Роль процессов трудовой миграции, иммиграции, расселения и эмиграции в обеспечении экономической, демографической и миграционной безопасности России

(Болдырев С. И.)

(«Миграционное право», 2009, N 1)

РОЛЬ ПРОЦЕССОВ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ, ИММИГРАЦИИ, РАССЕЛЕНИЯ

И ЭМИГРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ

И МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

С. И. БОЛДЫРЕВ

Болдырев С. И., заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции ФМС России.

В современном глобализирующемся мире миграция стала одной из основополагающих сил, определяющих течение нынешнего столетия. Опыт последнего десятилетия достаточно убедительно продемонстрировал, что перспективы экономического, социального, демографического и политического развития России во многом взаимосвязаны с развитием миграционных процессов в стране. Кроме того, от соответствия миграционной политики целям и задачам развития государства зависит обеспечение его безопасности.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. и скорректированной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24, среди угроз национальной безопасности особо выделены «этноцентризм, этноэгоизм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция», которые «способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов».

В иммиграционных процессах, происходящих в Российской Федерации на современном этапе, присутствуют две разнополюсные основные компоненты.

Первая имеет позитивный характер и представляет важнейший источник компенсации естественной убыли населения России в трудоспособной возрастной группе. Потребности развития российской экономики, обеспечение которой национальными трудовыми ресурсами в настоящее время представляется нереальным, по крайней мере в среднесрочной перспективе, диктуют необходимость привлечения иностранной рабочей силы нужного качества. Не последнюю роль играет также возможность активного использования иммиграционного рычага во внешнеполитических и внешнеэкономических интересах России, прежде всего на пространстве СНГ.

Вторая составляющая несет негативный потенциал, который при сочетании определенных условий может превратиться в источник серьезной угрозы безопасности государства. Речь идет о криминальных, социальных, этноконфессиональных, социокультурных последствиях въезда и пребывания в стране внешних мигрантов.

Оборотной стороной массовых перемещений мигрантов, мотивы которых, как правило, носят вынужденный характер — социально-экономический, политический, экологический, этнический, конфессиональный, — является возникновение напряженности между местным населением и приезжими, поведение и образ жизни которых редко могут вписаться в устоявшиеся местные традиции и правила общежития.

Отмечаемое во многих странах мира усиление ксенофобии в России проявляется в основном в виде мигрантофобии и этнофобии.

При этом следует отметить, что в современном российском обществе в целом предубеждения в отношении иммигрантов, особенно трудовых, не выходят за рамки допустимого. Жителям России, ежедневно сталкивающимся с трудовыми мигрантами, занятыми в различных сферах экономики, очевидно, что их труд в целом приносит пользу стране, служит ее экономическому росту, повышает благосостояние населения.

Конечно, многим россиянам не нравится, что мигранты вывозят заработанные деньги на родину. Однако с этой реальностью приходится мириться, так как эти деньги являются результатом их собственного, порой тяжелого и вредного труда. Мигранты приезжают в Россию прежде всего из-за необходимости получения заработка, чтобы обеспечить средствами свои семьи, оставшиеся дома. При этом многие мигранты не скрывают, что ради этой цели им приходится идти на многие вынужденные жертвы, итогом которых нередко становится скатывание к маргинальному образу жизни.

Переход трудовых мигрантов в такое состояние чреват не только фактически беспредельным расширением поля для нарушения их прав и свобод, но из этого опустившегося в определенном смысле контингента формируется среда, отличающаяся особой податливостью к восприятию криминальных, экстремистских и террористических тенденций и течений.

Подобного рода тревожные ожидания как раз и служат источником формирования в различных социальных группах российского общества ксенофобии и мигрантофобии.

Социологические данные свидетельствуют, что наименьший уровень этнофобий и мигрантофобии в России пришелся на начало 1990-х гг. С этого момента отмечается его постепенный рост, который тем не менее не достигает критического уровня неуправляемой цепной реакции.

Известно, что тесная взаимосвязь этнофобий и мигрантофобии является результатом практически схожего отражения в индивидуальном и коллективном сознании местных жителей. Мигранты, прибывшие из другой страны и выступающие очевидными носителями иных этнокультурных традиций и норм поведения, т. е. представляющие из себя явных «чужаков» в глазах местного населения, одинаково воспринимаются с повышенной настороженностью и подозрительностью как отдельными жителями, так и всем населением в целом.

Факторы, вызывающие усиление этно — и мигрантофобии, могут иметь различную природу и не всегда имеют рациональное объяснение. Уже давно определены два основных источника подобных фобий — «страх утраты ресурсов» и «страх утраты идентичности». Однако со временем стало понятно, что фобии могут возникать и вследствие множества других причин, имеющих самую современную подоплеку, например быть связанными со скрытой или явной террористической угрозой, экономической, демографической или геополитической экспансией, сепаратизмом, национализмом, религиозным экстремизмом и другими вызывающими страх и тревогу факторами.

Антимигрантские аргументы, которыми оперируют в настоящее время, укладываются примерно в десяток известных формулировок.

Справочно. Наиболее значимые из них следующие:

1) мигранты осложняют жизнь местного населения, так как в желании повысить свой жизненный уровень они стремятся конкурировать за лучшие рабочие места, отстаивать свое жизненное пространство, эксплуатировать наравне с местным населением жилищно-коммунальную и транспортную инфраструктуру населенного пункта;

2) мигранты создают угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки;

3) миграция служит подходящей почвой для культивирования организованной преступности и экстремизма;

4) мигранты являются «пятой колонной», могут выступить с этносепаратистских позиций, представляющих угрозу территориальной целостности государства;

5) переизбыток мигрантов в определенной местности изменяет ее этнический состав и несет угрозу вытеснения коренного населения или его дискриминации;

6) мигранты формируют замкнутые этнические общества (землячества), способствующие усилению социокультурной разобщенности с местным населением;

7) продвижение мигрантов по социальной лестнице чревато ростом инфаворитизма и клиентизма, ущемлением прав и законных интересов коренных жителей;

8) отдельные мигранты могут являться потенциальными распространителями исламского экстремизма.

Кроме того, социологи указывают на особенность, заключающуюся в том, что присутствие в обществе социальных обид, вызванных социально-экономической несправедливостью, служит катализатором, усиливающим в том числе ксенофобию и мигрантофобию, которые могут вылиться в этнически окрашенный протест, форма выражения которого может принять радикальный характер.

Сегодня все чаще звучит тезис, что российский социум, как никогда прежде, насыщен ксенофобией, этнофобией и мигрантофобией. Социологи отмечают, что ксенофобии подвержена значительная часть населения России, поддерживающая полностью или частично лозунг «Россия для русских!» или наиболее свежий «Российские деньги для русских!». При этом этнические нерусские подобные лозунги воспринимают сдержанно или даже отрицательно.

Озабоченность также вызывает то, что сегодняшняя российская молодежь демонстрирует более высокий уровень нетерпимости к представителям иных этносов, чем другие возрастные группы в России. При этом отдельные молодежные группы для выражения антимигрантских настроений используют патриотическую платформу.

Определенная ответственность за расшатывание терпимого отношения к иноплеменникам, которым на протяжении столетий отличалась многонациональная и многоконфессиональная Россия, лежит на средствах массовой информации. В СМИ довольно редко появляется позитивный материал о трудовых мигрантах. Результаты их труда, вклад в экономический рост и увеличение внутреннего валового продукта России в СМИ практически не освещаются. Чаще, наоборот, сообщения носят характер криминальных сводок, в которых мигранты фигурируют в качестве как преступников, так и жертв.

Сохранение в России толерантности к представителям иных этносов на традиционно высоком уровне входит в число приоритетных задач. В период председательства России в «Большой восьмерке» в 2007 г. эта проблема по инициативе России стала предметом обсуждения лидеров G8 как одна из ключевых проблем развития человечества. Президент Российской Федерации, являвшийся в тот период действующим председателем «восьмерки», признал, что вопросы толерантности и терпимости «связаны и с проблемами образования, и с проблемой адаптации мигрантов». По его мнению, «без решения этого вопроса, без толерантного отношения людей друг к другу невозможно было бы решить ни одной другой проблемы».

Председатель подкомитета и рабочей группы Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным отношениям и свободе совести д. ф.н. Камилжан Каландаров сформулировал ответ на вопрос: «Что необходимо делать для воспитания и укрепления толерантности в обществе?» По его убеждению, приезжающие в Россию мигранты и местное население должны быть толерантными по отношению друг к другу. Мигранты должны знать и исполнять российские законы, не раздражать местное население, а россияне, в свою очередь, не должны смотреть на приезжих как на забирающих их рабочие места и деньги. По его мнению, необходимо относиться к мигрантам терпимее, тем более что они занимаются, как правило, грязной, тяжелой, вредной, совсем не престижной работой.

Мигранты часто оказываются в бесправном положении, нуждаются в защите как в отношениях с работодателем, так и в связи с произволом чиновников. Такое их беззащитное состояние является почвой для различных правонарушений.

Каландаров утверждает, что необходимо изменить отношение к приезжим, не рассматривать их в качестве объекта эксплуатации, а обеспечить правовую защиту и информационную поддержку. Тогда мигранты поедут туда, где их ждут, где для них есть работа, где они могут чувствовать себя не изгоями, думающими, как обмануть окружающих, а уважаемыми людьми, работающими на благо России. Он подчеркнул, что дорога к толерантности должна быть с двусторонним движением.

В контексте рассматриваемой темы определенный интерес представляет социологическое исследование, заказчиком которого выступила Общественная палата Российской Федерации. В рамках подготовки к слушаниям по теме «Гражданское общество в решении проблем миграции в России», проводимым под эгидой Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести, в мае 2008 г. было подготовлено исследование об отношении москвичей к трудовым мигрантам.

Данное исследование позволило обобщить мнение москвичей по ряду актуальных вопросов, касающихся сферы привлечения и использования трудовых мигрантов. Примечательно, что в целом жители Москвы высказались против массовой трудовой миграции в столицу. По их мнению, присутствие в городе большого числа иностранных работников негативно отражается на уровне зарплаты горожан.

Большинство москвичей считают, что при условии достойной оплаты неквалифицированного труда многие горожане согласятся трудиться дворниками, дорожными рабочими и т. п.

Молодые москвичи, в отличие от людей старшего поколения, однозначно заявили об антипатии к работающим в городе мигрантам, о наличии в отношении их чувства опасности, брезгливости и неприязни.

Определенный интерес представляет также обстоятельное исследование на тему «Нелегальные мигранты в Москве», выполненное в 2008 г. Фондом исследования проблем демократии.

Исследование подтвердило, что молодые мигранты в возрасте до 25 лет, выросшие в период после распада СССР, плохо владеют русским языком и, как правило, у них отсутствуют профессиональное образование и трудовые навыки, позволяющие им претендовать на получение в России сравнительно достойной работы.

В то же время старшее поколение мигрантов, сформировавшееся еще во времена СССР, существенно отличается по менталитету от молодых земляков: лучше владеет русским языком, имеет профессиональное образование и навыки высокой квалификации.

В исследовании сообщается, что одной из основных причин нелегальной миграции в России является наличие значительного числа работодателей, готовых принять на работу нелегалов. Такие работодатели в целях минимизации расходов на наем рабочей силы, даже с риском наказания крупными штрафами, не отказываются от найма нелегальных мигрантов.

Нанимая нелегальных работников, такие работодатели рассчитывают на получение определенной «свободы действий» в отношении данной категории работников и, соответственно, извлечение сверхприбыли. В частности, указывается на наличие отработанных технологий обмана трудовых мигрантов и невыплаты им заработанных средств. Например, увольнение без выплаты окончательного расчета, вычеты из зарплаты за надуманные провинности (испорченные инструменты или материалы, вынужденный простой), длительные задержки с выплатой зарплаты, принуждение к ненормированному рабочему дню, сверхурочной неоплачиваемой работе, шести-семидневной рабочей неделе и другие незаконные уловки.

В данной работе подмечено, что у самих мигрантов также сформировался определенный стереотип прохождения процедур найма на работу, который представляется им естественным, хотя в большинстве случаев является нарушением российского трудового и миграционного законодательства и их прав.

При этом, согласно исследованию, практически ни один из трудовых мигрантов при найме на работу не опирается на нормы российского законодательства, а предпочитает вступать в череду неформальных отношений с работодателем или даже с представителями органов государственной власти.

В целях облегчения проживания в непривычной социально-культурной обстановке в Российской Федерации многие мигранты, особенно занимающие нижние этажи социального здания, стремятся следовать диаспоральной модели взаимоотношений с окружающим их обществом. Для этого они объединяются по принципу «землячества», поддержка которого помогает им преодолевать постоянно подстерегающие их жизненные сложности. В свою очередь, такие «землячества» являются частью соответствующих диаспоральных объединений, костяк которых, как правило, составляют проживающие на территории России выходцы из бывших советских республик, зачастую получившие российское гражданство.

Таким образом, для выживания в новой, непривычной социально-культурной среде мигранту не остается иного выхода, как внедряться в сеть этнических контактов, что не всегда заканчивается для него благополучно. Не секрет, что отдельные организованные преступные группировки имеют этническую окраску и не без собственной корысти выручают попавшего в трудное положение мигранта-земляка.

Очевидно, можно признать, что внешне мигранты в России, особенно недокументированные, нелегальные, представляют активную, в определенном смысле обездоленную и по этой причине — взрывоопасную массу, способную при определенных обстоятельствах к проявлению асоциальных действий, в том числе и экстремистского характера.

Цивилизованной альтернативой деятельности таких землячеств могла бы стать система организованного подбора, привлечения и использования трудовых мигрантов, концептуальная разработка которой в последние годы ведется в ФМС России.

В связи с негативным воздействием международного финансово-экономического кризиса сегодня особенно остро ощущается необходимость активных практических действий в этом направлении.

12 — 13 марта т. г. в Минске состоялось заседание рабочей группы по подготовке проекта Концепции организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах — участниках СНГ. На заседании состоялось конструктивное рассмотрение проекта указанной Концепции, российский вариант которой был принят за основу. На очередном заседании Совета руководителей миграционных органов СНГ планируется заслушать информацию о результатах подготовки проекта Концепции.

России, до недавнего времени являвшейся активным потребителем иностранной рабочей силы, в нынешних кризисных условиях приходится решать насущную проблему обеспечения оптимального соотношения между численностью национальных и иностранных работников. Растущая динамика притока трудовых мигрантов указывает на ухудшение социально-экономической ситуации в соседних странах — традиционных поставщиках рабочей силы в Российскую Федерацию.

Однако из-за сокращения по причине упомянутого кризиса российского рынка труда и увеличения безработных российских граждан множество прибывающих в Россию мигрантов уже не могут рассчитывать на получение работы. Такие мигранты, не имеющие минимальных средств на пропитание и жилье, лишенные возможности оплатить возвращение на родину, могут легко оказаться в рядах нелегальной миграции.

Сегодня задача предотвращения ситуации, когда в России сконцентрируется значительная масса иностранных граждан, не имеющих определенного места работы и жилья, относится к наиболее злободневным.

Для своевременного отслеживания процессов в сфере внешней трудовой миграции, обеспечения контроля за развитием ситуации в субъектах Российской Федерации и оперативного принятия мер по решению возникающих проблем Правительство Российской Федерации образовало Межведомственную комиссию по мониторингу движения рабочей силы по территории страны.

Начиная с октября 2008 г. ФМС России осуществляется мониторинг миграционной ситуации в стране. Результаты мониторинга еженедельно докладываются в Правительство Российской Федерации и используются при выработке соответствующих решений в целях оперативной корректировки миграционных процессов.

Несмотря на возникшую в конце 2008 г. тенденцию на сокращение числа рабочих мест и высвобождение российских и иностранных работников, в истекшем году в Российской Федерации трудилось почти 2,4 млн. иностранных граждан, что в 1,6 раза больше, чем в 2007 г. (1,5 млн. чел.). Наибольшее их количество было занято в строительной отрасли — свыше 1,0 млн. человек (43%). В торговой сфере было занято 384 тыс. иностранных работников (16%), в обрабатывающих производствах — 234 тыс. человек (10%), в сфере услуг — 185 тыс. человек (8%), в сельском и лесном хозяйстве — 135 тыс. человек (6%), в транспорте и связи — 87 тыс. человек (4%).

В 2008 г. было оформлено около 2,1 млн. разрешений на работу, причем почти 80% (1,7 млн.) получили граждане государств СНГ.

В прошедшем году, как и годом ранее, трудовые мигранты из Узбекистана лидировали по числу работавших. Их численность превысила 642 тыс. человек, вслед за ними идут таджикские граждане — 341 тыс. человек, затем граждане Украины — свыше 245 тыс., Киргизии — 184 тыс., Молдовы — 122 тыс., Армении — 100 тыс., Азербайджана — свыше 76 тыс.

Особое внимание в ходе мониторинга миграционной ситуации уделяется соблюдению работодателями установленного законом порядка оплаты труда и окончательного расчета с иностранными работниками. В этих целях выработан соответствующий алгоритм действий, позволяющий оперативно устранять подобного рода проблемы.

В частности, о выявленных в ходе проверок задержках в выплате заработной платы незамедлительно информируются местные органы власти, прокуратура, государственная инспекция труда. Например, за истекший с начала мониторинга период выявлено 46 случаев длительной задержки со стороны работодателей расчета с иностранными работниками. Активными действиями миграционных органов были устранены предпосылки для публичного проявления иностранными гражданами своего недовольства, чреватого более серьезными последствиями — столкновениями приезжих и местного населения на межэтнической почве.

В то же время в нынешних кризисных условиях, сопровождающихся сокращением числа рабочих мест и ростом безработицы среди российских граждан, усиливается необходимость введения в действие механизма, позволяющего привлекать иностранных работников именно тем работодателям, заявки которых были признаны обоснованными и учтены в субъекте Российской Федерации соответствующим уполномоченным органом. Таким работодателям будет отдаваться предпочтение, и они получат возможность приоритетного, в сравнении с остальными работодателями, привлечения иностранных работников.

Указанный механизм позволяет точнее соблюсти требуемую пропорцию между объемами национальной и иностранной рабочей силы, лучше обеспечить потребности российской экономики и реализацию конституционного права российских граждан на труд.

Совершенствованию механизма регулирования потоков иностранных работников должен послужить также разработанный Администрацией Президента Российской Федерации с участием ФМС России законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Налоговый кодекс Российской Федерации».

Данным законопроектом, в частности, предусматривается ввести новый разрешительный документ — патент для иностранных работников, намеренных работать по найму у работодателей — физических лиц, использующих их труд для нужд домашнего хозяйства, а не для целей извлечения прибыли. Этот документ будет приобретаться иностранными гражданами и ежемесячно продлеваться путем внесения оплаты через банковскую систему. При этом иностранные работники будут освобождены от подоходного налога, а их работодатель — от единого социального налога. Численность иностранных работников данной категории квотироваться не будет.

Сегодня в целях усиления контроля за получением иностранными гражданами разрешений на работу, заключением с работодателями трудовых отношений, своевременным выездом из Российской Федерации в случае их расторжения, а также с учетом прогнозируемых вариантов развития событий ФМС России и ее территориальные органы в своей практической деятельности делают акцент на максимальное использование возможностей действующего миграционного и административного законодательства.

Например, разработаны и направлены в территориальные органы ФМС России методические рекомендации по порядку продления срока пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, после заключения трудового договора или гражданско-правового договора. Издан Приказ ФМС России об изменении формы бланка разрешения на работу, выдаваемого трудовым мигрантам, прибывшим в Россию в безвизовом порядке. Теперь у таких трудовых мигрантов в разрешении на работу будет указываться работодатель, с которым они заключили трудовой договор. Это, по нашему мнению, повысит ответственность как иностранных работников, так и нанявших их работодателей.

Подводя итог, можно признать, что к подсчету плюсов и минусов пребывания в России мигрантов и их деятельности целесообразно подходить объективно — как показывает опыт, вредно недооценивать определенные аспекты трудовой миграции, но так же вредно их гипертрофировать. Кроме того, последствия миграции следует рассматривать обязательно в комплексе и с учетом перспективы.

Мировая практика свидетельствует, что каждое государство стремится проводить такую миграционную политику, которая наилучшим образом отвечает его интересам. Безусловно, Россия не является исключением из этого правила.

——————————————————————