Особенности административно-правового статуса саморегулируемых организаций в Российской Федерации

(Шевкопляс Н. А.) («Административное и муниципальное право», 2013, N 9)

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н. А. ШЕВКОПЛЯС

Шевкопляс Наталья Александровна, соискатель, кафедра административного и муниципального права Воронежского государственного университета.

В статье исследованы нормативные правовые акты, регулирующие статус саморегулируемых организаций. Разработаны предложения по совершенствованию российского законодательства в части формирования единых подходов для всех саморегулируемых организаций в части установления возможных особенностей, установленных другими федеральными законами, регулирующими вопросы саморегулирования в отдельных сферах деятельности, определения основных требований к стандартам и правилам профессиональной деятельности, разрабатываемым саморегулируемыми организациями, в том числе федеральным стандартам, а также внутренними документами саморегулируемых организаций, установления административной ответственности саморегулируемой организации и ее должностных лиц. Автор статьи справедливо считает, что названные меры позволят улучшить эффективность саморегулирования в Российской Федерации в части более точного определения правового статуса саморегулируемых организаций, создаваемых в различных отраслях экономики, обеспечения надлежащего контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, и, как следствие, повышения качества оказываемых членами саморегулируемых организаций услуг, выполняемых работ, а также позволят оказать позитивное влияние на процесс формирования саморегулирования на добровольной основе в различных сферах экономической деятельности.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, административно-правовой статус, дееспособность саморегулируемых организаций, правоспособность саморегулируемых организаций, ответственность саморегулируемой организации, ответственность должностных лиц, административная ответственность, деликтоспособность саморегулируемых организаций, юридическое лицо, создание саморегулируемой организации.

Specific features of administrative legal status of self-regulated organizations in the Russian Federation N. A. Shevkoplyas

The article contains analysis of normative legal acts on the status of self-regulated organizations. The author presents proposals on improvement of the Russian legislation and formation of a unified approach towards all of the self-regulated organizations in part of providing for their specific features by other federal laws on self-regulation in various spheres of professional activities, establishing the key requirements to standards and rules of professional conduct for self-regulated organizations, administrative responsibility of self-regulated organizations and its officials. The author of the article supposes that above-mentioned measures shall make self-regulated entities in the Russian Federation more efficient by clearer provisions on their legal status in various economic spheres, guaranteeing due control and supervision over the activities of self-regulated organizations and improvement of the quality of their works and services. It shall also allow for a positive influence upon the process of formation of voluntary self-regulation in various economic spheres.

Key words: self-regulated organization, administrative legal status, legal capability of self-regulated organizations, responsibility of a self-regulated organization, responsibility of officials, administrative responsibility, ability to commit delicts of self-regulated organizations, formation of a self-regulated organization.

Для формирования правового высокоразвитого государства в Российской Федерации большая роль отводится становлению и развитию механизмов саморегулирования. Так, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. <1> в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности должно руководствоваться принципом создания условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества. ——————————— <1> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

В настоящее время лицензирование таких сфер деятельности, как деятельность арбитражных управляющих в банкротстве, аудиторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, оценщиков и некоторых других, заменена на альтернативный механизм обеспечения стандартов профессиональной деятельности, предполагающий обязательность их членства в одной из саморегулируемых организаций. В этой замене проявляется установленный в ст. 8 Конституции РФ <2> принцип соразмерности в правовом регулировании экономической деятельности. ——————————— <2> Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

Для наиболее ясного определения такого понятия, как саморегулируемая организация, представляется необходимым в первую очередь проанализировать само понятие «организация». В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ <3> юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. ——————————— <3> Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Перечисленная совокупность признаков является самодостаточной, а с другой стороны — необходимой для признания лица субъектом права. Наличие у организации признаков юридического лица важно учитывать для правильного определения ее гражданской и процессуальной правосубъектности <4>. ——————————— <4> Бабаев А. Б., Бевзенко Р. С., Белов В. А., Тарасенко Ю. А. Практика применения Гражданского кодекса РФ (части первой). М.: Юрайт-Издат, 2009. 1161 с.

При этом под организацией в административном праве понимается объединение физических лиц любой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее обособленное имущество, созданное для производства материальных и духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов <5>. ——————————— <5> Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 928.

Согласно части первой ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» <6> (далее — Закон о саморегулируемых организациях) под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование в соответствии с названным Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. ——————————— <6> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076 (с изменениями от 27.07.2007).

При этом в отношении саморегулируемых организаций представляется необходимым отметить, что в соответствии с Законом о саморегулируемых организациях среди функций саморегулируемых организаций следует выделить утверждение стандартов и правил профессиональной деятельности членов такой саморегулируемой организации, обязательные для членов саморегулируемой организации и осуществление контроля за профессиональной деятельностью своих членов, а также наложение мер дисциплинарного характера на членов такой организации вплоть до исключения из членства. Таким образом, саморегулируемая организация — это объединение субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, возглавляемая органами управления (общее собрание членов саморегулируемой организации, исполнительный орган единоличный или коллегиальный), имеющее обособленное имущество, созданное для производства материальных и духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов и наделенная властными полномочиями по отношению к своим членам. В соответствии с положениями ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Представляется необходимым отметить, что в настоящее время существует тенденция установления в законодательстве обязательного членства в саморегулируемых организациях в различным сферах экономической деятельности. В качестве примера можно привести Федеральный закон «О теплоснабжении» <7>, Федеральный закон «О кредитной кооперации» <8>, Градостроительный кодекс РФ <9>. ——————————— <7> Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4159. <8> Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3627. <9> Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16.

В то же время, как постановил Конституционный Суд РФ, «в силу того, что на саморегулируемые организации возложены публично-правовые функции, в их деятельности неприемлем вытекающий из ст. 30 Конституции РФ принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов. Таким образом, само по себе закрепление федеральным законодателем в качестве необходимого условия осуществления деятельности… членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, на которую государством возлагаются соответствующие полномочия, как направленное на реализацию целей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не противоречит Конституции РФ» <10>. ——————————— <10> Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого п. 1 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева» // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 335.

При рассмотрении административно-правового статуса саморегулируемой организации следует также отметить ее внешнее сходство в некоторых случаях с объединениями работодателей (в частности, наиболее близки к указанным субъектам административного права саморегулируемые организации, формируемые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ). В связи с этим полагаем необходимым отметить следующее. В соответствии с положениями Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» <11> объединение работодателей представляет собой форму некоммерческой организации, основанную на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). При этом согласно ст. 2 названного Федерального закона работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления. Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. ——————————— <11> Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741.

Полагаем, что цели создания указанных некоммерческих организаций, их права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об объединениях работодателей» и Законом о саморегулируемых организациях, существенно отличаются, поскольку объединения работодателей создаются исключительно в целях представительства интересов своих членов в сфере социально-трудовых отношений, а саморегулируемые организации — в целях разработки стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности и контроля за их соблюдением. По приведенному выше примеру о саморегулируемых организациях в сфере строительства представляется целесообразным отметить, что существует достаточно широкий перечень иных саморегулируемых организаций, которые основаны на членстве не юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а лиц, осуществляющих профессиональную деятельность и не всегда являющихся работодателями (например, арбитражные управляющие, медиаторы, осуществляющие деятельность на профессиональной основе, и другие). В связи с этим саморегулируемые организации не могут выступать в качестве объединения работодателей при проведении коллективных переговоров, а также при заключении коллективных договоров. Саморегулируемая организация в силу ее полномочий, определенных Законом о саморегулируемых организациях, выступает в качестве одной из сторон правоотношений в публичном управлении, является участником управленческих отношений. При этом в научной литературе высказывается мнение о том, что «саморегулируемые организации являются оригинальной организационно-правовой формой некоммерческой организации, отличительным признаком которых является осуществление публично-правовых функций, ранее осуществлявшихся государством. Саморегулируемые организации должны создаваться только в качестве некоммерческих организаций, поскольку осуществление частными лицами публично-правовых функций не может носить коммерческий характер. Организации, не обладающие публично-правовыми функциями, должны создаваться гражданами и юридическими лицами в форме обычных ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств и пр. (например, Ассоциация строителей России, Российская ассоциация маркетинга) в соответствии с общими нормами законодательства о юридических лицах, в отношении которых законодательство о саморегулируемых организациях применяться не должно» <12>. ——————————— <12> Митякина И. В. Административно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. N 3. С. 77 — 79.

Одним из основных признаков саморегулирования в соответствии с Законом о саморегулируемых организациях является членство в саморегулируемой организации. Предприниматели определенной сферы деятельности или профессиональные участники определенного круга общественных отношений объединяются в некоммерческие организации с правами юридического лица (ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства) с целью защиты своих интересов, формирования правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также координации такой деятельности. В условиях перехода от разрешительной системы государством в некоторых случаях ввиду особой социальной значимости определенных общественных отношений для допуска к профессии может быть установлено обязательное членство в соответствующих саморегулируемых организациях. Этим достигается обязательность существующих правил ведения профессиональной деятельности. Одним из существенных условий участия субъекта в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности, рассматриваемое как совокупность административной правоспособности и административной дееспособности. В этой связи нужно остановиться на соотношении понятий «правоспособность», «правосубъектность» и «дееспособность». В целом правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений. Правосубъектность — это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями <13>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <13> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристъ. 2009. С. 186.

При этом Р. О. Халфина говорит о правосубъектности как о свойстве всех участников правоотношений. Вместе с тем для некоторых участников характерны отдельные ее стороны — правоспособность, дееспособность, компетенция <14>. ——————————— <14> Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М.: Юр. лит. 1974. С. 137.

Административная правоспособность — вид общей правоспособности субъекта права. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований <15>. ——————————— <15> Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 928.

В общей теории права под дееспособностью принято понимать способность совершать юридические действия. Эти действия имеют одинаковую для них всех правоизменяющую и правореализующую силу. Дееспособность лица есть способность самостоятельно распоряжаться правами и обязанностями, т. е. своими собственными юридическими действиями изменять свою субъективную правовую сферу. Это значит, что дееспособность дает лицу право самому совершать различные юридические действия, влекущие за собой все установленные правом и для всех одинаковые последствия, т. е. выдавать обязательства и вступать в договоры, приобретать права и обременяться обязанностями и т. п. <16>. ——————————— <16> Магазинер Я. М. Общая теория права на основе советского законодательства // Правоведение. 1997. N 4. С. 15.

При этом административная дееспособность саморегулируемой организации представляет собой способность своими действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, а также осуществлять их. Следует отметить, что дееспособность включает в себя также способность саморегулируемой организации нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с законодательством. Часто в отношении юридических лиц законодатель не использует термин «дееспособность», поскольку для юридических лиц моменты возникновения правоспособности и дееспособности юридического лица совпадают во времени и определяются моментом государственной регистрации такого юридического лица. В то же время в отношении саморегулируемой организации представляется необходимым отметить следующее. В соответствии со ст. 3 Закона о саморегулируемых организациях саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных названным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. При этом некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра. Таким образом, саморегулируемые организации обладают двойственной правовой природой, поскольку, с одной стороны, они являются некоммерческими организациями и подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» <17>, с другой стороны, с момента включения в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций они приобретают особый публично-правовой статус. Следовательно, саморегулируемая организация обладает специальной (ограниченной) правоспособностью. По справедливому замечанию А. Н. Борисова, созданная некоммерческая организация до приобретения статуса саморегулируемой организации обладает еще более узкой специальной правоспособностью, предопределенной и ограниченной деятельностью по приобретению статуса саморегулируемой организации, — объединением в своем составе в качестве членов субъектов предпринимательской деятельности и (или) субъектов профессиональной деятельности определенного вида, разработкой и утверждением стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения членами саморегулируемой организации, формированием компенсационного фонда, формированием органов управления и т. п. <18>. ——————————— <17> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145. <18> Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СПС «КонсультантПлюс».

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ юридическое лицо прекращает свою деятельность при реорганизации (ст. 57), ликвидации (ст. 61) и в случае признания его несостоятельным (банкротом) (ст. 65). При этом, как справедливо отмечает И. Г. Морозова: «В силу норм законодательства о саморегулируемых организациях саморегулируемая организация прекращает свою деятельность, следовательно, подлежат исключению сведения о данной организации из государственного реестра саморегулируемых организациях в следующих случаях: — подачи заявления СРО (саморегулируемой организации — прим. авт.) об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций; — реорганизации некоммерческой организации; — ликвидации некоммерческой организации; — вступившего в законную силу решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям законодательства» <19>. ——————————— <19> Морозова И. Г. К вопросу о прекращении деятельности саморегулируемых организаций // Законодательство и экономика. 2012. N 12. С. 1 — 2.

Следует также обратить внимание на такой элемент административной дееспособности, как административная деликтоспособность. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера) <20>. Деликтоспособность юридических лиц наступает, как правило, с момента их учреждения и регистрации. ——————————— <20> Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 928.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что административная правоспособность саморегулируемой организации представляет собой возможность выступать в качестве субъекта прав и обязанностей в сфере государственного управления. Административная правоспособность саморегулируемой организации служит основой ее административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации такой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей саморегулируемой организации в определенных административно-правовых отношениях. Необходимо отметить, что принципы создания и получения статуса саморегулируемой организации, формирование внутренней структуры, а также непосредственно функционал саморегулируемой организации должны быть едины вне зависимости от отрасли, в которой осуществляет деятельность такая организация. Представляется, что институт саморегулирования предполагает наличие у саморегулируемой организации вполне определенного функционала, отличающего ее от любого другого предпринимательского объединения. Законодательство, регулирующее конкретную отрасль, может допускать нормы, которые учитывают специфику функционирования саморегулируемых организаций в конкретной отрасли, только при условии, что это не разрушает основы института саморегулирования и не противоречит общим требованиям к таким организациям. В то же время действующее законодательство РФ, регулирующее деятельность саморегулируемых организаций в различных сферах предпринимательства, содержит положения, которые входят в прямой конфликт с нормами Закона о саморегулируемых организациях. В качестве особенностей предусматриваются фактически все сферы деятельности саморегулируемых организаций, и в соответствии с иными законами саморегулируемой организацией может быть названа структура, не имеющая ничего общего с саморегулируемой организацией, создание которой предусмотрено Законом о саморегулируемых организациях. Таким образом, саморегулирование представляет собой определенный законом метод регулирования общественных отношений. При этом саморегулируемые организации существуют в одной системе с иными методами государственного регулирования, заменяя такое регулирование в отдельных случаях. Саморегулирование находится в рамках закона, не противоречит, а дополняет и конкретизирует установленные законом правила и формирует практику их применения <21>. ——————————— <21> Богацкая С. Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. М.: Академический проспект, 2007.

При этом саморегулируемые организации обладают отдельными властными полномочиями, что несколько сближает их с субъектами административного права. Это дает основания говорить об особом публично-правовом статусе, который присваивается некоммерческой организации при условии соответствия ее установленным законом требованиям путем внесения сведений о ней в специальный реестр <22>. ——————————— <22> Андреева Л. В., Андронова Т. А., Апресова Н. Г. Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И. В. Ершовой, Г. Д. Отнюковой. М.: Проспект, 2012. С. 111.

Поиск баланса между частными и публичными элементами в гражданском праве продолжался постоянно на протяжении длительного времени. И одним из его результатов можно назвать появление саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности <23>. ——————————— <23> Сунгатуллина Л. А. Организационно-правовые формы саморегулируемых организаций // Налоги. 2012. N 35.

Значение саморегулируемых организаций в деятельности профессионального и предпринимательского сообщества основано на следующих принципах: — обеспечение установления неформальных и необходимых правил поведения субъектов; — замена государственного регулирования экономических процессов в сферах, где государственное регулирование показало свою неэффективность и нецелесообразность; — повышение доверия к деятельности предпринимателей и профессиональной деятельности в определенной сфере со стороны потребителей; — добросовестная конкуренция субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности; — обеспечение совершенствования действующего законодательства в определенной сфере экономической деятельности; — повышение качества оказываемых услуг (выполняемых работ) таких субъектов. В рамках указанных правоотношений саморегулируемая организация, являясь субъектом административного права, наделена правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. При этом, поскольку саморегулируемая организация представляет собой объединение физических и/или юридических лиц и наделена правом действовать в отношениях с другими субъектами самостоятельно, от своего имени, саморегулируемые организации относятся к коллективным субъектам административного права. Представляется целесообразным установить в Законе о саморегулируемых организациях: 1) перечень особенностей (отхождений от общих правил, предусмотренных названым Федеральным законом), установленных другими федеральными законами, регулирующими вопросы саморегулирования в отдельных сферах деятельности; 2) основные требования к стандартам и правилам профессиональной деятельности, разрабатываемым саморегулируемыми организациями, в том числе федеральным стандартам, а также внутренним документам саморегулируемых организаций. Кроме того, предлагается внести следующие изменения в гл. 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях <24>: ——————————— <24> СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1.

1) расширить составы правонарушений, за совершение которых саморегулируемые организации, их должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности; 2) уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций предоставить право возбуждать по таким составам правонарушений административное производство. Думается, что названные меры позволят улучшить качество саморегулирования в Российской Федерации в части более точного определения правового статуса саморегулируемых организаций, создаваемых в различных отраслях экономики, обеспечения надлежащего контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, и, как следствие, повышения качества оказываемых членами саморегулируемых организаций услуг, выполняемых работ, а также позволят оказать позитивное влияние на процесс формирования саморегулирования на добровольной основе в различных сферах экономической деятельности. Таким образом, перспектива развития саморегулирования во многом зависит от выработанной совместно с предпринимательским сообществом единой политики в установлении приоритетных направлений развития саморегулирования в определенных сегментах экономики. Указанные направления развития саморегулирования должны быть оправданы с точки зрения государственных интересов и готовности самих предпринимательских структур к саморегулированию в целях инициирования разработки проектов федеральных законов в специализированных отраслях деятельности, необходимых для устранения элементов избыточного государственного регулирования.

Библиографический список

1. Андреева Л. В., Андронова Т. А., Апресова Н. Г. Российское предпринимательское право: Учебник // Под ред. И. В. Ершовой, Г. Д. Отнюковой. М.: Проспект, 2012. 2. Бабаев А. Б., Бев зенко Р. С., Белов В. А., Тарасенко Ю. А. Практика применения Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой). М.: Юрайт-Издат, 2009. 3. Богацкая С. Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. М.: Академический проспект, 2007. 4. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СПС «КонсультантПлюс». 5. Магазинер Я. М. Общая теория права на основе советского законодательства // Правоведение. 1997. N 4. 6. Митякин И. В. Административно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. N 3. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— 7. Матузов Н. И. Теория государства и права: Курс лекций // Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристъ, 2009. 8. Морозова И. Г. К вопросу о прекращении деятельности саморегулируемых организаций // Законодательство и экономика. 2012. N 12. 9. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М.: Норма; Инфра-М, 2010. 10. Сунгатуллина Л. А. Организационно-правовые формы саморегулируемых организаций // Налоги. 2012. N 35. 11. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М.: Юр. лит., 1974.

References (transliteration)

1. Andreeva L. V., Andronova T. A., Apresova N. G. Rossiiskoe predprinimatel’skoe pravo: Uchebnik // Pod red. I. V. Ershovoi, G. D. Otnyukovoi. M.: Prospekt, 2012. 2. Babaev A. B., Bevzenko R. S., Belov V. A., Tarasenko Yu. A. Praktika primeneniya Grazhdanskogo kodeksa Rossiiskoi Federacii (chasti pervoi). M.: Yurait-Izdat, 2009. 3. Bogackaya S. F. Pravovoe regulirovanie reklamnoi deyatel’nosti: Ucheb. posobie. M.: Akademicheskii prospekt, 2007. 4. Borisov A. N. Kommentarii k Federal’nomu zakonu ot 1 dekabrya 2007 g. N 315-FZ «O samoreguliruemyh organizaciyah» // SPS «Konsul’tantPlyus». 5. Magaziner Ya. M. Obshaya teoriya prava na osnove sovetskogo zakonodatel’stva // Pravovedenie. 1997. N 4. 6. Mityakin I. V. Administrativno-pravovoe regulirovanie deyatel’nosti samoreguliruemyh organizacii v Rossiiskoi Federacii // Administrativnoe pravo i process. 2012. N 3. 7. Matuzov N. I. Teoriya gosudarstva i prava: Kurs lekcii / Pod red. N. I. Matuzova i A. V. Mal’ko. M.: Yurist’, 2009. 8. Morozova I. G. K voprosu o prekrashenii deyatel’nosti samoreguliruemyh organizacii // Zakonodatel’stvo i ekonomika. 2012. N 12. 9. Rossinskii B. V., Starilov Yu. N. Administrativnoe pravo: Uchebnik. M.: Norma; Infra-M, 2010. 10. Sungatullina L. A. Organizacionno-pravovye formy samoreguliruemyh organizacii // Nalogi. 2012. N 35. 11. Halfina R. O. Obshee uchenie o pravootnoshenii. M.: Yur. lit., 1974.

——————————————————————