Рецензия на диссертацию Николая Петровича Азарова на тему «Административно-правовое регулирование трудовой миграции в Российской Федерации»
(Дугенец А. С.) («Миграционное право», 2011, N 3)
РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА АЗАРОВА НА ТЕМУ «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» <*>
А. С. ДУГЕНЕЦ
——————————— <*> Азаров Н. П. Административно-правовое регулирование трудовой миграции в Российской Федерации: Диссертация, защищенная в диссертационном совете при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14.
Дугенец А. С., заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.
Трудовая миграция была и остается одной из самых актуальных социально-экономических и политических проблем в нашей стране. В последнее время она зазвучала особенно остро — формируется национальная инновационная система, во главе с инновационным центром «Сколково» расширяются технопарки, появляются новые особые экономические зоны. В связи с этим встает вопрос о привлечении квалифицированных специалистов для эффективной работы на этих объектах инновационной инфраструктуры. За последнее десятилетие в Российскую Федерацию прибыли миллионы мигрантов низкой квалификации, в основном из бывших советских республик, и в то же время наблюдалась массовая эмиграция квалифицированных кадров преимущественно в страны дальнего зарубежья. Такая ситуация противоречит российским национальным интересам и требует основательного переосмысления российской миграционной политики. Вместе с тем любые изменения миграционной политики требуют корректировки административно-правового регулирования данной сферы. Таким образом, актуальность рецензируемого диссертационного исследования не вызывает сомнений. Следует отметить, что диссертационное исследование Николая Петровича выполнено на высоком научном уровне. Анализ построен логично, работа хорошо структурирована и отличается ясным и последовательным изложением материала. Научная новизна настоящего исследования, на наш взгляд, заключается в нескольких моментах. Во-первых, диссертантом представлена авторская концепция административно-правового регулирования трудовой миграции в Российской Федерации в аспекте формирования национальной системы стратегического планирования. Во-вторых, диссертантом классифицированы нормативные правовые акты в сфере трудовой миграции по уровням миграционной политики. В частности, стратегическая группа актов направлена на становление основ в сфере регулирования миграции; оперативно-тактическая регулирует отношения непосредственно в сфере трудовой миграции, вопросы въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, перемещения и проживания на ее территории трудовых мигрантов; ведомственная направлена на формирование и функционирование федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовой миграции. В-третьих, диссертант определяет ответственность органов государственной власти в сфере трудовой миграции Российской Федерации в общей системе государственного стратегического планирования Российской Федерации с внесением поправок в соответствующие законодательные акты. Теоретическая значимость диссертационного исследования Н. П. Азарова заключается, по нашему мнению, в следующих моментах: во-первых, автором обосновано, что возможность разнопланового как позитивного, так и негативного влияния трудовой миграции на социально-экономическую ситуацию в стране позволяет говорить о том, что общественные отношения, возникающие в данной предметной области, практически в полном объеме нуждаются в административно-правовой регламентации и регулируются нормами административного права. Во-вторых, диссертантом выделены и проанализированы этапы развития законодательства в сфере трудовой миграции. Диссертант в процессе исследования пришел к выводу, что изменения системы федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовой миграции являются следствием несистемного формирования миграционной политики государства, отсутствия прогнозирования, планирования миграционных процессов. В-третьих, полученные лично диссертантом результаты сравнительно-правового анализа докладов о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы Российской Федерации 2007 и 2010 гг. позволяют автору говорить о том, что в разработку этих документов включаются определенные принципы государственного стратегического планирования. Несомненно, эти и другие теоретические положения могут быть использованы в процессе подготовки и совершенствования нормативных правовых актов в сфере трудовой миграции России. Кроме того, рецензируемое диссертационное исследование содержит и немаловажные практические результаты. Уважаемым автором предлагается внести изменения в абзац 1 п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», касающиеся привлечения трудовых мигрантов в такие институты развития, как особые экономические зоны, технопарки. Эти положения приобретают свою значимость в свете формирования инновационного центра «Сколково». В связи с принятием концептуальных основ стратегического планирования в Российской Федерации диссертантом предлагаются множественные изменения в Положение о Федеральной миграционной службе России, в Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и в Положение о Правительственной комиссии по миграционной политике Российской Федерации. В процессе исследования автор приходит к выводу о необходимости разработки и принятия отдельной главы Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей особенности трудовых отношений с иностранными работниками. Вышеперечисленные практические результаты исследования могут быть использованы в ведомственной, нормотворческой деятельности, при разработке административных регламентов, а также в учебно-методической работе структурных подразделений Федеральной миграционной службы Российской Федерации и т. д. Из других результатов стоит отметить также, что диссертант, характеризуя административно-правовое регулирование миграции в Российской Федерации, выявил внутреннее противоречие отечественной миграционной политики. Это, с одной стороны, направленность на борьбу с незаконной миграцией, с другой — необходимость либерализации законодательства в сфере трудовой миграции. И в этом противоречии, по мнению автора диссертации, развивается современное отечественное законодательство в сфере трудовой миграции. В связи с этим логично утверждение уважаемого диссертанта о том, что в настоящее время существенно возросла необходимость создания в Российской Федерации современной системы государственного стратегического планирования, обусловленная потребностью принятия долгосрочных решений в экономической, социальной и других сферах. Что касается проблемы трудовой миграции, то Федеральной миграционной службе Российской Федерации необходимо руководствоваться положениями основных стратегических документов, подразумевающих переход к управлению, ориентированному на конечный результат. При этом бюджет Федеральной миграционной службы Российской Федерации должен быть прямо взаимосвязан с целевыми результатами ее деятельности, направленными на достижение долгосрочных целей и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации. Бюджетное планирование необходимо осуществлять, начиная не от виртуальной потребности в ресурсном обеспечении, а, во-первых, от поставленных целей, во-вторых, от проектов, планов и мероприятий, обеспечивающих их достижение, в-третьих, из расчета требуемых ресурсов и только затем — необходимых бюджетных ассигнований. В целом диссертация Н. П. Азарова является законченным, самостоятельным и комплексным научным исследованием. Диссертация обладает необходимым внутренним единством, содержит целостную систему научных результатов, предложений, выносимых автором на защиту, свидетельствующих о личном вкладе соискателя в юридическую науку. Основные научные результаты диссертации отражены в автореферате, а также публикациях по теме диссертации. Автореферат и опубликованные автором труды достаточно полно отражают тематику и содержание исследования, раскрывают его основные положения и выводы. Оформление диссертации соответствует установленным требованиям. Изложенное позволяет утверждать, что диссертационное исследование на тему «Административно-правовое регулирование трудовой миграции в Российской Федерации» соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям (п. 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74), а уважаемый диссертант — Николай Петрович Азаров заслуживает присуждения искомой ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 — «Административное право, финансовое право, информационное право».
——————————————————————