Актуальные проблемы формирования и реализации государственной миграционной политики в контексте экономической безопасности России

(Хабибулин А. Г.)

(«Миграционное право», 2009, N 1)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ПО ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

А. Г. ХАБИБУЛИН

Хабибулин А. Г., начальник Академии экономической безопасности МВД России, генерал-лейтенант милиции, профессор, доктор юридических наук.

Уважаемые коллеги!

Проблемы формирования и реализации государственной миграционной политики современной России как никогда актуальны. Дело в том, что миграция представляет собой социально-экономическое (подчеркиваю, экономическое) явление.

Ровно месяц назад, 19 февраля, состоялась расширенная Коллегия ФМС России, на которой с докладом выступил директор Службы Константин Олегович Ромодановский. В докладе были сформулированы актуальные проблемы развития миграционной системы России, трудности и препятствия на пути реализации ФМС России стратегии миграционной политики. В качестве основных достижений Службы были представлены связанные с созданием в России государственной информационной системы миграционного учета (ГИСМУ) и внедрением паспортно-визовых документов нового поколения (ПВД НП). Вместе с тем не все остро актуальные проблемы миграции получили свое отражение в докладе главы ФМС России.

Среди актуальных проблем, как нам представляется, следует выделить, во-первых, проблему реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; во-вторых, воссоздание в системе ФМС России эффективно функционирующих информационно-аналитических подразделений на федеральном и региональном уровне; в-третьих, создание системы миграционного контроля; в-четвертых, создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы миграции или становление в России профессионального миграционного образования.

В этой связи возрастают требования к обеспечению национальной безопасности страны в различных сферах, включая экономику, как «концентрированное выражение политики».

Руководство Академии экономической безопасности МВД России с удовлетворением отмечает весьма заметный вклад наших ученых и практиков в части формирования современной Концепции экономической безопасности страны. Среди наших достижений можно выделить:

— реализацию в январе этого года кафедрой международного права и миграционной безопасности научно-исследовательской работы, связанной с разработкой учебника «Основы миграционного права» для преподавания одноименной учебной дисциплины. Кстати, рукопись учебника в феврале сдана в РИО и готовится к изданию, вероятно, с присвоением данному учебному изданию грифа «МВД России»;

— освоение кафедрой международного права и миграционной безопасности преподавания учебной дисциплины «Основы миграционного права»;

— десятки научных публикаций по миграционной проблематике в ведущих изданиях страны;

— проведение ежегодных конференций по проблемам миграции с публикацией материалов в журнале.

Вместе с тем нас не может не беспокоить современное состояние государственной миграционной политики.

Для тех, кто сейчас задается вопросом: «Какая связь между экономической безопасностью и миграционной политикой?», отметим, что по своей сущности миграция представляет собой социально-экономическое явление, формирующееся в процессе реализации людьми своих намерений, увязанных с их передвижением и приобретением нового правового статуса в местах вселения, а также с интересами общества и государства. Именно к такому определению пришла Межведомственная рабочая группа, созданная по приказу Министра внутренних дел России Р. Г. Нургалиева еще 10 июня 2005 г. с целью разработки проекта Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации.

Кроме того, на смысловом, содержательном уровне наши ведущие эксперты выделяют уже восемь миграционных процессов, о которых мы сегодня с вами будем говорить на языке их научного исследования.

Среди них: иммиграция, эмиграция, расселение, трудовая миграция (внешняя и внутренняя), вынужденная миграция, нелегальная миграция, а также защита, поддержка и содействие добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и реадмиссия.

От качества административно-правового урегулирования каждого из перечисленных процессов зависит эффективность обеспечения экономической и миграционной безопасности страны. Здесь и проблемные вопросы налогообложения, и финансовые ресурсы, и бюджетная политика, и кредиты, и оказание государственных услуг в сфере миграции посредством реализации утвержденных 16 Административных регламентов ФМС России и т. п.

Ряд важных положений государственной миграционной политики в контексте экономической безопасности отражены в Концепции демографической политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 9 октября 2007 г. N 1351. В частности, речь идет о привлечении в страну легальных квалифицированных трудовых мигрантов, содействии добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также противодействии нелегальной миграции.

В результате осуществления незаконной трудовой деятельности нелегальными мигрантами федеральному и местным бюджетам наносится существенный ущерб в виде неуплаченных налогов, деформируется рынок труда, создается социальное напряжение в обществе. Требуется разработка мер по сокращению сектора «теневой занятости» на российском рынке труда, повышению ответственности работодателей за соблюдение законодательства при найме иностранцев на работу.

Необходимо оперативное решение вопросов по межгосударственному регулированию процесса внешней трудовой миграции, связанному с формированием Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества.

С учетом вышеизложенного к приоритетным направлениям совершенствования государственной миграционной политики вполне обоснованно можно отнести:

— обеспечение стратегических интересов Российской Федерации применительно конкретно к каждому миграционному процессу в его пространственно-временном и системном измерении с учетом реалий демографической ситуации, сложившихся международных отношений;

— стимулирование приоритетности иммиграционной направленности государственной миграционной политики, ориентированной на компенсацию естественной убыли населения (ежегодно страна теряет около 800 тыс. человек);

— осуществление селективной направленности государственной миграционной политики на обеспечение миграционной привлекательности России для соотечественников и квалифицированных иностранных работников;

— совершенствование механизма административно-правового регулирования процесса расселения в стратегически важных «точках роста» (возрождения) геополитической значимости России, основанного на пространственной динамике человеческих ресурсов; обеспечение результативности борьбы с нелегальной миграцией; создание условий для легализации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации с нарушением правил пребывания.

Особенно болезненно общество реагирует на проблемы нелегальной миграции, являющейся сегодня неизменным спутником миграции законной. Незаконные мигранты востребованы на теневом рынке труда как весьма выгодное средство оптимизации прибыли для нечистоплотных предпринимателей и криминального бизнеса. Выгоды порождают взаимный интерес. С одной стороны, теневая экономика в лице отдельных бизнес-структур подстегивает незаконную миграцию, поощряя отказ иностранцев от легализации своего статуса, с другой — наличие большого числа нелегалов в стране, для которых недоступна официальная занятость, стимулирует развитие теневого сектора, постоянно пополняя его готовой на любые условия рабочей силой и становясь для него постоянным трудовым ресурсом.

В организации незаконной миграции есть интерес и других субъектов, например коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, часто выполняющих роль одного из ее звеньев. Теневой бизнес по переправке людей контролируется ОПГ и приносит значительные криминальные доходы.

Учитывая специфику Академии, нами изучается влияние миграционных процессов на экономическую безопасность страны с точки зрения угроз, которые возникают в сфере социально-демографической динамики, занятости населения, этнокультурного и этнополитического баланса.

Так, иммиграционные потоки состоят из людей определенной национальности, культуры, имеющих политические и религиозные взгляды, противоправные навыки. «Вливаясь» в российские регионы с устоявшимися социальными характеристиками, они объединяются в этнические диаспоры, которые живут компактно и замкнуто, не ассимилируются, сохраняя и культивируя высокий уровень национальной обособленности, подчиняются неформальным лидерам, стараются выгоднее трудоустроиться и в конечном счете разрушают социальную однородность и стабильность российского социума. Этнические диаспоры создают определенные условия для формирования этнических преступных группировок, которые, опираясь на накопленный капитал и коррумпированные связи, контролируют наиболее доходные сферы теневой коммерческой деятельности. Преступный промысел сопровождается уходом от налогов, контрабандой и другими экономическими преступлениями, ущерб от которых становится все ощутимее.

Другая проблема — уклонение иностранных граждан и их работодателей от уплаты налогов и различных социальных платежей.

Одним из самых негативных проявлений незаконной миграции является работорговля, которая стала нормой не только в сфере сексуальных услуг, но и использования физического труда. Некоторые предприниматели, пользуясь правовой незащищенностью этой категории работников, имеют практически не ограниченные возможности их эксплуатации.

По существу, рабский труд гастарбайтеров означает серьезные нарушения условий честной конкуренции за счет монопольно низких цен на рабочую силу. Использование труда нелегальных мигрантов обеспечивает сверхдоходы бизнеса, уменьшение социальных расходов, уход от налогов и т. д. При таких условиях работодатель, независимо от характера собственности, заинтересован в осуществлении незаконной миграции, способствует ей и может являться организатором или связующим звеном в канале поставки незаконных мигрантов в Россию. Кроме того, получая сверхприбыль, он не стремится к повышению уровня механизации и охраны труда, снижает затраты на модернизацию производства и инновационную деятельность, чем причиняет огромный экономический вред стране, препятствует техническому прогрессу.

Предложение и использование дешевой рабочей силы приводят к демпингу на рынке труда. Особенно это актуально сегодня. Мировой финансовый кризис влечет за собой массовые сокращения рабочих мест. В ближайшее время работу во всех регионах России потеряют сотни тысяч как россиян, так и иностранных граждан. Присутствие на российском рынке труда огромного количества дешевой рабочей силы усугубит проблему трудоустройства, что существенным образом нарушит права и экономические интересы россиян в трудоустройстве.

Теневые миграционные потоки угрожают здоровью россиян как носители многих забытых в РФ инфекционных заболеваний, так как положение иностранных граждан не позволяет им обращаться за квалифицированной медицинской помощью. По данным ФМС, до 4,5% иммигрантов являются носителями опасных инфекций, в том числе СПИДа, туберкулеза, гепатита. Их лечение — дополнительная нагрузка на медицинские учреждения страны.

Нелегальную миграцию можно рассматривать также как источник пополнения экстремистских и террористических организаций. По нашему и зарубежному опыту, большинство терактов планировались и осуществлялись людьми, незаконно находящимися в стране.

Превращение незаконной миграции в организованный преступный бизнес приводит к росту «сопутствующих» ей преступлений: коррупции, торговле прописками, изготовлению поддельных документов и др.

Но перекрыть национальные границы, отгородить себя от глобальных процессов современности невозможно, да и не нужно. Сегодня более актуально эффективное управление миграционными потоками с целью получения от них максимальной пользы в решении экономических и демографических проблем.

Кратко затронув некоторые аспекты проблемы и завершая свое выступление, приглашаю всех участников конференции высказать свои обоснованные суждения и точки зрения по широкому кругу проблем, предложенных для обсуждения на нашей конференции, согласно тематике ваших выступлений.

Благодарю за внимание!

——————————————————————