Особенности методов контроля и мер дисциплинарного воздействия, применяемых саморегулируемыми организациями в сфере энергостроительства
(Романова В. В.) («Конкурентное право», 2011, N 2)
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ САМОРЕГУЛИРУЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСТРОИТЕЛЬСТВА
В. В. РОМАНОВА
Романова Виктория Валериевна, соискатель кафедры коммерческого права СПбГУ, кандидат юридических наук.
В настоящей статье автор представляет правовой анализ особенностей методов контроля и мер дисциплинарного воздействия, применяемых саморегулируемыми организациями в сфере энергостроительства, анализирует правовую природу данных мер дисциплинарного воздействия и их место среди различных видов юридической ответственности.
Ключевые слова: стандарты и правила саморегулируемых организаций, правовое регулирование, органы управления саморегулируемых организаций, юридическая ответственность.
Peculiarities of methods of control and disciplinary actions applied by self-regulating organizations in the sphere of construction of power engineering objects V. V. Romanova
In this article the author makes legal analysis of peculiarities of methods of control and disciplinary actions applied by self-regulating organizations in the sphere of construction of power engineering objects, analyzes legal nature of such disciplinary actions and their place among different types of legal responsibility.
Key words: standards and rules of self-regulating organizations, legal regulation, management bodies of self-regulating organizations, legal responsibility.
Задачей саморегулируемых организаций (далее — СРО) согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О саморегулируемых организациях» <1> является не только разработка и установление стандартов и правил, но также и контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. ——————————— <1> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Российская газета. 2007. 6 декабря (далее — Закон о СРО).
В соответствии с ч. 10 ст. 20 данного Закона в СРО должны быть созданы специализированные органы: специализированный орган, осуществляющий контроль, а также специализированный орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Закон определяет также порядок создания вышеуказанных специализированных органов. Данные органы создаются постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО, которым утверждаются также положения, на основании которых действуют специализированные органы. К методам контроля, применяемым СРО, согласно ч. 1 ст. 8 Закона о СРО относятся плановые и внеплановые проверки. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО. Внеплановая проверка проводится в связи с поступившими жалобами, при этом в ходе проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, либо проверяются факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям. Градостроительный кодекс РФ <2> не содержит норм, обязывающих создать специализированные органы по контролю и применению мер дисциплинарного взыскания, однако он содержит нормы, обязывающие СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования, а также в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Градостроительный кодекс РФ также содержит нормы о применении СРО мер дисциплинарного воздействия к нарушителям технических регламентов, требований о выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулирования. ——————————— <2> Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Российская газета. 2004. 30 декабря.
Согласно ч. 2 ст. 55.13 Градостроительного кодекса РФ контроль за деятельностью членов СРО в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется СРО при приеме в члены СРО, а также не реже чем один раз в год. Соответствующие Правила контроля в области саморегулирования или Положения размещены на официальных сайтах СРО <3>. Так, и в СРО НП «Энергострой», и в СРО НА «Союз организаций, осуществляющих работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту оборудования, работающего под давлением, и газового оборудования «Котлогазмонтажсервис» данные документы утверждены решением общего собрания членов данных организаций. При этом в одном случае согласно положению Правил контроль в области саморегулирования осуществляется работниками структурного подразделения партнерства, Контрольной комиссией, которая подотчетна Совету партнерства и действует на основании Положения о Контрольной комиссии партнерства <4>, в другом случае партнерством сформирован специализированный орган — контрольный комитет <5>. Учитывая специфику деятельности, осуществляемой членами СРО в области энергостроительства, вполне логично закрепление в положении возможности проведения внеплановых контрольных мероприятий в случае возникновения аварийной ситуации на объекте капитального строительства <6>. Для данного случая в Правилах контроля в области саморегулирования НП «Объединение организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт энергетических объектов, сетей и подстанций «Энергострой» сделана оговорка о том, что в случае возникновения аварийной ситуации на объекте капитального строительства, при проведении проверки член партнерства, производивший работы на указанном объекте и представитель которого является выборным членом Контрольной комиссии, не может входить в состав соответствующей рабочей группы. В целях соблюдения объективности контрольных мероприятий также включен пункт, согласно которому, в случае если поступившее заявление (жалоба, обращение, уведомление) о несоблюдении стандартов и правил касается действий члена партнерства, представитель которого является выборным членом Контрольной комиссии, последний не может входить в состав создаваемой рабочей группы. ——————————— <3> URL: www. energosro. ru; www. kgmservice. ru. <4> URL: www. energosro. ru. <5> URL: www. kgmservice. ru. <6> URL: www. energosro. ru.
В соответствии со ст. 55.14 Градостроительного кодекса РФ СРО вправе рассматривать жалобы на действия своих членов. Жалобы на действия членов СРО и обращения, поступившие в СРО, подлежат рассмотрению не позднее чем в месячный срок со дня их поступления, если законодательством Российской Федерации не установлен меньший срок. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы или обращения, направляется подателю жалобы. Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о СРО на основании результатов проверок, проведенных органом, осуществляющим контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил СРО, орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов СРО, а также дела о нарушениях членами СРО при осуществлении своей деятельности требований стандартов и правил СРО. Так же как и в отношении методов контроля СРО за деятельностью своих членов, общие нормы в отношении мер дисциплинарного воздействия, применяемых СРО, установлены Законом о СРО, особенности данных мер, применяемых СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, установлены Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона о СРО орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных СРО, вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия: 1) вынесение предписания, обязывающего члена СРО устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений; 2) вынесение члену СРО предупреждения; 3) наложение на члена СРО штрафа; 4) рекомендация об исключении лица из членов СРО, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО; а также иные установленные внутренними документами СРО меры. Согласно ч. 2 ст. 55.15 Градостроительного кодекса РФ в качестве мер дисциплинарного воздействия применяются: — вынесение предписаний об обязательном устранении членом СРО выявленных нарушений в установленные сроки; — вынесение члену СРО предупреждения; — приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ; — прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида работ; — исключение из членов СРО. Задача правового анализа — определить правовую природу данных мер дисциплинарного воздействия и место юридической ответственности членов СРО среди видов юридической ответственности. Вопросы, связанные с понятием и видами юридической ответственности, неоднократно дискутировались в правовой литературе. Под юридической ответственностью, как правило, понимается одно из средств борьбы с правонарушениями, средство обеспечения правомерного поведения. Угроза юридической ответственности рассматривается как важный фактор в обеспечении правомерного поведения членов общества <7>. В правовой литературе отмечалось, что для возникновения юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные законом основания и условия, а отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения снимает вообще вопрос о наступлении юридической ответственности <8>. Соответственно при наличии различных видов классификации юридической ответственности наиболее распространенной считается классификация ответственности в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушаются, какой вид правонарушения совершен <9>. Выделяют гражданско-правовую ответственность, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Следует отметить при этом, что под дисциплинарной ответственностью обычно понимается ответственность в связи с нарушением норм трудового законодательства <10>, поскольку понятия «дисциплина труда» и «дисциплинарные взыскания» предусмотрены именно трудовым законодательством. Так, согласно ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. ——————————— <7> Проблемы общей теории права и государства: Учебник. 2-е изд. / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма; ИНФРА-М, 2010, С. 489. <8> Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2011. С. 632. <9> Проблемы общей теории права и государства. С. 495. <10> Там же. С. 496; Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: Учебник. СПб.: Издательский дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, издательство юридического факультета Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005. С. 445.
Однако меры дисциплинарного воздействия, которые могут применять СРО, несмотря на схожесть терминов, имеют иное содержание, нежели меры дисциплинарного воздействия, в связи с нарушением норм трудового законодательства. Меры дисциплинарного взыскания, применяемые СРО, связаны с нарушением требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске к определенным видам работ, требований стандартов СРО, правил саморегулирования, т. е. касаются нарушения порядка осуществления предпринимательской деятельности. Рассматривая место дисциплинарного производства СРО в системе гражданского и административного права, Г. О. Аболонин с учетом содержания норм КоАП РФ, из которых следует, что СРО не относятся к числу субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, делает вывод о том, что в основе дисциплинарного производства СРО используется гражданско-правовой фундамент <11>. Автор приводит пример со штрафами, которые согласно Закону о СРО перечисляются в компенсационный фонд СРО, и полагает, что данные меры дисциплинарного воздействия имущественного характера по своей правовой природе являются гражданско-правовыми мерами имущественной ответственности, установленными за нарушение договорных обязательств, обычной неустойкой, установленной за несоблюдение норм гражданского договора <12>. ——————————— <11> Аболонин Г. О. Дисциплинарное производство саморегулируемых организаций — на острие конфликта. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 14. <12> Там же. С. 16.
Следует обратить внимание на то, что имеется существенное отличие мер дисциплинарного воздействия, применяемых СРО, от имущественной ответственности за нарушение договорных обязательств. Если член СРО как сторона по договору нарушит свои договорные обязательства, то неустойку придется выплачивать стороне по договору. Речь в данном случае идет об ответственности одной стороны по договору перед другой стороной по договору. В случае, когда СРО применяется мера дисциплинарного воздействия к своему члену, то основания для возникновения юридической ответственности базируются не на нарушении обязанностей, возникших по гражданско-правовому договору, а на нарушении членом СРО стандартов и правил данной СРО. Соответственно речь идет уже не о взаимоотношениях между сторонами по договору, а о взаимоотношениях организации, наделенной законом определенными властными полномочиями, в том числе по выдаче допуска на осуществление определенного вида деятельности, и ее членом, который обязан соблюдать стандарты и правила данной организации, а в противном случае может лишиться и допуска, и членства. Как справедливо отмечено Н. Д. Егоровым, поскольку гражданское право имеет дело в первую очередь с частными имущественными отношениями, то и гражданско-правовая ответственность наступает в виде лишений имущественного характера, причем даже в случае нарушения неимущественных прав правонарушитель не привлекается к ответственности, предполагающей лишения личного характера <13>, в связи с чем уточняется, что гражданско-правовая ответственность — это всегда ответственность одного участника гражданского правоотношения перед другим участником того же правоотношения, ответственность правонарушителя перед потерпевшим <14>. Е. А. Сухановым также отмечалось, что особенность гражданско-правовой ответственности обусловлена тем, что гражданское право регулирует отношения равноправных и независимых товаровладельцев, в которых нарушение обязанностей одним участником всегда влечет за собой нарушение прав другого участника, а целью данной ответственности является восстановление имущественной сферы потерпевшего, но не его неосновательное обогащение <15>. ——————————— <13> Гражданское право: Учебник: В 3 т. 7-е изд. / Под ред. Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2009. Т. 1. С. 644. <14> Там же. С. 645. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <15> Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2010. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 444.
Можно рассмотреть отличительные черты юридической ответственности членов СРО от иных видов юридической ответственности на примере некоторых мер дисциплинарного воздействия, применяемых СРО, в частности на такой мере дисциплинарного воздействия, как приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ. Согласно ч. 3 ст. 55.15 Градостроительного кодекса РФ приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ допускается в случае несоблюдения членом СРО требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на шестьдесят календарных дней. В этот период член СРО вправе выполнять самостоятельно из числа указанных работ только работы, необходимые для устранения выявленных нарушений, и обязан уведомить об их устранении СРО, которая в срок не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня уведомления обязана осуществить проверку результатов устранения выявленных нарушений и принять решение о возобновлении действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ либо об отказе в таком возобновлении с указанием причин принятия этого решения. Таким образом, в течение 60 дней член СРО, нарушивший требование технического регламента либо требования стандартов, имеет возможность восстановить нарушенное право, и действие свидетельства может быть восстановлено. В то же время, в случае если выявленные нарушения не будут устранены за указанный период, появляется основание для применения еще более строгой меры дисциплинарного воздействия — прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ. Следует отметить, что возможность приостановления работ при осуществлении договора строительного подряда закреплена в Гражданском кодексе РФ. Так, согласно п. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. При этом следует учитывать, что в данном случае речь идет об обязанностях и об ответственности сторон по договору, а соответственно и о приостановлении выполнения работ по конкретному договору как о мере защиты подрядчиком собственных прав. Свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ не предполагает, что данный допуск касается только какого-либо одного договора. Такая мера дисциплинарного взыскания, как приостановление действия свидетельства, исходит не от стороны по договору, а от СРО и распространяется на определенный вид работ, а не на конкретный договор. По своему содержанию данный вид мер дисциплинарного взыскания имеет общие черты с таким видом административного наказания, как административное приостановление деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление считается весьма строгим видом наказания и назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить цели административного наказания. Согласно ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Данное административное наказание назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ (в части грубого нарушения промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в п. п. 1 и 4 ч. 2 ст. 23.31 КоАП РФ. В области строительства административное приостановление предусмотрено, в частности, за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий) — ст. 9.4 КоАП РФ. Схожесть приостановления СРО действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ и административного приостановления деятельности состоит в том, что и в том и в другом случае при нарушении нормативных документов в области строительства организация должна приостановить деятельность по решению другого лица, с которым эта организация не состоит в договорных отношениях. Чем отличаются меры дисциплинарного воздействия СРО в виде приостановления действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ от административного приостановления деятельности? Для ответа на этот вопрос следует выделить отличительные черты административной ответственности. В правовой литературе справедливо отмечалось, что административной ответственности присущи как общие признаки юридической ответственности, к которым можно отнести следующие: наступление при наличии правонарушения, регулирование нормами права, государственно-правовое принуждение, наступление неблагоприятных последствий для виновного, так и специфические признаки, выражающиеся в том, что она наступает перед государством и применяется судьями, широким кругом уполномоченных государственных органов и должностных лиц в соответствии с КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях <16>. ——————————— <16> Административное право России: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2011. С. 341 — 343.
При выделении отличительных признаков административной ответственности юридических лиц авторами указывалось также, что в отношениях с юридическими лицами государственный орган действует именно как орган власти, наделенный государством соответствующей компетенцией и выполняющий государственную властную функцию <17>. ——————————— <17> Колесниченко Ю. Ю. Административная ответственность юридических лиц: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 49.
В отношении мер дисциплинарного взыскания, применяемых специализированным органом СРО, в частности в области строительства, можно отметить, что это меры дисциплинарного воздействия, применяемые внутренним органом некоммерческой организации, уполномоченным на это законом, причем только в отношении своих членов, т. е. ограниченного субъектного состава, и в связи с нарушениями, указанными в законе. Что касается такой меры дисциплинарного взыскания, как штраф, в том числе в учетом приведенного выше примера, хотелось бы обратить внимание также на следующее. Данная мера дисциплинарного воздействия предусмотрена ч. 4 ст. 10 Закона о СРО. Согласно ч. 2 ст. 1 данного Закона особенности в том числе порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов и применения СРО мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов могут устанавливаться федеральными законами. В Градостроительном кодексе РФ среди перечня мер дисциплинарного воздействия, применяемых СРО, штраф не указан (ч. 2 ст. 55.15). Рассматривая правовую природу мер дисциплинарного воздействия, применяемых СРО, необходимо отметить, что большая часть мер, перечисленных в ст. 55.15 Градостроительного кодекса РФ, имеет как карательную, так и восстановительную функцию. Как верно отмечается в правовой литературе, карательные и восстановительные санкции предусмотрены различными отраслями права, при этом в некоторых (уголовном, административном) основной акцент делается на штрафные, карательные санкции, в других (в гражданском, коммерческом) больший акцент делается на правовосстановительные санкции <18>. По мнению некоторых авторов, для характеристики санкции недостаточно указать только на неблагоприятные правовые последствия отклоняющегося от требований нормы права поведения, так как они считают, что санкция правовой нормы не просто указывает на неблагоприятные правовые последствия, но и побуждает к соблюдению той или иной модели поведения через механизм стимулирования <19>, т. е. через обеспечительные функции <20>. ——————————— <18> Марченко М. Н. Указ. соч. С. 632. <19> Краснов А. В. Правовые санкции в экономической сфере: Дис. … канд. юрид. наук. Казань, 1999. С. 16. <20> Колесниченко Ю. Ю. Указ. соч. С. 52.
Такие меры дисциплинарного воздействия, как вынесение предписаний об обязательном устранении членом СРО выявленных нарушений в установленные сроки, вынесение члену СРО предупреждения, направлены на восстановление права. Такие меры дисциплинарного воздействия, как приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ; прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида работ; исключение из членов СРО, имеют выраженную карательную функцию. Соответственно можно сделать вывод о том, что юридическая ответственность членов СРО имеет особое самостоятельное место среди различных видов юридической ответственности. Данная разновидность юридической ответственности распространяется на членов СРО в соответствии с нормами федеральных законов, регулирующих деятельность СРО, и возникает при нарушении членами СРО стандартов и правил соответствующих СРО. На основании вышеизложенного едва ли можно согласиться с выводом З. М. Баймуратовой о том, что СРО призваны стать посредником между предпринимателями и государством во всех основных процедурах административного взаимодействия, осуществляемого государственными регуляторами в соответствующей сфере рыночной деятельности <21>. ——————————— <21> Баймуратова З. М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.
Следует также отметить, что решения СРО о применении (или неприменении) мер дисциплинарного воздействия могут быть обжалованы. Согласно ч. 4 ст. 55.15 Градостроительного кодекса РФ решение СРО о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение. В отношении порядка обжалования решений хотелось бы обратить внимание на имеющиеся различия в нормах Закона о СРО и нормах Градостроительного кодекса РФ. Норма Градостроительного кодекса РФ, указанная выше, предусматривает возможность обжалования решения СРО в арбитражный суд. Однако в данной норме не конкретизировано, решение какого органа СРО может быть оспорено. Видимо, законодатель имел в виду соответствующий орган управления, поскольку принятие решений о применении таких мер дисциплинарного воздействия, как исключение из членов СРО, о прекращении действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отнесены согласно ст. 55.10 Градостроительного кодекса РФ к исключительной компетенции общего собрания членов СРО. В то же время такие меры дисциплинарного воздействия, как вынесение предписания об обязательном устранении членом СРО выявленных нарушений в установленные сроки, вынесение члену СРО предупреждения, приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, к исключительной компетенции общего собрания данным законом не отнесены. Означает ли это, что решение иных органов управления СРО (не общего собрания) о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано напрямую в арбитражный суд? Градостроительный кодекс РФ не содержит положений о многоступенчатом обжаловании таких решений внутри СРО, как, например, Закон о СРО. В соответствии с ч. 4 ст. 55.15 Градостроительного кодекса РФ решение СРО о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение. При этом согласно ч. 7 ст. 10 Закона о СРО решения органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, за исключением рекомендации об исключении лица из членов СРО, могут быть обжалованы членами СРО в постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО в сроки, установленные СРО. В соответствии с ч. 8 данной статьи решение постоянно действующего коллегиального органа управления СРО об исключении лица из членов СРО может быть обжаловано лицом, исключенным из членов СРО, в суд в установленном законодательством РФ порядке. В то же время, учитывая, что принятые меры дисциплинарного воздействия могут существенным образом повлиять на имущественные интересы члена СРО, возможность одноступенчатого обжалования мер дисциплинарного взыскания в порядке ч. 4 ст. 55.15 Градостроительного кодекса РФ сразу в арбитражный суд является вполне обоснованной.
——————————————————————