Основные тенденции миграционных процессов в Российской Федерации в контексте экономической безопасности

(Галиахметова К. Д.) («Миграционное право», 2007, N 2)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

К. Д. ГАЛИАХМЕТОВА

Галиахметова К. Д., аспирантка НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

В последнее десятилетие миграционные процессы в России определялись последствиями распада СССР, политической нестабильностью, вооруженными этническими конфликтами, подъемом национализма, разным уровнем экономического потенциала вновь образовавшихся государств, дезинтеграционных процессов в экономике и активным развитием рыночных отношений. Эти динамичные изменения политической и социально-экономической обстановки во многом определили состояние и тенденции миграции в России. По данным Федеральной службы государственной статистики, динамика миграционных процессов в России с 1991 по 2005 г. свидетельствует о тенденции снижения темпов роста легальных иммиграционных потоков относительно нелегальных с 1995 г. В 1994 г. число прибывших в Российскую Федерацию находилось на максимальном уровне, где миграционный прирост составлял 811,1 тыс. чел., а с 1995 по 2004 г. миграционный прирост снизился до 39,3 тыс. чел., то есть в 20 раз. При этом устойчивое сокращение иммиграции в Россию имело место по всем направлениям: это миграция между Россией и странами СНГ и Балтии, а также миграционный обмен со странами дальнего зарубежья. Причиной быстрого снижения миграционного прироста населения в Российской Федерации явилось уменьшение иммиграционных потоков в страну, вызванное главным образом ослаблением миграционного давления со стороны стран СНГ и Балтии. Иммигранты из государств СНГ и Балтии являются наиболее адаптированными к условиям жизни и трудовой деятельности в России, однако по различным причинам миграция русскоязычного населения имела тенденцию к сокращению. Лишь в 2005 г. миграционный прирост населения России увеличился на 68,0 тыс. чел., что произошло в результате возросшего числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию, в том числе за счет иммигрантов из государств — участников СНГ и Балтии на 58,2 тыс. чел. Следует заметить, что основную часть в общем иммиграционном потоке, направленном на территорию Российской Федерации, составили выходцы из стран СНГ. На период 2005 г. в Россию въехало 168,5 тыс. иммигрантов из стран государств — участников СНГ и 8,6 тыс. иммигрантов из стран дальнего зарубежья. В то же время, согласно статистическим данным, поток въезжающих в страну граждан из стран СНГ значительно превышает поток выезжающих. Миграционный прирост на период 2005 г. составляет (+) 132,4 тыс. чел., тогда как в 2004 году (-) 73,3 тыс. чел. Иммиграция в Российскую Федерацию из других зарубежных стран имеет отрицательное сальдо и составляет на период 2005 г. (-) 25,0 тыс. человек. Соответственно число выезжающих из Российской Федерации граждан стран дальнего зарубежья превышает число въезжающих. По данным Федеральной миграционной службы России, в третьем квартале 2005 г. число иммигрантов из стран СНГ и Балтии в Россию на постоянное место жительство составило 99,2 тыс. чел., из других зарубежных стран — 3,7 тыс. чел. Причины смены места жительства мигрантами определяются различными факторами: учеба, трудовая деятельность, обострение межнациональных отношений, криминогенная обстановка в регионе, экологическое неблагополучие, несоответствие природно-климатических условий, причины личного, семейного характера, возвращение к прежнему месту жительства и др. В динамике развивающихся миграционных процессов особое место занимает трудовая миграция в Россию. В первом полугодии 2005 г. в Россию приехало 462,2 тыс. иностранных работников из-за рубежа, из них 236,5 тыс. чел. из стран государств — участников СНГ, из других стран — 225,6 тыс. чел. При этом в общем потоке трудовых иммигрантов из стран СНГ преобладают граждане Украины, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Азербайджана и Киргизии. Среди трудовых мигрантов, въехавших на территорию Российской Федерации из стран Азии, подавляющее большинство составили граждане Китая, Вьетнама и Кореи. Федеральной миграционной службой России с ее территориальными органами в 2005 г. оформлено около 30 тыс. разрешений работодателям на привлечение и использование иностранных работников и около 550 тыс. разрешений на работу. Около 40% иностранцев трудится в строительстве, до 25% в торговле, 7% в сельском и лесном хозяйстве, 5% на транспорте и т. д. <1>. ——————————— <1> Доклад первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Чекалина А. А. по теме «Об основных приоритетах миграционной политики Российской Федерации и о мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере» // Миграционное право. 2006. N 1. С. 3.

В то же время реальные потоки трудовой иммиграции не проходят через официальные каналы, и значительная часть иностранных потоков остается вне поля зрения государственной статистики. В большей мере данная тенденция определяется нелегальной деятельностью иностранных работников. Наибольшее число нелегальных мигрантов выявляется в Московском регионе, Санкт-Петербурге, Приморском, Краснодарском, Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Новгородской и Калининградской областях, Республиках Бурятия и Карелия, в Северо-Кавказском регионе. Складывается устойчивая тенденция превышения числа незаконно въехавших и незаконно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства над числом законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно статистическим данным на территории России насчитывается от 4 млн. незаконных иммигрантов. Принимаемые меры органами иммиграционного контроля по борьбе с нелегальной миграцией пока не позволяют решить проблему на должном уровне. Незаконная миграция оказывает негативное влияние на социальную обстановку, расширяет возможности для активизации деятельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских организаций, формирует условия для коррупции, проявления ксенофобии, способствует разжиганию межнациональных конфликтов и ухудшению криминогенной ситуации. Кроме того, ситуация, связанная с незаконным пребыванием на территории России большого числа иностранцев, создает реальную угрозу экономической безопасности государства, правам и свободам граждан Российской Федерации, а также общественному порядку, так как нелегальные мигранты не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения, социальной защиты государства, что, в свою очередь, вовлекает их внедрение в теневой сектор экономики. На наш взгляд, вполне оправданной явилась реализация программы легализации отдельных категорий иностранных граждан, которые уже длительное время пребывали на территории Российской Федерации с неоформленным правовым статусом. В сентябре — ноябре 2005 г. в десяти миграционно напряженных регионах страны легализовано более 7 тыс. нелегальных мигрантов. От успешной борьбы с незаконной экономической деятельностью будут зависеть ситуация в области трудовой миграции в стране и положение миллионов мигрантов в ближайшем будущем. Анализ внутрироссийской миграции также свидетельствует об определенных особенностях своего миграционного развития. В частности, наблюдается тенденция несбалансированного миграционного расселения в отдельных регионах России. В последние годы в пределах России наблюдается интенсивный приток населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны, что, в свою очередь, является причиной потери уникального трудового потенциала, ухудшения демографической обстановки в этих регионах. Только из Сибирского федерального округа миграционная убыль в 2004 г. составила (-) 30,2 тыс. чел. В этих условиях миграционные процессы свидетельствуют о стагнации развития отдельных регионов, которые теряют привлекательность для мигрантов. Это в сочетании с ограничительной миграционной политикой на федеральном уровне угрожает регионам ускорением темпов сокращения населения и дефицитом труда в будущем, а также представляет реальную угрозу национальной безопасности России. На фоне прогрессирующего сокращения численности коренного населения нельзя не учитывать вероятность дальнейшего усиления демографического давления на Российскую Федерацию со стороны государств с избыточным населением, в том числе азиатских стран — экспортеров иностранной рабочей силы (Афганистан, Бангладеш, Вьетнам, Индия, Иран, КНР, Пакистан, Турция и др.). В этой связи особое беспокойство вызывает миграционная убыль постоянного населения Дальневосточного региона, неадекватно замещаемая пришлым населением по этническому признаку. Особое место в этом ряду занимает Китай, обладающий высоким демографическим потенциалом. На начало января 2005 г. количество безработного и частично занятого населения в стране соизмеримо с численностью населения Российской Федерации. По данным Федеральной миграционной службы России, в третьем квартале 2005 г. в Российской Федерации зарегистрировано 214,1 тыс. китайцев. Влияние китайской иммиграции имеет в основном негативные последствия. В большинстве своем на Дальний Восток попадают представители малообеспеченных, маргинальных слоев китайского общества, цель приезда которых определяется в первую очередь поиском заработка. Это приводит к использованию территорий Дальнего Востока исключительно в качестве сырьевой площадки и рынка сбыта низкокачественной продукции. В результате на Дальнем Востоке, особенно в его приграничной части, происходит стремительное снижение качественных характеристик миграции, ни в коей мере не компенсируемых прибывающими внешними и внутренними мигрантами. Кроме того, по мере укрепления позиций китайского капитала в Российской Федерации китайские национальные общины и анклавы на территории страны станут более многочисленными и устойчивыми. Этому будет способствовать прогрессирующий демографический кризис и миграционный отток населения, особенно из регионов Сибири и Дальнего Востока. По прогнозам ученых, численность постоянного населения Дальневосточного и Сибирского федеральных округов в ближайшие 10 лет сократится на 1,8 млн. человек и составит около 25 млн. чел. В этой связи необходимо, чтобы иммиграционный поток здесь был как можно более этнически неоднородным, чтобы граждане КНР не составляли, по крайней мере, подавляющее большинство среди иммигрантов ни в одном регионе страны. Еще в 2002 г. по данной проблеме Президент Российской Федерации В. В. Путин выразил свою озабоченность, указав, что «на Дальнем Востоке миграция в силу своей массовости фактически ведет к вытеснению граждан России с рынка труда», при этом отметил, что «право на труд должно быть обеспечено прежде всего гражданам Российской Федерации» <2>. В этой связи состояние трудовой миграции в России сегодня приобретает особую остроту и актуализирует задачу более глубокого изучения проблем миграции. ——————————— <2> Стенограмма совещания по проблемам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа от 23.08.2002. Владивосток, 2002.

Тенденция миграционных потерь в отдельных регионах России определяет миграционный прирост в регионы с более благоприятной экономической обстановкой, что, в свою очередь, усиливает нагрузку на социальную инфраструктуру этих регионов. Миграционный прирост в данном случае в значительной степени определяет динамику численности населения крупных городов. Согласно данным Министерства внутренних дел России на период 2005 г. прирост населения за счет миграции идет в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, и главным образом в Москве и Московской области, на которую приходится более половины миграционного прироста России. Так, в первом полугодии 2005 г. на территорию г. Москвы прибыло 544,3 тыс. иностранцев, в Московскую область — 146,4 тыс. Анализ миграционной обстановки в России свидетельствует о существовании стихийно развивающихся миграционных процессов в стране, что является свидетельством отсутствия четкой стратегии миграционного строительства государства. Попытки государственного регулирования миграционных потоков в настоящее время не дают ожидаемых результатов. В последние годы значительно усилился процесс эмиграции из России, в том числе и интеллектуальной, что влечет за собой отрицательные социальные и экономические последствия, угрожая развитию целых направлений российской науки, творческого и экономического потенциала страны. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2004 г. в целях трудоустройства за рубеж выехало 56,2 тыс. российских граждан. Наибольшее число российских граждан выехало на работу в Кипр (10,0 тыс.), США (6,0 тыс.), Японию (3,8 тыс.), Мальту (3,5 тыс.), Грецию (3,1 тыс.), Германию (3,0 тыс.) и т. д. За последние 10 лет из России выехало 70 тыс. специалистов в области обороны и военно-промышленного комплекса и около 800 тыс. ученых, число занятых в науке в 90-е годы сократилось в три раза. Уже сейчас половина аспирантов, которые учатся в университетах Великобритании и Германии, остаются работать в Европе. Крупные транснациональные компании регулярно снимают «сливки» из числа лучших выпускников лучших российских вузов, предлагая специализацию в зарубежных университетах и дальнейшее трудоустройство <3>. ——————————— <3> Шмелева Е. На работу в Европу // Российская газета. 2005. 3 марта.

Актуальность решения проблемы интеллектуальной миграции связана прежде всего с поддержанием собственного научного потенциала, созданием надежного заслона для «утечки умов» из России. Убытки, связанные с «утечкой умов», столь необходимых национальной экономике, оценивается специалистами в 45 млрд. долларов в год. Притом почти 90% российских эмигрантов трудоустраиваются за рубежом самостоятельно, что не предполагает для них социальных гарантий и отчислений в российский бюджет <4>. ——————————— <4> Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. 2004. N 3. С. 37.

В настоящее время в России отсутствует комплексная законодательная база, регулирующая весь спектр внешней трудовой миграции, в том числе интеллектуальной, отсутствует орган, осуществляющий функции по реализации политики внешней трудовой миграции. В целях защиты отечественного интеллектуального потенциала необходимо разработать государственную программу регулирования «интеллектуальной миграции» путем объединения усилий государственных органов, научной общественности и средств массовой информации. Кроме того, основной стратегической целью в регулировании процессов интеллектуальной миграции является создание основы для устойчивого социально-экономического развития России, обеспечение качества жизни народа и национальной безопасности. Таким образом, современное состояние миграционной обстановки в Российской Федерации свидетельствует о необходимости принятия комплексных мер по урегулированию миграционных процессов посредством законодательного обеспечения основных задач миграционной политики государства, принятия соответствующих целевых федеральных программ, а также проведения контрольных и организационных мероприятий, подкрепляемых соответствующим финансовым обеспечением. В целях обеспечения экономической безопасности российского государства полагаем необходимым: — создание благоприятных условий для социально-экономического роста России, основываясь на рациональном использовании трудового и интеллектуального потенциала мигрантов посредством увеличения притока в страну иммигрантов преимущественно трудоспособного возраста путем разработки и внедрения специальных программ для привлечения иностранных специалистов на постоянное место жительства в Россию; — повышение эффективности противодействия нелегальной иммиграции посредством совершенствования миграционного законодательства и укрепления государственных границ; — создание инфраструктуры, способной стимулировать приток мигрантов для проживания в северных районах, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах Российской Федерации; — создание условий для сокращения оттока российских граждан за рубеж посредством разработки и реализации соответствующих программ в целях сдерживания эмиграции высококвалифицированных специалистов из Российской Федерации и обеспечение их права на беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию; — разработку законодательства, адекватно обеспечивающего защиту экономической безопасности Российской Федерации.

——————————————————————