Новый шаг в развитии московского нотариата

(Черемных Г. Г.) («Нотариус», 2006, N 3)

НОВЫЙ ШАГ В РАЗВИТИИ МОСКОВСКОГО НОТАРИАТА

Г. Г. ЧЕРЕМНЫХ

Черемных Г. Г., доктор юридических наук, профессор, нотариус г. Москвы, член Правления Московской городской нотариальной палаты.

За 13 лет, прошедшие после вступления в силу Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <*>, многое изменилось как в социально-политической, так и правовой системе страны. Созданы и бурно развиваются рыночная экономика, ипотечное частное жилищное строительство, современные информационные технологии, Интернет. Принята новая Конституция, на смену Съезду и Верховному Совету пришел новый современный парламент, ушел в прошлое такой вид нормативно-правовых актов, как Основы законодательства, зато прочно вошел в жизнь общества частнопрактикующий нотариат. Все это настоятельно требует принятия нового федерального закона о нотариате. Однако перед Государственной Думой 4-го созыва, видимо, стоят иные, более глобальные, задачи. ——————————— <*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 10. Ст. 357.

В этих условиях действующая Конституция страны подсказала иной выход из положения. Статья 72 (п. «л») Основного Закона относит нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что действующий федеральный закон может быть дополнен и расширен законом субъекта Федерации, не противоречащим вышестоящему по юридической силе федеральному акту. Многие субъекты Российской Федерации пошли по такому пути <*>. Не осталась в стороне и Москва. 14 мая 2006 г. на ее территории вступил в силу Закон города Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» <**>. Этот Закон содержит более 30 новелл, существенно дополняющих федеральное законодательство и позволяющих нотариату города выйти на качественно более высокий уровень развития. Остановимся подробнее на наиболее важных из них. ——————————— <*> Башкирия, Карелия, Якутия, Нижегородская область. <**> Тверская, 13. 2006. 4 мая.

Как известно, исторически российский нотариат вырос из традиционно советского института государственной регистрации юридически значимых документов и действий. Однако в ходе замены отживших конструкций советского периода сформировался качественно новый негосударственный нотариат общепризнанного в мире так называемого латинского типа. Это означает совершение необходимых «предусмотренных законодательством Российской Федерации нотариальных действий, оказание квалифицированной юридической помощи, обеспечение работы нотариальных контор», действующих на основе самофинансирования (ст. 2) и под собственную материальную ответственность нотариусов. Такое на первый взгляд обтекаемое определение полномочий нотариусов порождено нестабильностью российского законодательства и меняющимся правовым режимом оформления движимого и недвижимого имущества. Отделение нотариата от государства настоятельно потребовало оформления нового его места в российских общественных отношениях. Поэтому Закон отнес его к числу институтов гражданского общества (ст. 1) наряду с адвокатурой, общественными объединениями, иными правозащитными организациями, учреждениями науки, образования и культуры. Одной из заметных побед в организации московского нотариата является реализация в его деятельности принципа «Нотариат без границ». На практике это означает отказ от пресловутой «привязки» лица к месту его постоянной регистрации (сберкассе, отделению милиции, молочной кухне, аптеке и т. д.). Отныне любое физическое или юридическое лицо вправе обратиться за совершением любого нотариального действия (в том числе за составлением завещания и открытием наследства) к любому нотариусу города Москвы (ст. 6). Нотариус превратился в некое семейное доверенное лицо, в известной мере — душеприказчика. Теперь от квалификации и качества работы нотариуса зависят количество обратившихся к нему клиентов и степень их доверия. Разумеется, независимо от личного расположения лица к конкретному нотариусу сам по себе нотариат должен быть доступен любому. Поэтому численность нотариусов города должна соответствовать числу его жителей, исходя из пропорции 1 нотариус на 15 тысяч жителей города (ст. 7). Для качественного их обслуживания каждый нотариус должен иметь единственную контору, оборудованную соответствующей оргтехникой, штатом помощников, иметь вывеску и информацию о ее местонахождении, которая не является рекламой и обеспечивает быстрое ее нахождение любым москвичом (ст. 8). В случаях, установленных Законом и подтвержденных заинтересованным лицом, нотариус в порядке исключения вправе осуществить нотариальные действия по месту нахождения физического или юридического лица (ч. 9 ст. 8). Для обеспечения законности и качества оказываемых нотариусом услуг Закон предъявляет повышенные требования к квалификации нотариуса. Им может быть лицо, прошедшее стажировку сроком два года у нотариуса, сдавшее квалификационный экзамен и имеющее документ, именуемый Законом города «квалификационное свидетельство» (ст. 3). Основы законодательства в этом случае используют иной, неточный на наш взгляд, термин «лицензия». Дело в том, что лицензия — это периодически обновляемое разрешение на пользование чем-либо, носящее временный характер. А что касается нотариуса — это квалифицированный специалист, уполномоченный государством на выполнение определенных, установленных Законом действий. Поэтому точнее было бы именовать правовой документ, дающий право на такую профессиональную деятельность, свидетельством. Одним из важнейших требований к организации нотариата является непрерывность его деятельности и профессиональная преемственность. Пожалуй, в рамках нотариата эта преемственность обеспечена наилучшим образом. Неквалифицированный специалист, даже имеющий высшее юридическое образование, не сможет заменить прекратившего по тем или иным причинам свою деятельность нотариуса — слишком велика ответственность. Поэтому приобретение профессии нотариуса начинается с этапа деятельности стажера и включает согласно ст. 11 Закона не менее 5 лет. Чтобы обеспечить качественный предварительный отбор кандидатов в стажеры, проводится квалификационный экзамен, а их количество определяется Правлением Московской городской нотариальной палаты. Следующая ступень профессионального роста — это помощник нотариуса, достигаемая также после успешной сдачи квалификационного экзамена и подтверждаемая выдачей свидетельства. Такой специалист может самостоятельно выполнять нотариальные действия, но только в виде исключения, на срок до одного года, причем ответственность за законность и качество его действий несет сам нотариус. Должность нотариуса строго индивидуальна и самостоятельна. Поэтому для координации действий нотариального сообщества в Москве создается единая нотариальная палата. Правовая природа этого органа российским законодательством окончательно не определена. Очевидно, что это некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение нотариусов, но не имеющая права подменять их или совершать самостоятельные нотариальные действия. Все нотариусы г. Москвы не только обязаны состоять в палате (выход из ее состава влечет прекращение полномочий нотариуса — ст. 23), но и участвовать в ее общих собраниях, уплачивать членские взносы, выполнять иные обязанности, предусмотренные ее уставом. Как и в любой некоммерческой организации, высшим органом палаты является общее собрание ее членов, управление текущей работой палаты осуществляется правлением и президентом. Непростые отношения с Федеральной нотариальной палатой привели к необходимости разграничить ее полномочия с Московской палатой. Отныне в соответствии со ст. 15 Закона они приобретают договорный характер. Следует заметить, что негосударственный нотариат в России имеет двойственную природу. С одной стороны, это независимое сообщество, оказывающее квалифицированную юридическую помощь и совершающее установленные законом действия, с другой — эти действия осуществляются от имени Российской Федерации. Поэтому контроль за деятельностью нотариусов в г. Москве осуществляют совместно Московская городская нотариальная палата и Главное управление Федеральной регистрационной службы по г. Москве. При этом проверяющие от этих органов должны быть допущены в помещение нотариальной конторы и имеют право знакомиться со всеми документами, касающимися нотариальной деятельности. Однако они не вправе делать «оргвыводы» и даже давать оценку законности и обоснованности нотариальных действий (ст. 21). Это исключительная прерогатива суда. Для укрепления морального климата нотариального сообщества по инициативе Правления Московской городской нотариальной палаты в соответствии с рассматриваемым Законом разрабатывается профессиональный Кодекс нотариусов Москвы (ст. 16), принимаемый общим собранием членов Палаты. Палата также оказывает своим членам эффективную методическую помощь, обобщает и распространяет передовой опыт и новые формы обслуживания населения города и юридических лиц. Закон г. Москвы содержит еще целый ряд норм, существенно отличающих его от действующих Основ законодательства о нотариате. Хотелось бы надеяться, что вступление его в силу на территории столицы подтолкнет федерального законодателя к обновлению нормативного регулирования этой сферы.

——————————————————————