Интеграция валютной политики в странах Таможенного союза в рамках формирования Единого экономического пространства

(Чернышевская Е. А.) («Таможенное дело», 2012, N 2)

ИНТЕГРАЦИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА <*>

Е. А. ЧЕРНЫШЕВСКАЯ

——————————— <*> Cherny’shevskaya E. A. Integration of currency policy in the states of the Customs Union within the frames of formation of the Uniform Economic Space.

Чернышевская Елена Александровна, студентка 5 курса факультета таможенного дела очной формы обучения Российской таможенной академии.

Автор в своей статье рассматривает вопросы интеграции валютной политики в странах Таможенного союза в рамках формирования Единого экономического пространства. Особое внимание автор уделяет инструментам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в финансово-правовой сфере. Автор анализирует законодательство в сфере валютной политики стран — участниц Таможенного союза.

Ключевые слова: валютная политика, Таможенный союз, интеграция, формирование Единого экономического пространства, валютное регулирование, валютный контроль.

The author of the article considers the issues of integration of currency policy in the countries of the Customs Union within the frames of formation of the Uniform Economic Space. The special attention is drawn to instruments of regulation of external economic activity in financial-law sphere. The author analyses the legislation in the sphere of currency policy of the countries-members of the Customs Union.

Key words: currency policy, Customs Union, integration, formation of the Uniform Economic Space, currency regulation, currency control.

Обеспечение внешнеэкономической безопасности России на современном этапе является важнейшим вопросом. Это связанно в первую очередь со стремлением России вступить в ВТО, т. к. оно повлечет уменьшение возможности контроля за перемещением определенных групп товаров, возможности защиты отечественных производителей, российских фирм от иностранной конкуренции. При этом особому воздействию подвергнется финансово-банковская, страховая <1> сфера, т. к. она в России неконкурентоспособна и без государственной поддержки не выдержит борьбы за рынок с иностранными банками. Так, вопрос обеспечения такого вида экономической безопасности, как финансовая, на сегодняшний день стоит очень остро. ——————————— <1> Информация Министерства экономического развития РФ «О завершении переговоров по присоединению России к ВТО» от 11 ноября 2011 г. Опубликовано на сайте Минэкономразвития РФ. URL: http:// www. economy. gov. ru/ minec/ press/ news/ doc20111111_2.

Одним из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в финансовой сфере является валютное регулирование и валютный контроль. Причем если рассматривать перемещение денежных средств через границу как России, так и Таможенного союза, то таким инструментом будет являться валютный контроль, осуществляемый таможенными органами при взаимодействии с уполномоченными банками и Росфиннадзором. А реализация данного контроля приобретает первостепенное значение при обеспечении внешнеэкономической безопасности как страны в отдельности, так и вместе со странами, образующими Таможенный союз (ТС). Нормативно-правовое регулирование валютного контроля в Таможенном союзе предполагает, что он осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Но первые шаги к интеграции в сфере валютного регулирование и валютного контроля положены заключенным в декабре 2010 г. Соглашением, которое ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 184-ФЗ «О ратификации Соглашения о согласованных принципах валютной политики». На национальном же уровне России основным документом, регулирующим данную сферу, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В связи с этим при набирающем обороты Таможенном союзе валютный контроль и связанные с ним проблемы до сих пор рассматриваются в рамках каждого государства — члена ТС в отдельности, в т. ч. и России. Поэтому и было принято Соглашение «О согласованных принципах валютной политики», основной целью которого является интеграция и сотрудничество государств — членов ТС в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства. Но так как для полной интеграции валютной политики необходимо сделать очень многое, для начала при определении резидента и нерезидента государства — участника ТС учитываются нормы валютного законодательства каждого государства в отдельности, т. е. в зависимости от того, является ли лицо резидентом в данном государстве — члене ТС или не является. Как раз основные принципы, заложенные в данном Соглашении, и направлены на реализацию основной цели, приведению валютной политики к унификации, чтобы операции в валютно-финансовой сфере рассматривались не по отдельности, а как единое целое. К таким принципам относятся: — гармонизация (осуществление сближения подходов к формированию и проведению валютной политики по мере реализации интеграционных процессов в рамках Таможенного союза); — унификация (создание необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровне в рамках Единого экономического пространства); — недопущение дезинтеграционных процессов (отслеживание последствий от осуществления тех или иных действий в валютной сфере: недопущение действий, способных негативно повлиять на интеграционные процессы; а в случаях их вынужденного применения — минимизация негативных последствий от их применения); — укрепление валюты и уверенности в ней населения (проведение экономической политики, направленной на повышение доверия к национальным валютам как на внутреннем валютном рынке каждого государства — члена ТС, так и на международных валютных рынках). Основываясь на данных принципах, государства — члены ТС договорились о нормах и положениях, которые будут подлежать сближению и интеграции, и, соответственно, об ограничениях, которые будут затрагивать валютную политику, в рамках Единого экономического пространства (рис. 1).

Интеграция валютной политики в рамках Таможенного союза

V V

разработка и согласование сохранение или введение ограничений

устранение препятствующих принцип сохранения национального интеграции валютных суверенитета в отношении ограничений выработки подходов к требованию репатриации резидентами денежных > средств, подлежащих обязательному согласованные подходы к перечислению на их банковские порядку открытия или ведения счета счетов

право вводить валютные перечень валютных операций ограничения на срок не более между резидентами, в отношении одного года в исключительных которых не будут применяться случаях: валютные ограничения

возникновение обстоятельств, при необходимый объем прав и которых осуществление мер обязанностей резидентов при либерализации может повлечь осуществлении валютных ухудшение эконом. и финан. операций ситуации

гармонизация требований по негативное развитие ситуации в репатриации резидентами платежном балансе, что может денежных средств, подлежащих повлечь за собой снижение обязательному зачислению на их золотовалютных резервов ниже банковские счета допустимого уровня

свободное перемещение возникновение обстоятельств, при резидентами и нерезидентами которых осуществление мер в наличных денежных средств и рамках интеграции может нанести ценных бумаг в документарной ущерб интересам безопасности форме в пределах единой тамож. территории ТС резкие колебания курса валюты государства требования к учету и контролю валютных операций

нормы об ответственности за нарушения законодательства в сфере валютного регулирования и валютного контроля

Рис. 1. Интеграция норм валютного законодательства стран — участниц ТС в рамках Единого экономического пространства

Так, положения, подлежащие поэтапной интеграции, затрагивают практически все области валютно-финансовых отношений как между странами — участницами ТС, так и между странами ТС и третьими странами, за исключением индивидуальных случаев вынужденного применения дезинтегрирующих мер для обеспечения финансовой безопасности каждой страны в отдельности. Для начала рассмотрим интеграционные положения в области валютной политики в рамках Единого экономического пространства. Во-первых, это постепенное устранение препятствующих интеграции валютных ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов резидентами государств — участников ТС в банках, расположенных на территории данных государств. Данные нормы на сегодняшний день закреплены в национальных нормативно-правовых актах, а именно: в России — Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и инструкциями ЦБ РФ, в Белоруссии — Законом от 22 июля 2003 г. N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», в Казахстане — Законом от 13 июня 2005 г. N 57-III «О валютном регулировании и валютном контроле». Иными словами, нет никаких преимуществ для резидентов стран — участниц ТС во взаимных валютно-финансовых отношениях, что в рамках Единого экономического пространства является недопустимым и, соответственно, ограничивает свободное перемещение денежных средств между странами — членами ТС. Также в связи с этим государства — члены ТС, в соответствии с Соглашением, обязуются разрабатывать согласованные подходы к порядку открытия или ведения счетов не только резидентами, но и нерезидентами государств — участников ТС в банках, расположенных на территории этих государств, а также счетов резидентов государств — участников ТС в банках, расположенных в третьих странах. Помимо этого, в рамках интеграции валютной политики стран ТС ими совместно будут разрабатываться и согласовываться: — перечень валютных операций между резидентами, в отношении которых не будут применяться валютные ограничения; — необходимый объем прав и обязанностей резидентов при осуществлении валютных операций; — требования по репатриации резидентами денежных средств, подлежащих обязательному зачислению на их банковские счета, и требования к учету и контролю валютных операций; — свободное перемещение резидентами и нерезидентами наличных денежных средств и ценных бумаг в документарной форме в пределах единой таможенной территории ТС (на сегодняшний день началом для реализации данного положения является действующий Договор от 5 июля 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» <2>); ——————————— <2> Утвержден решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 51.

— нормы об ответственности за нарушения законодательства государств — членов ТС в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Что же касается ограничений, которых не коснутся интеграционные процессы и которые в рамках ТС разрешается сохранить, то к ним относится, во-первых, сохранение национального суверенитета в отношении выработки подходов к требованию репатриации резидентами денежных средств, подлежащих обязательному перечислению на их банковские счета, для обеспечение финансовой безопасности каждой страны, входящей в ТС. Во-вторых, выделяются исключительные случаи, когда страны — члены ТС имеют права вводить валютные ограничения, причем оговорен срок введения данных ограничений: он не должен превышать одного года. К таким исключительным случаям относятся: 1) возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер в рамках интеграции может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации страны; 2) негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов ниже допустимого уровня; 3) возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер в рамках интеграции может нанести ущерб интересам безопасности государства и препятствовать поддержанию общественного порядка; 4) резкие колебания курса валюты государства. Это те случаи, при появлении которых возникает угроза как внутренней, так и внешней безопасности страны, особенно ее финансовой и валютной сферы, что также противоречит основным целям интеграции, которая должна содействовать экономическому росту и развитию как государства в частности, так и всего Таможенного союза в целом. Таким образом, стремление стран — членов Таможенного союза к интеграции всех сфер взаимных отношений, в т. ч. и валютно-финансовой сферы, является положительным результатом создания и функционирования ТС. Причем рассмотренные принципы интеграции валютной политики и направления реализации данных принципов показывают, что в ближайшем будущем будут разработаны и согласованы нормы по проведению валютных операций резидентами и нерезидентами внутри Единого экономического пространства, а в дальнейшем и в валютно-финансовых отношениях стран — членов ТС с третьими странами.

——————————————————————