народа, электората) <6>. Можно говорить о возвращении государством гражданскому обществу ряда полномочий, в том числе и в сфере правового регулирования. В этом плане правотворчество местного самоуправления является показательным. ——————————— <6> См.: Осыченко Е. В. Самоограничение государства правом в контексте правовой автономности гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 10. С. 13.

Зрелость гражданского общества в общем итоге определяется способностью и желанием народа (в лице электората) и других институтов гражданского общества принимать решения и нести ответственность за их последствия. Следует признать, что в некоторых случаях, в частности в России, государство в какой-то момент оказалось более прогрессивным, чем гражданское общество. Возникла парадоксальная ситуация, когда государство ставит вопрос о формировании и укреплении собственного оппонента — гражданского общества <7>. ——————————— <7> См.: Там же.

Форсированный переход к демократическим формам правления сопровождался заимствованием наиболее передовых форм демократических институтов в странах с многовековым опытом их формирования. После принятия Конституции 1993 г. в России вплоть до начала 2000-х годов государство отказалось в пользу гражданского общества от многих привилегий, которые последнее не смогло реализовать в связи с низкой развитостью способности к самоорганизации, автономности <8>. Причем, как замечают исследователи, совершенно очевидно, что нарушенный принцип конкуренции автономий (фактическое отсутствие конкуренции) не дал положительных результатов <9>. Многие демократические институты, которые могут функционировать лишь на основе правовой автономии гражданского общества, оказались невостребованными или их идея была полностью искажена реальным соотношением государства и гражданского общества, оказавшегося недостаточно зрелым и готовым к самоорганизации. Однако трудно не согласиться с Н. С. Бондарем в том, что «гражданское общество» — это и не юридическая, не государственно-правовая категория. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества <10>. ——————————— <8> См.: Там же. <9> См.: Там же. <10> См.: Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М.: Городец, 2004. С. 27 — 28.

Поэтому государственные средства «строительства» гражданского общества весьма ограниченны и могут рассматриваться лишь как восполнение собственным регулятивным присутствием тех сфер, которые были переданы институтам гражданского общества, но в силу его незрелости остались вне всякого управления. Это с одной стороны. С другой стороны, незрелость гражданского общества не должна преувеличиваться, что может создать идейную основу для свертывания демократических начал государства, ликвидации всех форм социального контроля над государством и замены их декоративными формами <11>. ——————————— <11> См.: Осыченко Е. В. Указ. соч.

Проблемы гражданского общества и правового государства не выходят из поля зрения многих исследователей на протяжении веков, но своей актуальности не утрачивают <12>. Это вполне естественно, поскольку формирование гражданского общества и правового государства на различных исторических этапах и в различных странах имеет как общие закономерности, так и особенности, обусловленные уровнем социально-политического, экономического, духовно-культурного развития, развитости демократических институтов власти, а также вдумчивым и терпимым отношением к появляющимся новым демократическим образованиям. ——————————— <12> См.: Мартынчик Е. Г. Гражданское общество и правовое государство: ценности и приоритеты в сфере борьбы с преступностью. Роль адвокатуры в их защите // Безопасность бизнеса. 2009. N 3. С. 8 — 12.

С точки зрения формирования гражданского общества важна следующая гегелевская установка: «…способствуя осуществлению моей цели, я способствую и осуществлению всеобщего, а оно в свою очередь способствует осуществлению моей цели» <13>. Всеобщая цель — введение в уголовном судопроизводстве адвокатского расследования как эффективной формы реализации субъективного права единичного и всеобщего. Более того, адвокатское расследование согласно концепции гражданского общества и правового государства есть «средство к существованию, и благо единичного и его правовое наличное бытие переплетены со средствами существования, благом и правом всех, основаны на этом и только в этой связи действительны и обеспечены» <14>. ——————————— <13> Гегель Г. В. Фридрих. Философия права. М., 1990. С. 229. <14> Там же. С. 228.

Многие ученые уверенно заявляют, что нотариат — это институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенных в его лице властными полномочиями и осуществляющих от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости <15>. Причем такая характеристика нотариата не исключает его понимание как особого публично-правового юрисдикционного органа, представляющего собой объединение лиц, уполномоченных от имени государства на постоянной и профессиональной основе осуществлять нотариальную деятельность, направленную на охрану и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц <16>. ——————————— <15> См.: Черемных И. Н. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2007. С. 12. <16> См.: Алферов И. А. Нотариальная форма защиты и охраны права и законного интереса: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.

Адвокатура — также институт гражданского общества, основное предназначение которого — защита интересов общества и каждого его члена в отдельности через оказание квалифицированной правовой помощи. Законодатель подчеркивает, что адвокатура отделена от государства, указывая, что она не входит в систему органов власти <17>. Существенной гарантией режима законности в правовом государстве является деятельность адвокатуры. Роль и значение адвокатуры как самоуправляющейся ассоциации с недавних пор были значительно повышены, в результате чего она превратилась в полноправный институт правовой системы <18>. ——————————— <17> См.: Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. С. 53. <18> См.: Булавин С. П. Юридические гарантии законности // Административное и муниципальное право. 2009. N 2. С. 22.

По мнению автора статьи, содержанием теории правового государства является совокупность как общих (теория примата права, юридического (конституционного) идеала, правопорядка, взаимной ответственности государства и индивида, ограничения правом государственной власти), так и таких «частных» теорий, которые позволяют формировать конкретные рекомендации по воплощению анализируемой концепции в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В их числе — активно развивающаяся теория гражданского общества, и в том числе теория нотариата. Теория нотариата базируется на возможности системного применения права, в том числе приоритете корпоративных и даже нравственных норм перед законом, умаляющим права и свободы человека и гражданина. Так, Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации исходит из признания высокого авторитета нравственных норм, их обязательности наряду с правовыми нормами, ибо юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливости.

——————————————————————