Взаимодействие контрольно-счетных органов с органами прокуратуры
(Казанова Ю. В.) («Законность», 2014, N 1)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ
Ю. В. КАЗАНОВА
Казанова Юлия Владимировна, председатель Контрольно-счетной палаты Солнечного муниципального района Хабаровского края.
В статье раскрываются механизмы взаимодействия контрольно-счетных органов с органами прокуратуры. Подчеркивается первостепенное значение такого взаимодействия в целях достижения законности. Обозначаются проблемы взаимодействия.
Ключевые слова: контрольно-счетный орган, прокурорский надзор, прокуратура, сотрудничество, взаимодействие.
Cooperation of control and accounts authorities with prosecutorial bodies Y. V. Kazanova
The article describes the interaction mechanisms of control and audit bodies with prosecutors. Emphasizes the primary importance of this interaction in order to achieve the rule of law. Are identified interoperability problems.
Key words: control and accounting bodies, procurator, cooperation, interaction.
Возможность взаимодействия контрольно-счетных органов (далее — КСО) с контрольными, надзорными и правоохранительными органами закреплена в ст. 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Этой статьей определено, что КСО вправе заключать с такими органами соглашения о сотрудничестве и взаимодействии. В своей работе КСО сталкиваются с органами прокуратуры по нескольким основаниям: — поступившее в КСО требование прокурора о проведении проверок, выделении специалистов; — передача материалов контрольных мероприятий в прокуратуру; — договоренности о сотрудничестве и взаимодействии. Зачастую взаимодействие КСО и прокуратуры возникает в связи с требованиями прокуратуры о предоставлении специалистов КСО для участия в прокурорских проверках либо о проведении таких проверок КСО самостоятельно. Основным документом, определяющим компетенцию прокуратуры РФ, является Закон о прокуратуре и конкретно ст. 22 Закона, на которую ссылаются прокуроры в адресованных в КСО требованиях. Если рассмотреть обозначенную статью в совокупности со ст. 21 Закона, можно уточнить полномочия прокуратуры. Анализ указанных статей показал, что требовать проведения проверок, ревизий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов прокурор уполномочен только от органов, в отношении которых он проводит проверку соблюдения и исполнения законов, а контрольно-счетные органы, как правило, таковыми при требовании проведения проверок не являются. В рамках существующих полномочий и штатной численности (в Хабаровском крае средняя численность муниципальных КСО — 2 чел.) КСО не имеют возможности проведения проверок по требованию прокуратуры. Это направление взаимодействия подлежит развитию и законодательному закреплению. Особого внимания заслуживает вопрос направления КСО материалов проверок в надзорные и правоохранительные органы. Часть 8 ст. 16 Федерального закона N 6-ФЗ предусматривает, что в случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств бюджета субъекта Федерации и (или) местного бюджета, а также средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда субъекта Федерации, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетный орган в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы. Федеральный закон N 6-ФЗ предписывает направлять информацию именно по преступлениям и правонарушениям, а не по всем выявленным нарушениям. В связи с этим обстоятельством контрольно-счетным органам важно четко понимать, какие деяния являются преступлениями или правонарушениями. Знание норм процессуального законодательства крайне необходимо контрольно-счетным органам, поскольку они определяют круг их обязанностей в вопросах взаимодействия с надзорными и правоохранительными органами. Как сказано выше, не все материалы проверок обязательно должны направляться в надзорные и правоохранительные органы. Это обстоятельство обошли прокуроры Хабаровского края. Так, Приказом прокурора Хабаровского края от 31 мая 2013 г. N 128 «Об обеспечении мониторинга материалов Счетной палаты РФ, Контрольно-счетной палаты Хабаровского края, контрольно-счетных органов муниципальных районов Хабаровского края» горрайпрокурорам поручено осуществлять мониторинг материалов проверок КСО и при этом предписывается обеспечить поступление в прокуратуру актов контрольных мероприятий КСО муниципальных образований. Руководствуясь этим Приказом, большинство горрайпрокуроров Хабаровского края обязали КСО направлять им все акты проверок. Полагаем, что такое требование прокуратуры вполне обоснованно и соотносится со статусом органа внешнего финансового контроля и принципом законности деятельности, установленным Федеральным законом N 6-ФЗ. Кроме того, построенное таким образом взаимодействие позволяет исключить субъективный фактор при решении вопроса о том, результаты какой проверки подлежат направлению в надзорные и правоохранительные органы. Взаимодействие с прокуратурой является существенным фактором результативности деятельности КСП района. Контрольно-счетной палатой Солнечного муниципального района Хабаровского края за год своей деятельности заключено 7 соглашений о сотрудничестве, в том числе 4 — с государственными органами. В их числе соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с прокуратурой Солнечного района, соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с межмуниципальным отделом МВД России «Солнечный», соглашение о взаимодействии и сотрудничестве со следственным отделом по Солнечному району СУ по Хабаровскому краю СКР, соглашение о взаимодействии с управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю. Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии с прокуратурой Солнечного района Хабаровского края <1> предусмотрены: ——————————— <1> Соглашение между прокуратурой Солнечного района и Контрольно-счетной палатой Солнечного муниципального района о сотрудничестве и взаимодействии // http://www. слнрайон. рф/about/the-control-and-audit-chamber/legal-information. php? ELEMENT_ID=1201.
— оперативный обмен информацией о нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере; — обмен методическими рекомендациями, консультациями и разъяснениями по вопросам предупреждения, пресечения и выявления правонарушений в финансово-бюджетной сфере в пределах своей компетенции; — проведение совместных совещаний, семинаров. При обнаружении в деятельности проверенной организации нарушений, содержащих признаки преступления или коррупционного правонарушения, соответствующие материалы проверки незамедлительно направляются в прокуратуру района. Определено, какие документы должны содержаться в направляемых материалах. Прокуратура, в свою очередь, информирует о результатах проведенной по материалам проверки после принятия процессуального решения. В заключение отметим, что обеспечение тесного взаимодействия контрольно-счетных органов с прокуратурой при проведении проверочных мероприятий, взаимный обмен информацией о нарушениях законодательства в указанной сфере будут способствовать более эффективному их пресечению и предупреждению, укреплению финансовой дисциплины и законному использованию бюджетных средств — достижению контрольно-счетными органами принципа законности деятельности.
——————————————————————