Факторы, способствующие совершению преступлений в сфере таможенной интеграции

(Грачев О. В.) («Российская юстиция», 2014, N 2) Текст документа

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

О. В. ГРАЧЕВ

Грачев О. В., кандидат юридических наук, доцент.

Решение проблем обеспечения безопасности Российской Федерации в таможенной сфере вызвано образованием Таможенного союза с участием трех государств в составе России, Беларуси и Казахстана, который является беспрецедентной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Особую озабоченность в рассматриваемой сфере таможенных отношений вызывают факторы, способствующие совершению преступлений в сфере таможенной интеграции.

Ключевые слова: экономическая безопасность, таможенная сфера, преступность, предупреждение преступлений, детерминанты таможенной преступности.

Solution of the problems of ensuring security of the Russian Federation in the customs sphere is caused by the formation of the Customs Union of three States comprising Russia, Belarus and Kazakhstan, which is unprecedented integration structure on the post-soviet space. Of particular concern in the sphere of customs relations cause the factors contributing to the Commission of crimes in the sphere of customs integration.

Key words: economic security, the customs sphere, crime, prevention of crimes, the determinants of customs crime.

Сфера внешнеэкономической деятельности является в настоящее время одной из наиболее криминогенных в сфере экономики, которая представляет угрозу экономической безопасности России. Этому способствовал целый комплекс факторов и условий социально-экономического, политического и правового характера. Применительно к реформам в экономике отдельные криминологи придерживаются мнения, будто сами реформы, «их направленность, суть, содержание и формы проведения, а не просто издержки, теневые стороны, негативные побочные результаты привели к тому, что в России начиная с 90-х годов сложились диспропорции и противоречия, которые по своему всеохватывающему характеру, степени развития и силе действия имеют беспрецедентные последствия криминального свойства. Это касается как фактических экономических отношений, так и экономического сознания общества переходного периода» <1>. ——————————— <1> Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М., 2009. С. 258.

Рассмотрим основные факторы, способствующие совершению преступлений в сфере таможенной интеграции в Таможенный союз. 1. Теневая экономика. Отсутствие системы правового контроля за доходами граждан, организаций и прочих субъектов внешнеэкономических отношений. Интеграционным, обобщенным показателем глубоких деформаций и одновременно свидетельством мощного криминального потенциала всей хозяйственной системы служит бурный рост в годы реформ теневой экономики. По оценкам специалистов, теневой капитал в России на 2008 — 2010 гг. оценивается в 40 — 42% внутреннего валового продукта. Денежный оборот теневой экономики составляет от 40 млрд. долл. до 50 млрд., т. е. сопоставим с годовым федеральным бюджетом. Из них 12% теневой экономики приходится на наркобизнес, нелегальный оборот оружия, около 4% — на нецелевое использование бюджетных средств; 9% — занижение таможенных платежей. Все это, так или иначе, сопрягается с внешнеэкономической деятельностью, связи которой с теневой экономикой прослеживаются везде. В теневой экономике выделяются: неофициальная экономика, включающая в себя легально разрешенные виды деятельности, осуществляемой без регистрации, разрешений, лицензий, в рамках которой статистикой не учитывается производство товаров и услуг, скрываемых от налогообложения, остающихся в тени; фиктивная экономика, куда входят спекулятивные сделки, приписки, хищения, различные мошеннические действия, связанные с получением и передачей денег; подпольная экономика, к которой относятся запрещенные законом виды экономической деятельности, включая организованную экономическую преступность. 2. Вывоз капитала за рубеж. Факты коррупции должностных лиц. В ряду объективных факторов, способствующих совершению преступлений, следует назвать и саму возможность законного вывоза капитала за рубеж (по разрешениям и лицензиям, выдаваемым Центральным банком РФ, путем открытия счетов резидентов за границей с разрешения Банка России либо предоставления кредитов нерезидентам) <2>. ——————————— <2> Дорожков С. П. О причинах и условиях преступности в сфере внешнеэкономической деятельности // Законодательство и экономика. 2009. N 6. С. 22.

Очевидным фактом остается то, что, не сопровождаемый жестким контролем и другими превентивными запретными механизмами, вывоз капитала за рубеж используется криминально ориентированными лицами для осуществления контрабандных операций, отмывания грязных денег через иностранные банки и другие учреждения, для совершения иных корыстных правонарушений. Эти действия сопряжены с коррупцией, подкупом должностных лиц таможенных органов, органов государственной власти. Преступность в таможенной сфере имеет много причин, одной из которых является коррупция. Практика правоохранительной деятельности отметила, что среди сотрудников ФТС РФ оказалось немало лиц с коррумпированными связями. Пособничество сотрудников ФТС РФ лицам, совершающим таможенные преступления, — это преступление против интересов государственной таможенной службы, которое выражается в фактах предательства интересов таможенного дела служащими ФТС. 3. Отставание в техническом оснащении таможенных границ ТС, отсутствие должного таможенного контроля. Весьма ощутимым криминогенным фактором выступает техническое отставание в оснащении таможенных границ Российской Федерации и ТС. Это проблема во многом политическая, а также правовая и организационно-управленческая. Однако у нее есть явная экономическая основа — отсутствие денег на создание и надлежащее обустройство ПТО (пунктов таможенного осмотра) границ. На обустройство таможенной границы ТС нужны огромные средства. Экономические трудности сдерживали оперативное становление, развитие и укрепление систем таможенных органов, органов валютного контроля, других регулятивно-контрольных механизмов, снижали темпы работы по созданию в них необходимой инфраструктуры, научно-методического и материально-технического оснащения, подготовки кадров, решения других вопросов деятельности государственных структур, функционально предназначенных для противодействия правонарушениям в рассматриваемой сфере. Нарушениям, допускаемым работниками таможенных органов, способствуют недостатки ведомственных органов, особенно контроля за теми таможенниками, которые непосредственно производят таможенное оформление товаров, то есть за их работой на основных участках: досмотр, доставку товаров; осуществляющих документальный контроль таможенной стоимости; предоставление отсрочек и рассрочек таможенных платежей, привлечение нарушителей в установленном законом порядке к административной и уголовной ответственности, контролирующих своевременную уплату таможенных платежей, производящих проверки хозяйственно-финансовой деятельности участников ВЭД, контролирующих деятельность складов временного хранения, таможенных складов, таможенных перевозчиков и брокеров <3>. ——————————— <3> Гармаев Ю. П. Должностные преступления в таможенных органах. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 14.

В новых экономических условиях организованная преступность для достижения своих целей переориентировалась на такие направления, как вывоз из страны стратегического сырья (тем более законодательно не определен перечень стратегических товаров), ввоз потребительских товаров с нарушениями таможенного законодательства и уклонением от уплаты таможенных платежей. 4. Низкий уровень взаимодействия правоохранительных органов. В целях анализа причин высокой латентности этих преступлений изучались материалы об уклонении уплаты таможенных платежей, материалы об отказе возбуждения уголовных дел, прекращенные уголовные дела, использовались экспертные оценки специалистов ФТС и МВД России <4>. Основной причиной, определяющей высокий уровень латентности таможенных преступлений, выступает недостаточно эффективная деятельность как правоохранительных, так и таможенных органов, отсутствие должного взаимодействия между правоохранительными органами. ——————————— <4> Конев А. А. Преступность в России, ее реальное состояние. Н. Новгород, 2008. С. 108 — 118.

Работа ФТС недостаточно координируется с другими правоохранительными и контролирующими органами. Недостаточно отработана система обмена информацией юридических и физических лиц, уклоняющихся от подачи таможенных деклараций и от таможенных платежей, не организован полный отчет внешнеэкономических сделок. 5. Недостаточная эффективность прокурорского надзора и контролирующих органов. Контроль и надзор за нарушениями законодательства при доставке товаров за недостаточностью таможенного контроля осуществляют вышестоящие таможенные органы и прокуроры. Между тем такому контролю и надзору свойственны недостатки. Так, в ряде случаев прокуроры ограничивались констатацией фактов недоставки, не выявляли виновников нарушения, не принимали меры к привлечению их к ответственности, не устанавливали обстоятельства, способствующие недоставке, и не использовали средства надзора, позволяющие их устранять и предупреждать. К недостаткам прокурорского надзора на рассматриваемом участке также относится неиспользование помощи специалистов. Так, контроль за недоставкой товаров в таможенных органах должны осуществлять отделы контроля за доставкой товара. Этот контроль предполагает составление специальных документов — документов контроля за доставкой товаров (документы контроля доставки), заполняемых на каждую партию товаров. Прокурорами анализируются только предоставленные данные автоматизированного контроля. Но ими не проводятся исследования подлинности подписей, печатей, штампов на этих документах. Поэтому прокуроры не уделяют должного внимания проверке использования процедуры доставки товаров к товарам, в отношении которых эта процедура не применяется. Существуют недостатки и в работе отделов по контролю за доставкой товаров таможенных органов. Аналогичные последствия имеет выдача должностными лицами таможенных органов разрешений на доставку товаров в случаях, когда товары запрещены к ввозу (вывозу) в Россию или без обеспечения уплаты таможенных платежей, когда такая уплата предусмотрена законодательством (например, при доставке товаров из таможенных органов, расположенных в морских портах и аэропортах, она может быть разрешена, только если в отношении товаров была обеспечена уплата таможенных платежей в виде внесения средств на депозит в банке или гарантии банка и в других случаях, когда речь идет о доставке налогооблагаемых товаров). Одним из главных обстоятельств, способствующих таможенным преступлениям и недостаткам в деятельности таможенных органов, осуществляющих контроль за доставкой, являются недостатки информационного обеспечения, контроля, информационного обмена между таможнями, которые имеют важнейшее значение для осуществления контроля и выявления нарушений. Контролирующие инстанции зачастую своевременно не выявляют нарушения, что в большинстве случаев обусловлено непроведением сверок сведений о товарах в таможнях отправления и назначения на предмет их расхождения. Наиболее существенным нарушением требований законодательства контролирующими органами является необоснованное снятие документов контроля доставки с контроля. За этим нарушением часто могут скрываться корыстные мотивы работников таможенных органов. Имеются недостатки в контроле за поступлением на депозит таможни денежных средств, используемых в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, и перечислением этих сумм на счета ФТС РФ. Таким образом, улучшение положения дел с соблюдением законодательства о таможенных режимах переработки предполагает усиление контроля и надзора. Прежде всего, следует проверять законность на переработку сырья, соблюдение при этом равенства участников ВЭД, законодательство о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, законность отказа в выдаче лицензии, ее отзыва, приостановления, полноту и своевременность контроля и после выдачи лицензии особое внимание следует уделять проверке законности действий таможенных органов при выявлении нарушений со стороны заявителей этих режимов, привлекаются ли они к установленной законом ответственности, и произведена ли уплата всех причитающихся таможенных платежей. Главное, чтобы контроль и надзор способствовали обеспечению законности в деятельности таможенных органов на данном участке. Колебания статистики о состоянии преступлений в сфере таможенной деятельности коррелируют с фазами экономической, политической, социальной стабильности или нестабильности общественной жизни. В этом смысле следует отказаться от необоснованного преувеличения возможностей правоохранительной системы как социального регулятора, хотя, разумеется, активность правоохранительных структур прямо влияет на уровень выявленных и зарегистрированных преступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности. В ближайшие несколько лет при сохранении политической и макроэкономической стабильности ТС можно прогнозировать некоторую стабилизацию уровня преступлений рассматриваемого вида. 6. Нелегальная миграция. В обзоре ФТС России о деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков отмечается, что основная масса лиц, задержанных за попытки перемещения контрабанды наркотиков в 2010 г., как и в прошлые годы, прибывала в нашу страну из государств со сложной и нестабильной социально-экономической обстановкой. Низкие доходы населения, безработица, нравственная деградация при преступном содействии со стороны организованной системы наркобизнеса — вот те основные и главные условия, которые продолжают формировать ряды новых контрабандистов, в числе которых сегодня чаще всего можно встретить представителей стран ближнего зарубежья, в том числе СНГ, наркоситуация на территории которых складывается весьма остро и непредсказуемо. При этом лидирующие позиции в наркотрафике, наряду с гражданами России, по-прежнему занимают граждане Украины, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Молдовы и Китая, что в первую очередь обусловлено массовым характером нелегальной миграции представителей этих стран на территорию России, немалое количество которых, сойдя с поезда или трапа самолета, становятся не только в ряды нелегальных мигрантов, но и активно включаются в преступную деятельность, связанную с контрабандными поставками и распространением наркотиков. Подводя итог исследования данной проблемы можно сделать вывод, что проблем, связанных с легализацией таможенных отношений и противодействием таможенной преступности, достаточно. Многие из них решаемы при условии активизации работы предпринимательских структур, развитии процессов саморегулирования и, естественно, ответной реакции органов государственной власти. Вместе с тем отсутствие должной правовой реакции на совершаемые правонарушения в сфере экономики со стороны правоохранительной системы государства вызывает серьезные опасения у ученых-криминологов.

Список использованной литературы

1. Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М., 2009. 2. Дорожков С. П. О причинах и условиях преступности в сфере внешнеэкономической деятельности // Законодательство и экономика. 2009. N 6. 3. Гармаев Ю. П. Должностные преступления в таможенных органах. М.: Юрлитинформ, 2010. 4. Конев А. А. Преступность в России, ее реальное состояние. Н. Новгород, 2008.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *