Договоримся по-хорошему?
(Минкина Н.)
(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 18)
ДОГОВОРИМСЯ ПО-ХОРОШЕМУ?
Н. МИНКИНА
Наталья Минкина, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия.
Договорные начала, в том числе коллективной сферы, в трудовом законодательстве приобретают все большее распространение. Трудно недооценить современное значение коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях либо у индивидуального предпринимателя. Основное предназначение коллективного договора — повышение уровня трудовых прав и гарантий работников по сравнению с федеральным трудовым законодательством, а также выработка конкретизированных условий трудовых отношений между сторонами договора.
Право или обязанность?
Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, который может заключаться между работниками и работодателем в лице их представителей как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах и иных структурных подразделениях.
Таким образом, наличие одного или нескольких коллективных договоров в организации — лишь законодательная возможность. Заключение коллективного договора не носит обязательного характера, это право работника (ст. 21 ТК РФ) и аналогичное право работодателя (ст. 22 ТК РФ). Однако в случае проявления работниками или их представителями инициативы по ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров право работодателя трансформируется в соответствующую по содержанию обязанность (ст. 22 ТК РФ) и наоборот (ст. 36 ТК РФ). Следовательно, представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения. При этом инициатору проведения коллективных переговоров направляется ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров.
Обозначенная обязанность подкрепляется административной ответственностью за необоснованный отказ от заключения коллективного договора и отказ от участия в коллективных переговорах (ст. 5.28 и ст. 5.30 КоАП РФ).
Как показывает практика, при заключении коллективных договоров не имеющие специальных юридических познаний стороны нередко испытывают серьезные затруднения в определении его порядка и этапов (стадий). Тем более что без системного толкования ТК РФ профессионалом ясности в этом вопросе не возникает.
В этой связи сторонам следует руководствоваться разъяснениями государственных органов. Они разрабатывают методические рекомендации по порядку заключения коллективного договора. Например, для организаций Иркутской области посильную помощь оказывают методические рекомендации по заключению коллективного договора, утвержденные приказом председателя комитета по труду администрации области.
Однако если вопросов о заключении коллективных договоров становится меньше, то вопросов об их регистрации не убавляется.
Нужна ли регистрация?
Заключенный коллективный договор подлежит уведомительной регистрации. Причем обеспечить ее, направить коллективный договор в течение 7 календарных дней на регистрацию (ст. 14 и ст. 50 ТК РФ), — это обязанность, предусмотренная для работодателя и его представителей.
Между тем на практике данную обязанность чаще исполняют представители профсоюзных организаций либо иные представители работников, на которых работодатель фактически перекладывает свою обязанность.
К сожалению, до сих пор, несмотря на положения ст. 50 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), можно встретить ошибочное представление о том, что коллективный договор вступает в силу после его регистрации. В то время как вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации (отсюда и название — «уведомительная регистрация»).
В соответствии со ст. 43 ТК РФ коллективный договор вступает в силу со дня его подписания сторонами либо с того дня, о котором договорились стороны, отразив его в тексте договора.
Нередко нарушается установленный законодательством семидневный срок для направления коллективного договора на регистрацию, и причины этому бывают разные. Главное заключается в предпосылке к этому: законодательством не установлен отдельный состав административного правонарушения, предусматривающий ответственность за необеспечение работодателем регистрации коллективного договора либо несвоевременное исполнение такой обязанности. Хотя необходимость в установлении такой юридической ответственности, по-моему, имеется. Тем более что большинством работодателей зачастую игнорируется их обязанность по обеспечению регистрации заключенных коллективных договоров. По-прежнему около половины заключенных коллективных договоров не проходят уведомительную регистрацию.
Представляется, что до введения отдельной ответственности за несоблюдение обязанности по обеспечению регистрации коллективного договора контрольные и надзорные органы могли бы активнее привлекать виновных работодателей, в том числе за указанные действия (бездействие), по универсальной норме, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ, — за несоблюдение норм трудового законодательства и охраны труда, включая нарушение положений ст. 50 ТК РФ.
Не вызывает сомнений необходимость в проведении регистрации коллективного договора. Ее можно рассматривать в качестве превентивного средства, профилактики нарушений трудового законодательства РФ.
Во-первых, зачастую работники и работодатели неверно трактуют и применяют нормы ТК РФ, отражая это в текстах коллективных договоров.
Во-вторых, работодатели, имея свою выгоду, иногда целенаправленно вводят в заблуждение работников, прописывая в коллективных договорах неоднозначные нормы или нормы, противоречащие действующему трудовому законодательству РФ.
В-третьих, стороны социального партнерства не всегда отслеживают изменения трудового законодательства, живя устаревшими положениями коллективных договоров. В такой ситуации орган, осуществляющий регистрацию (перерегистрацию) договора, может проинформировать, оказать консультативную помощь сторонам и обеспечить введение соответствующих изменений в заключенный коллективный договор, тем самым предупредив нарушения трудовых прав граждан.
Итак, целью регистрации коллективных договоров является проведение своего рода юридической экспертизы на выявление условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также на обнаружение нарушений и невыполнение обязательств по коллективным договорам.
Условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, недействительны и не подлежат применению (ст. 9 и ст. 50 ТК РФ).
Нюансы
Законодатель в ст. 50 ТК РФ не уточняет, кто является соответствующим органом по труду, осуществляющим уведомительную регистрацию коллективных договоров. На практике эту функцию давно выполняют органы местного самоуправления — соответствующие отдел, комитет, специалист администрации муниципального образования по месту нахождения организации, индивидуального предпринимателя, где заключен коллективный договор.
Бесспорно, что среди прочего во избежание бюрократизма, установления «прозрачной» организации работы по уведомительной регистрации коллективных договоров органы местного самоуправления должны урегулировать порядок проведения регистрации отдельным нормативно-правовым актом.
Между тем не все муниципальные образования разработали и утвердили соответствующее положение, тем самым, видимо, осуществляя переданное им полномочие без необходимой правовой регламентации. Такая ситуация представляется недопустимой.
В то же время практика муниципальных образований, где разработаны такие положения, по некоторым моментам существенно отличается.
Например, согласно действующему Положению об организации работы по уведомительной регистрации коллективных договоров, утвержденному Постановлением главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 12.10.2005 N 267-п, уведомительная регистрация коллективных договоров производится в срок до 15 календарных дней с момента их получения.
В соответствии с Положением «Об уведомительной регистрации и осуществлении контроля за выполнением коллективных договоров», утвержденным Постановлением мэра г. Иркутска от 13.09.1999 N 031-06-1289/9 (в редакции от 05.04.2002), установленный срок регистрации коллективных договоров увеличен в два раза — «в срок до 30 календарных дней с момента получения текста коллективного договора».
Одновременно с этим указанными Положениями определяется перечень документов, необходимых для проведения уведомительной регистрации. В этой связи целесообразно начало срока регистрации исчислять не с момента получения коллективного договора, а с момента представления в органы местного самоуправления полного пакета документов, чтобы обеспечить всестороннюю правовую проверку как содержания коллективного договора с его приложениями, так и порядка его принятия и заключения.
Таким образом, оправданно представление с текстами коллективных договоров следующих документов:
— копии письменного уведомления и ответа о начале проведения коллективных переговоров;
— документы, подтверждающие полномочия работников, работодателей либо их представителей;
— копия приказа о создании комиссии по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора;
— решение общего собрания (конференции) работников об утверждении коллективного договора.
Количество экземпляров коллективных договоров, проходящих регистрацию, как правило, колеблется от трех до четырех. Два экземпляра возвращается с соответствующей отметкой о регистрации сторонам (один — работникам, другой — работодателю). Третий экземпляр коллективного договора остается у органа, осуществившего его регистрацию. Представление дополнительных экземпляров коллективных договоров, думается, излишне. Кроме того, при объемном тексте договора с его многочисленными приложениями это организационно и финансово хлопотно для работодателя.
Исходя из правовой природы уведомительной регистрации коллективного договора по результатам осуществления его юридической проверки, даже при выявлении положений, противоречащих трудовому законодательству РФ, коллективный договор должен подлежать регистрации. Однако в некоторых нормативно-правовых актах органов местного самоуправления можно встретить весьма спорное положение о возвращении коллективного договора на доработку с указанием на допущенное несоответствие.
Наиболее оптимальными представляются следующие результаты проверки:
— зарегистрирован без замечаний;
— зарегистрирован с замечаниями, когда работодатель под роспись знакомится, стороны договора информируются о выявленных условиях, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством.
В последнем случае возникает необходимость устранить выявленные нарушения путем внесения изменений и дополнений в коллективный договор, но в том же порядке, как он принимался, а не в одностороннем порядке работодателем.
Таким образом, практика по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров должна иметь по возможности единообразный подход. С требованиями порядка проведения такой регистрации необходимо ознакомить население через местные средства массовой информации.
——————————————————————