Саморегулируемая организация — особый субъект права

(Третьякова С. Б.) («Административное и муниципальное право», 2013, N 5)

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — ОСОБЫЙ СУБЪЕКТ ПРАВА

С. Б. ТРЕТЬЯКОВА

Третьякова Светлана Борисовна, аспирант кафедры Государственного строительства и права юридического факультета им. М. М. Сперанского Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Статья посвящена рассмотрению особенностей правового статуса саморегулируемых организаций. Актуальность этого вопроса связана с его дискуссионностью и малоизученностью в теории права. Автор анализирует российское законодательство о саморегулируемых организациях, а также различные взгляды ученых по проблематике вопроса. Кроме того, в статье определяется социально-правовая природа саморегулируемых организаций, их частноправовые и публично-правовые признаки, правосубъектность и полномочия. По итогу исследования автором сделан вывод о двойственном (смешанном) характере их правового статуса.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, некоммерческая организация, правосубъектность, компетенция, полномочия, коллективный субъект, юридическое лицо, регулирование, частный интерес, публичный интерес, правовая природа, правовой статус.

Self-regulated organization as a special subject of law S. B. Tretyakova

The article is devoted to the specific features of legal status of self-regulated organizations. Topicality of this issue is due to its controversial character and lack of its studies in the theory of law. The author analyzes the Russian legislation on self-regulated organizations, as well as the views of legal scholars. Additionally, the article defines social and legal nature of self-regulated organizations their public and private law elements, their legal capacity and powers. Based on these studies, the author comes to a conclusion on dual (mixed) character of their legal status.

Key words: self-regulated organization, non-commercial organization, legal personality, competence, powers, collective subjects, legal entity, regulation, private interest, public interest, legal nature, legal status.

Одним из приоритетных направлений административной реформы в России является развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики <1>. Сегодня они создаются и функционируют в различных сферах деятельности, их статус регулируется общими и специальными нормативно-правовыми актами. Однако вопрос об определении правовой природы, правового статуса российских саморегулируемых организаций до сих пор остается дискуссионным. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 — 2004 годах» // СЗ РФ. 28.07.2003. N 30. Ст. 3046.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315 «О саморегулируемых организациях» <2>, «саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг), или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Статья 2 этого же Закона определяет, что на условиях объединения в саморегулируемые организации осуществляется саморегулирование, то есть самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами профессиональной и предпринимательской деятельности и состоит из разработки и установления стандартов и правил такой деятельности, а также из контроля над их соблюдением. ——————————— <2> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6076.

Законодательство о саморегулируемых организациях в определенных сферах деятельности аналогичным образом закрепляет понятие рассматриваемых явлений: например, согласно ст. 31 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <3> саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля над их выполнением. Статья 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» саморегулируемую организацию арбитражных управляющих определяет как некоммерческую организацию, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности, которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. В ст. 22 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» саморегулируемая организация оценщиков — некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединенная на условиях членства оценщиков <4>. И так далее. ——————————— <3> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 20.03.2006. N 12. Ст. 1232. <4> Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3813.

Таким образом, законодатель определил саморегулируемые организации как некоммерческие, основанные на членстве субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности (т. е. создаваемые не по инициативе государства) — с одной стороны, а с другой — осуществляющие полномочия по принятию регуляторов профессиональной и предпринимательской деятельности и контролю над их соблюдением. Наделение саморегулируемых организаций указанными полномочиями привело к тому, что среди ученых, занимавшихся исследованиями вопросов создания и деятельности российских саморегулируемых организаций, были выдвинуты различные точки зрения об их правовой природе: одни относили их к субъектам публичного права (к публичным субъектам), а другие — к субъектам частного (частные субъекты). Например, О. А. Ястребов считал возможным определение саморегулируемых организаций как публичных субъектов права, так как они, по его мнению, наделяются определенными публичными полномочиями в результате аутсорсинга, т. е. механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе <5>. ——————————— <5> Ястребов О. А. Некоммерческие организации как субъекты публичного права. М.: РУДН, 2009. С. 20.

Аналогичной позиции придерживаются А. М. Волков и А. А. Волков, считая, что передача саморегулируемым организациям таких государственно-властных полномочий, как разработка стандартов и правил профессиональной или предпринимательской деятельности, контроль над соблюдением членами саморегулируемой организации требований указанных стандартов и правил, применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации, являются признаками юридического лица публичного права <6>. ——————————— <6> Волков А. М., Волков А. А. Юридические лица публичного права в Концепции развития законодательства о юридических лицах // Вестник РУДН. 2010. N 1. Серия «Юридическая наука». С. 33.

И. Г. Журина, рассматривая их как разновидность некоммерческих организаций, отмечает, что последние относятся к субъекту публичного права в случае преобладания в их деятельности общественных целей, на достижение которых, по ее мнению, должна быть направлена воля объединяющихся, а также наличия особого порядка создания <7>. ——————————— <7> Журина И. Г. Можно ли признать саморегулируемую организацию юридическим лицом публичного права? // Адвокат. 2009. N 6.

В научной литературе можно встретить мнения о создании в лице саморегулируемых организаций новой организационно-правовой формы юридических лиц <8>, об отнесении таких организаций к особой группе субъектов — «саморегулируемых», создаваемых не для регулирования «исключительно частноправовых отношений, поскольку в этой сфере отсутствуют публичные функции, которые могут быть переданы частным лицам» <9>, и так далее. ——————————— <8> Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071. <9> Денисов С. А. Саморегулирование или самоорганизация? // Гражданское право современной России / Сост. О. М. Козырь и А. Л. Маковский. М.: Статут, 2008. С. 35 — 44.

В отечественной цивилистике до правового закрепления понятия «саморегулируемая организация» термин «саморегулирование» определялся как частноправовая категория и употреблялся для определения лишь роли гражданского права в качестве регулятора <10>. Ряд авторов (А. В. Романихин, Е. С. Хохлова и др.) <11> и сегодня критически относятся к возможности определения саморегулируемых организаций в качестве субъектов российского публичного права. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008. —————————————————————— <10> См.: Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Т. 1: Общая часть. С. 48 (автор главы — Е. А. Суханов в соавторстве с Н. В. Козловой). <11> См.: Романихин А. В. Саморегулирование по-российски // Законодательство и экономика. 2004. N 3. С. 35; Хохлова Е. С. К вопросу о юридической личности саморегулируемых организаций // Законодательство. 2008. N 4. С. 25.

Справедливой видится позиция ученых, признающих их двойственную природу. Так, А. В. Басова считает, что, с одной стороны, саморегулируемые организации являются частноправовыми объединениями предпринимателей, консолидирующими профессиональные интересы, а с другой — «осуществляют публичные функции регулирования и контроля над предпринимательской деятельностью своих членов» <12>. ——————————— <12> Басова А. В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 96.

Для того, чтобы определиться с тем, какой правовой статус имеют саморегулируемые организации в России, необходимо обратиться к их социально-правовой природе. По нашему мнению, она складывается из следующего: во-первых, саморегулируемые организации создают регуляторы общественных отношений (образцы и меры поведения) в виде определенных стандартов и правил, в том числе мер ответственности, обязательных для лиц, участвующих в профессиональной и предпринимательской деятельности. Во-вторых, они, создавая образцы и меры поведения, выступают участниками процесса регулирования и элементом механизма общественного и правового регулирования посредством наделения саморегулируемых организаций контрольными функциями и средствами для их осуществления, в частности они выдают «разрешения» на осуществление определенной деятельности в виде допусков, аккредитаций, производят прием в члены саморегулируемой организации, формируют и используют компенсационный фонд, проверяют деятельность своих членов, применяют к ним меры дисциплинарной ответственности в случае выявления нарушений и так далее <13>. Саморегулируемые организации принимают участие в упорядочивании, стабилизации общественных отношений между своими членами и государством, возникающих в связи с соблюдением первыми норм действующего законодательства, в том числе норм, определяющих параметры ведения ими предпринимательской или профессиональной деятельности. Кроме того, саморегулируемые организации упорядочивают отношения между своими членами и потребителями их товаров, работ и услуг, а также отношения между указанными членами и самой саморегулируемой организацией. ——————————— <13> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6076; Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1918.

В-третьих, поскольку саморегулируемые организации участвуют в упорядочивании общественных отношений, то они преследуют цель удовлетворения интересов субъектов, в них участвующих. Анализ основных прав, обязанностей и функций саморегулируемых организаций, предусмотренных в ст. 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», позволяет сделать вывод о том, что помимо полномочий по регулированию профессиональной и предпринимательской деятельности, являющихся средством реализации общественного (публичного) интереса, состоящего в упорядочивании общественных отношений в определенной сфере, — саморегулируемые организации также представляют интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; организуют профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации; от своего имени оспаривают в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена либо создающие угрозу такого нарушения и так далее <14>, что говорит о направленности их деятельности также на реализацию частных (корпоративных) интересов, связанных напрямую с целями предпринимательства — получение прибыли, для чего необходимо создание оптимальных условий осуществления профессиональной и предпринимательской деятельности. ——————————— <14> См.: ст. 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6076.

Таким образом, саморегулируемые организации являются, с одной стороны, участниками общественных отношений, а с другой — регулируют определенные правом общественные отношения в сфере профессиональной и предпринимательской деятельности, выполняя нормативную (создают регуляторы) и контрольную функции, кроме того, российские саморегулируемые организации реализуют как частные, так и публичные интересы. Проявление двойственной природы саморегулируемых организаций отражено в законодательстве России. Их частноправовой характер обусловлен тем, что саморегулируемые организации являются коллективными субъектами права, созданными в форме юридического лица. В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315 «О саморегулируемых организациях» <15>, они являются некоммерческими организациями, которые в качестве таковых регистрируются в Едином государственном реестре юридических лиц на основании решения соответствующего территориального управления Министерства юстиции РФ. ——————————— <15> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6076.

В этой связи следует обратить внимание на функциональный подход к сущности юридического лица, изложенный в работах Б. И. Пугинского. Ученый, на наш взгляд, справедливо полагает, что юридическое лицо является правовым средством, регулирующим допуск организаций к участию в гражданско-правовых отношениях, так как государство применяет его для установления юридического статуса организации как участника имущественных отношений <16>. ——————————— <16> См.: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. С. 172.

Определение коллективного субъекта права, созданного в форме юридического лица, как участника имущественных отношений закреплено в российском законодательстве (его понятие дано в ст. 48 Гражданского кодекса РФ) <17>, а также обосновано наукой (в трудах М. И. Брагинского, И. В. Матанцева, Д. А. Медведева, Е. А. Суханова и других), которая традиционно выделяет четыре основных квалифицирующих признака юридического лица: а) организационное единство; б) имущественная обособленность; в) самостоятельная имущественная ответственность; г) участие в гражданском обороте от своего имени <18>. ——————————— <17> Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301. <18> Суханов Е. А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. М., 1998. Т. 1; и др.

Несмотря на то что российские саморегулируемые организации это некоммерческие организации, которые, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <19>, не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, а в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315 «О саморегулируемых организациях» <20> не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, — законодательство устанавливает перечень имущественных отношений (в том числе ограничивает сделки), в которых участвуют саморегулируемые организации, определяет источники формирования их имущества, устанавливает порядок создания компенсационного фонда и использования его средств (ст. ст. 12 — 14 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315 «О саморегулируемых организациях») <21>. В связи с этим следует констатировать, что участие саморегулируемых организаций в имущественных отношениях ограничено, но не исключено. Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <22>, саморегулируемые организации вправе иметь имущество и осуществлять свои имущественные права, отвечать этим имуществом по своим обязательствам (за исключением средств компенсационного фонда и иных случаев, установленных законодательством), быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс, открывать счета в банках и т. д. ——————————— <19> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. 15.01.1996. N 3. Ст. 145. <20> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6076. <21> См.: ст. ст. 12 — 14 Федерального закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6076. <22> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. 15.01.1996. N 3. Ст. 145.

Таким образом, можно сделать вывод о наделении саморегулируемых организаций частноправовой правосубъектностью, содержанием которой являются субъективные права и обязанности, свойственные российским некоммерческим организациям как субъектам права, а также специальные права и обязанности, связанные с их местом в процессе саморегулирования, реализуемые в результате участия в диспозитивных отношениях в определенных законодательством пределах (например, в связи с обеспечением корпоративного управления, формированием имущества саморегулируемой организации, размещением средств компенсационного фонда, выбором мер дополнительной ответственности, определением порядка взаимодействия со своими членами и так далее) (ст. ст. 12, 14 — 19 Федерального закона «О саморегулируемых организациях») <23>. ——————————— <23> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6076.

Во-вторых, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315 «О саморегулируемых организациях» <24>, саморегулируемые организации создаются на основании членства субъектами профессиональной и предпринимательской деятельности и по их инициативе, а не государством. В ст. 5 этого же Закона <25> установлен принцип добровольного членства. Исключением являются случаи, когда специально предусмотренными федеральными законами для отдельных саморегулируемых организаций вводится обязательное членство (например, для тех субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности, которые осуществляют работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства <26>, для аудиторов и аудиторских компаний <27>, оценщиков <28>, арбитражных управляющих <29> и др.). ——————————— <24> См.: Там же. <25> См.: Там же. <26> См.: ст. ст. 47, 48, 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 03.01.2005. N 1 (ч. I). Ст. 16. <27> См.: ст. ст. 3 и 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ («Об аудиторской деятельности» ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ. 05.01.2009. N 1. Ст. 15. <28> См.: ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3813. <29> См.: ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ. 28.12.2002. N 43. Ст. 4190.

По нашему мнению, обязательное членство в саморегулируемых организациях нельзя рассматривать как отсутствие свободы воли и безынициативность, так как потенциальный член рассматриваемого субъекта права всегда имеет в качестве альтернативы отказ от членства и от осуществления профессиональной и предпринимательской деятельности. То есть, создание или не создание саморегулируемых организаций субъектами профессиональной и предпринимательской деятельности осуществляется по решению последних, а не по «инициативе» государства. В-третьих, российские саморегулируемые организации самостоятельно, без участия государства, формируют органы управления (общее собрание, постоянно действующий коллегиальный орган, исполнительный орган и другие), в том числе специальные (ст. ст. 15 — 19 Федерального закона «О саморегулируемых организациях») <30>. Таким образом, они организуют собственное корпоративное управление и осуществляют прием в члены и исключение из них. ——————————— <30> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6076.

В-четвертых, вступая в имущественные отношения и образуя органы управления, они выполняют функцию по организации и материальному обеспечению корпоративного управления саморегулируемой организации. В-пятых, создание и деятельность российских саморегулируемых организаций направлены на реализацию в том числе частных (а также корпоративных) целей: создание условий для осуществления профессиональной и предпринимательской деятельности (развитие конкурентоспособности, получение прибыли и т. д.). С другой стороны, правовой статус российских саморегулируемых организаций носит публично-правовой характер, обусловленный следующим: во-первых, наличием закрепленной в норме права общественно значимой (публичной) цели создания и деятельности российских саморегулируемых организаций, состоящей в регулировании общественных отношений в сфере профессиональной и предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях») <31>; ——————————— <31> См.: Там же.

во-вторых, российские саморегулируемые организации на основе норм права наделены государственными полномочиями по разработке стандартов и правил и иных регуляторов профессиональной и предпринимательской деятельности, а также государственными полномочиями по контролю над их соблюдением, осуществление которых носит обязательный характер и связано с позитивной ответственностью саморегулируемых организаций за их осуществление (ст. ст. 3, 4, 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях») <32>. Их содержание определено осознанием публичного интереса и уравновешенного с ним частного (корпоративного), совместно состоящих в регулировании профессиональной и предпринимательской деятельности. ——————————— <32> См.: Там же.

Наделение российских саморегулируемых организаций государственными полномочиями позволяет говорить о наличии у них публичной правосубъектности, которая кроме них включает предмет ведения (определенный вид профессиональной и предпринимательской деятельности субъектов, объединенных в саморегулируемые организации), объект воздействия (общественные отношения в сфере профессиональной и предпринимательской деятельности) и государственный контроль над их исполнением. Материальную базу осуществления государственных полномочий составляют корпоративные и имущественные отношения, в ходе реализации которых осуществляются права и обязанности, являющиеся содержанием частной правосубъектности. В-третьих, деятельность саморегулируемых организаций нацелена на выполнение следующих публичных функций: а) создание регуляторов профессиональной и предпринимательской деятельности (ст. ст. 3, 4, 5 Федерального закона «О саморегулируемых организациях») <33>; б) методологическое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности (ст. 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях») <34>; в) защита прав и законных интересов членов саморегулируемой организации (ст. 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях») <35>; г) защита прав и законных интересов потребителей товаров, работ и услуг, предоставляемых членами саморегулируемой организации (ст. ст. 9, 10, 12, 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях») <36>; д) осуществление контроля над деятельностью членов саморегулируемой организации (ст. ст. 9, 10 Федерального закона «О саморегулируемых организациях») <37>; е) взаимодействие с государственными органами власти, органами местного самоуправления и третьими лицами по вопросам контроля и совершенствования системы самоуправления (ст. ст. 20, 21, 22 и др. Федерального закона «О саморегулируемых организациях») <38>. ——————————— <33> См.: Там же. <34> См.: Там же. <35> См.: Там же. <36> См.: Там же. <37> См.: Там же. <38> См.: Там же.

В-четвертых, для саморегулируемых организаций законодательством предусмотрен специальный порядок идентификации, связанный с особенностями их создания: наличие дополнительной регистрации в реестре саморегулируемых организаций, получение специального разрешения, получения аккредитации и т. д. (ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», ст. 48 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и иные) <39>. ——————————— <39> См.: Там же; Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 19.07.2009) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2012) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16; и др.

В-пятых, для реализации полномочий российских саморегулируемых организаций, в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» рассматриваемые субъекты права создают специализированные органы, осуществляющие контрольные полномочия саморегулируемой организации и рассматривающие дела о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия. Наличие у саморегулируемых организаций признаков, свойственных как субъекту частного, так и субъекту публичного права, позволяет сделать вывод об их смешанной правовой природе и, как следствие, о комплексной правосубъектности, содержащей в единстве взаимно обусловленные публично-правовую компетенцию и гражданско-правовую правосубъектность. Формирование специального нормативно-правового массива для регулирования порядка создания и деятельности саморегулируемых организаций и сложившаяся практика по этому вопросу говорят о невозможности регулировать деятельность рассматриваемых субъектов права на основании общих норм права, определяющих статус коллективных субъектов права, созданных в форме юридического лица, и требует выделения саморегулируемых организаций в качестве особого самостоятельного субъекта российского права.

Библиографический список

1. Басова А. В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 2. Волков А. М., Волков А. А. Юридические лица публичного права в Концепции развития законодательства о юридических лицах // Вестник РУДН. 2010. N 1. Серия «Юридическая наука». —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008. —————————————————————— 3. Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Т. 1: Общая часть. 4. Денисов С. А. Саморегулирование или самоорганизация? // Гражданское право современной России / Сост. О. М. Козырь и А. Л. Маковский. М.: Статут, 2008. 5. Журина И. Г. Можно ли признать саморегулируемую организацию юридическим лицом публичного права? // Адвокат. 2009. N 6. 6. Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. 7. Романихин А. В. Саморегулирование по-российски // Законодательство и экономика. 2004. N 3. 8. Суханов Е. А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. М., 1998. Т. 1. 9. Хохлова Е. С. К вопросу о юридической личности саморегулируемых организаций // Законодательство. 2008. N 4. 10. Ястребов О. А. Некоммерческие организации как субъекты публичного права. М.: РУДН, 2009.

References (transliteration)

1. Basova A. V. Samoreguliruemye organizatsii kak sub’ekty predprinimatel’skogo prava: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2008. 2. Volkov A. M., Volkov A. A. Yuridicheskie litsa publichnogo prava v Kontseptsii razvitiya zakonodatel’stva o yuridicheskikh litsakh // Vestnik RUDN. 2010. N 1. Seriya «Yuridicheskaya nauka». 3. Grazhdanskoe pravo: V 4 t. / Otv. red. E. A. Sukhanov. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2004. T. 1: Obshchaya chast’. 4. Denisov S. A. Samoregulirovanie ili samoorganizatsiya? // Grazhdanskoe prav so vremennoy Rossii / Sost. O. M. Kozyr’ i A. L. Makovskiy. M.: Statut, 2008. 5. Zhurina I. G. Mozhno li priznat’ samoreguliruemuyu organizatsiyu yuridicheskim litsom publichnogo prava? // Advokat. 2009. N 6. 6. Kozlova N. V. Ponyatie i sushchnost’ yuridicheskogo litsa. Ocherk istorii i teorii. M., 2003. 7. Romanikhin A. V. Samoregulirovanie po-rossiyski // Zakonodatel’stvo i ekonomika. 2004. N 3. 8. Sukhanov E. A. Yuridicheskie litsa kak uchastniki grazhdanskikh pravootnosheniy // Grazhdanskoe pravo / Otv. red. prof. E. A. Sukhanov. M., 1998. T. 1. 9. Khokhlova E. S. K voprosu o yuridicheskoy lichnosti samoreguliruemykh organizatsiy // Zakonodatel’stvo. 2008. N 4. 10. Yastrebov O. A. Nekommercheskie organizatsii kak sub’ekty publichnogo prava. M.: RUDN, 2009.

——————————————————————