Дискриминационные нормы ТК РФ
(Редакционный материал)
(«ЭЖ-Юрист», 2005, N 40)
ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ НОРМЫ ТК РФ
В Трудовом кодексе РФ предусмотрено такое основание для приема на работу, как конкурс. В соответствии со статьей 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если законом, иным нормативным актом или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
В соответствии со статьей 70 испытание при приеме на работу не устанавливается лицам, принятым на работу по конкурсу. Очевидно, что конкурсы в соответствии с ТК РФ проводят только образовательные учреждения в соответствии со статьей 59 ТК РФ, а также, возможно, ГУПы и МУПы. В локальных трудовых актах коммерческих организаций такие положения, как правило, не указываются, вместе с тем конкурс все равно проводится. Например, значительная часть объявлений о приеме на работу содержит фразу о замещении вакантной вакансии по конкурсу. Кандидатам в таком случае предлагают выполнить какое-либо задание, ответить на тесты и т. п. В заключаемом с соискателем трудовом договоре в таком случае все равно, как правило, предусматривается испытательный срок. Представляется необходимым сформулировать положения ТК РФ о конкурсах таким образом, чтобы уже объявление организации об открытии конкурса на замещение той или иной вакансии обязывало работодателя не устанавливать испытательный срок для работника, принятого на такую вакансию.
Вообще действующее трудовое законодательство содержит значительный пробел в части установления действующих механизмов защиты от различного рода дискриминации при приеме на работу, нормы о недопущении дискриминации носят исключительно декларативный характер.
Например, во многих объявлениях о приеме на работу указываются требования к полу сотрудника, хотя по ТК РФ это запрещено. Недостаток законодательства в данном случае состоит в том, что не установлена административная ответственность за публикацию подобных дискриминационных требований. Очевидно, что декларативные нормы, не подкрепленные ответственностью за их нарушение, не работают.
Также практически во всех объявлениях о приеме на работу в городе Москве указывается требование о наличии постоянной регистрации в городе Москве, работодатели не рассматривают кандидатуры, имеющие иногороднюю регистрацию. Вместе с тем это требование не соответствует трудовому законодательству. Дело в том, что отношения по найму на работу регулируются трудовым законодательством, и в нем не установлен запрет на наем работников другого субъекта Федерации. Более того, в Конституции РФ содержится запрет на установление каких-либо экономических границ между субъектами РФ, а также гарантирован принцип свободы передвижений и выбора места жительства. Отношения же по оформлению регистрации регулируются административным законодательством и могут затрагивать только гражданина и его взаимодействие с органами внутренних дел (в части уплаты им штрафов), но не могут затрагивать трудовые отношения гражданина со своим работодателем.
Также в этой связи можно отметить положения статьи 303 ТК РФ, где указано, что работодатель — физическое лицо обязан зарегистрировать трудовой договор в соответствующем органе местного самоуправления. Вместе с тем не установлен ни порядок такой регистрации, ни сроки, в течение которых она совершается (сейчас такие сроки если устанавливаются, то местными трудовыми актами), ни действия органа местного самоуправления, которые он должен предпринимать при регистрации такого договора (например, требуется ли его проверка на предмет соответствия законодательству, что делать, если такой договор прямо противоречит закону), также не установлено, следует ли регистрировать прекращение трудового договора. Самым существенным упущением данной статьи ТК РФ является отсутствие указания на последствия отсутствия регистрации такого договора — будет ли он считаться заключенным?
Как видно из вышеизложенного, Трудовой кодекс РФ и законодательство об административных правонарушениях требуют серьезной доработки в части установления гарантий защиты трудовых прав граждан.
——————————————————————