К вопросу о прекращении деятельности саморегулируемых организаций

(Морозова И. Г.) («Законодательство и экономика», 2012, N 12)

К ВОПРОСУ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И. Г. МОРОЗОВА

Доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Московского гуманитарного университета, кандидат юридических наук И. Г. Морозова анализирует особенности прекращения деятельности саморегулируемых организаций. На основе действующего законодательства выделяются основания прекращения деятельности некоммерческих организаций, которые могут применяться к саморегулируемым организациям в общем порядке, и специальные основания, предусмотренные законодательством исключительно для СРО.

Согласно статье 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <1> саморегулируемыми признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. ——————————— <1> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Учитывая, что саморегулируемые организации (СРО) отнесены законодателем к некоммерческим юридическим лицам, они прекращают свою деятельность на основании как общих положений о юридических лицах (Гражданский кодекс РФ <2>, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <3>), так и специальных положений, предусмотренных законодательством о СРО. ——————————— <2> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. <3> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Согласно ГК РФ юридическое лицо прекращает свою деятельность при реорганизации (ст. 57), ликвидации (ст. 61) и в случае признания его несостоятельным (банкротом) (ст. 65). В силу норм законодательства о СРО саморегулируемая организация прекращает свою деятельность, следовательно, подлежат исключению сведения о данной организации из государственного реестра СРО в следующих случаях: — подачи заявления СРО об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций; — реорганизации некоммерческой организации; — ликвидации некоммерческой организации; — вступившего в законную силу решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям законодательства. Последнее основание для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО подразумевает несоответствие требованиям как Закона N 315-ФЗ, так и иных федеральных законов (например, п. 5 ст. 21 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» <4>). Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. ——————————— <4> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15.

Согласно статье 21 Закона N 315-ФЗ саморегулируемая организация может прекратить свое существование по решению участников на основании заявления об исключении сведений из государственного реестра СРО. Данное основание является скорее принудительной формой прекращения деятельности саморегулируемой организации, чем добровольной, поскольку СРО принимает решение в связи с ее несоответствием требованиям, предъявляемым законодательством к такого рода организациям. Заявление может быть представлено в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не более одного раза в год. Особо необходимо отметить: закон предоставляет два месяца, в течение которых некоммерческая организация может привести свой статус или деятельность в соответствие с требованиями, указанными в Законе N 315-ФЗ. Если по истечении указанного срока саморегулируемая организация не представит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти доказательство приведения своего статуса или деятельности в соответствие с требованиями, указанными в Законе N 315-ФЗ, сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из государственного реестра СРО. Некоммерческая организация считается исключенной из государственного реестра СРО и прекратившей деятельность в качестве таковой со дня представления заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО (п. 3 ст. 21 Закона N 315-ФЗ). В качестве следующей формы прекращения деятельности саморегулируемых организаций действующее законодательство называет реорганизацию (ст. 21 Закона N 315-ФЗ). Поскольку законодательство о саморегулируемых организациях не содержит специальные правила о порядке реорганизации, к саморегулируемым организациям будут применяться общие положения о реорганизации юридических лиц. Согласно действующему законодательству реорганизация может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст. 57 ГК РФ). Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения — с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Поскольку речь идет о саморегулируемых организациях, помимо указанных общих требований законом вводится дополнительная стадия в отношении их реорганизации. Так, СРО будет считаться реорганизованной с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр саморегулируемых организаций. При любой форме реорганизации требования к саморегулируемым организациям, установленные законом, носят императивный характер и должны исполняться. Таким образом, после проведенной реорганизации СРО может продолжать осуществлять свою деятельность, если вновь созданная организация будет соответствовать установленным законодательством требованиям к саморегулируемым организациям. Саморегулируемая организация прекращает свою деятельность также в результате ликвидации. В отношении ликвидации к СРО применяются общие положения о ликвидации некоммерческих организаций, предусмотренные ГК РФ и Законом N 7-ФЗ. Так, согласно пункту 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии универсального преемства в его правах и обязанностях. Несмотря на применение к СРО общих положений о ликвидации юридических лиц, Закон N 315-ФЗ не предусматривает положения, устанавливающие порядок распоряжения имуществом, оставшегося после ликвидации саморегулируемой организации. В силу законодательства о некоммерческих организациях при ликвидации НКО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами НКО на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой НКО в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (ст. 20 Закона N 7-ФЗ). Аналогичную норму о распределении имущества после ликвидации саморегулируемой организации представляется необходимым закрепить также в Законе N 315-ФЗ. Так, оставшиеся средства компенсационного фонда, которые не были использованы ликвидируемой СРО на цели компенсационных выплат, а также иное оставшееся имущество передаются ликвидационной комиссией саморегулируемым организациям соответствующей сферы деятельности. А при их отсутствии в силу общих положений гражданского законодательства данное имущество должно быть передано в доход государства для использования в соответствующих целях. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Некоммерческая организация считается исключенной из государственного реестра СРО и прекратившей деятельность в качестве саморегулируемой организации с даты ее ликвидации. Саморегулируемая организация считается прекратившей свою деятельность после вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО на основании ее несоответствия требованиям соответствующего законодательства (п. 3 ст. 21 Закона N 315-ФЗ). Согласно статье 22 Закона N 315-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о НКО из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае несоответствия СРО или ее деятельности требованиям законодательства. Порядок проверки деятельности саморегулируемых организаций устанавливается Правительством РФ <5>. ——————————— <5> Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 365 «Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом» // СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2662.

В случае принятия судом решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций данная организация не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр субъектов саморегулирования в течение года со дня вступления в законную силу соответствующего решения (п. 6 ст. 22 Закона N 315-ФЗ). Подобное требование законодателя обеспечивает дополнительные гарантии соответствия СРО действующему законодательству.

Библиография

Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 365 «Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом» // СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2662.

——————————————————————