К вопросу становления административно-правового статуса саморегулируемых организаций

(Слаутина Ю. И.) («Безопасность бизнеса», 2011, N 4)

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ <*>

Ю. И. СЛАУТИНА

——————————— <*> Slautina Yu. I. On the issue of formation of administrative-law status of self-regulated organizations.

Слаутина Юлия Ивановна, Северо-Кавказский филиал Российской академии правосудия.

Данная статья посвящена становлению административно-правового статуса саморегулируемых организаций. Автор считает необходимым унификацию и совершенствование норм, касающихся приобретения правового статуса саморегулируемых организаций и их правового положения.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, административно-правовой статус.

The present article is devoted to formation of administrative-law status of self-regulated organizations. The author believes it necessary to unify and improve the norms related to acquisition of legal status of self-regulated organizations and legal status thereof.

Key words: self-regulated organization, administrative-law status.

Идея передачи ряда функций от государства к саморегулируемым организациям — это составная часть административных реформ, проводимых в 2003 — 2004 и 2006 — 2010 гг. В результате указанных реформ саморегулируемым организациям (далее — СРО) планируется постепенно передавать отдельные государственные функции в связи с отменой лицензирования отдельных видов деятельности, упрощением разрешительных процедур, а также возложить на эти организации некоторые контрольные и надзорные функции <1>. Предполагается, что в результате реализации мероприятий административной реформы должны быть сформированы сильные и эффективные институты саморегулирования, которым может быть передана часть функций, исполняемых сейчас государством <2>. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 — 2004 годах» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 30 Ст. 3046; распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 46 Ст. 4720; 2009. N 12 Ст. 1429. <2> Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 46 Ст. 4720; 2009. N 12 Ст. 1429.

Необходимо отметить, что мнения ученых о целесообразности внедрения предложения о передаче полномочий на предоставление государственных услуг СРО разделились. Одни из них настаивают на успешности выполнения негосударственными организациями таких функций <3>, а другие (и таких большинство) с опаской относятся к возможности такого нововведения <4>. Однако, на наш взгляд, передача этих полномочий — очень весомый и значительный шаг вперед к взаимодействию государства с обществом. Безусловно, необходимо продуманно обеспечить эффективную реализацию данного предложения. Из этого вытекает вопрос о становлении административно-правового статуса СРО. ——————————— <3> Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Автономов А. С., Бачило И. Л., Гришковец А. А. и др. М.: Новая правовая культура, 2004. С. 87; Сухарева Н. В. Реализация функций органов исполнительной власти в отношениях с саморегулируемыми организациями (СРО) // Административная реформа в России: Науч.-практич. пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина и Т. Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 80 — 82; Терещенко Л. К. Функция государственных услуг // Административная реформа: проблемы и решения // Административная реформа в России: Науч.-практич. пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина и Т. Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 49. <4> Калмыкова А. В. Функция государственного контроля // Административная реформа в России: Науч.-практич. пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина и Т. Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 57 — 58; Саморегулирование по-русски // Законодательство и экономика. 2004. N 3. С. 32; Тихомиров Ю. А. Административная реформа: взаимоотношения власти и бизнеса // Административное право и процесс: актуальные проблемы / Отв. ред. Л. Л. Попов и М. С. Студеникина. М.: Юристъ, 2004. С. 18; Хабриева Т. Я., Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Административная реформа: проблемы и решения // Административная реформа в России: Науч.-практич. пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина и Т. Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 15.

По замыслу «пионеров» создания СРО саморегулирование — это инструмент против чиновничьего произвола и коррупции, бюрократизации российской экономики и создание основ для формирования гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности <5>. ——————————— <5> Федосеев В. В. Саморегулирование — инструмент против чиновничьего произвола и коррупции. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Россия находится в начальной стадии проработки процесса саморегулирования. Эта непроработанность дает основания полагать, что не исключены попытки махинаций в этой сфере. До тех пор пока не будет определены механизм выплат страховых взносов и гражданская ответственность, вероятно появление пирамид-однодневок, созданных исключительно для получения прибыли, главной целью которых является внесение компаниями-участниками денежных средств по уставу, после чего учредители исчезают вместе с компенсационным фондом. На сегодняшний день модель обязательного саморегулирования введена в шести законах в отношении арбитражных управляющих; оценщиков; аудиторов и аудиторских организаций; строительных, проектных и изыскательских организаций; субъектов, осуществляющих энергетическое обследование, и ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов. Закон, закрепивший правовой статус СРО как нового правового института, был принят 01.12.2007 — Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В соответствии с указанным Законом саморегулируемые организации — это некоммерческие организации, созданные в целях реализации норм действующего законодательства РФ, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида <6>. ——————————— <6> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 28.04.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 49 Ст. 6076; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 18. Часть 1 Ст. 2142.

Административно-правовой статус характеризуется совокупностью прав, обязанностей и возможностью нести ответственность. Все указанные вопросы, кроме вопросов об ответственности, нашли свое отражение при определении основных функций, прав и обязанностей СРО, с учетом: 1) разработки и установления условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации; 2) применения мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных действующим законодательством и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов; 3) образования третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах; 4) осуществления анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации; 5) представления интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; 6) организации профессионального обучения, аттестации работников — членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами; 7) обеспечения информационной открытости деятельности своих членов, опубликования информации об этой деятельности в порядке, установленном настоящим законодательством и внутренними документами саморегулируемой организации; 8) осуществления контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; 9) рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации. Ответственность является обязательным звеном административно-правового статуса, следовательно, установление юридической ответственности за нарушения законодательства РФ «О саморегулируемых организациях» является необходимым условием его эффективного применения. При этом вопрос о юридической ответственности в области саморегулирования является одним из наименее разработанных в правовой науке, а также недостаточно регламентированным в законодательстве. Таковы некоторые особенности развития института саморегулируемых организаций в России в части становления административно-правового статуса СРО. Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующий вывод: российское законодательство не в полной мере конкретизирует правовой статус СРО, что приводит к противоречивости содержания различных нормативных правовых актов, а также вызывает затруднения в определении вопроса об ответственности СРО, поэтому оно нуждается в совершенствовании. В заключение необходимо отметить, что в научной литературе постоянно обсуждается вопрос об унификации норм, касающихся приобретения правового статуса саморегулируемых организаций, их правового положения и т. д. Вместе с тем на практике мы наблюдаем многообразие саморегулируемых организаций, чья деятельность регулируется различными нормативными правовыми актами, в которых отражены особенности создания и деятельности той или иной саморегулируемой организации. Представляется, что на данном этапе функционирования института саморегулирования вопрос об однообразном подходе к освещению вопросов создания и деятельности саморегулируемых организаций характеризуется сложностью и неоднозначностью. В итоге дальнейшему совершенствованию механизма повышения ответственности СРО должны способствовать принятие новых правовых актов и изменение действующих в сфере саморегулирования, которые более четко определят ответственность и взаимоотношения СРО с органами власти.

——————————————————————