Международно-правовое сотрудничество государств — участников Содружества Независимых Государств в области трудовой миграции на современном этапе

(Давлетгильдеев Р. Ш.) («Российский юридический журнал», 2013, N 5)

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Р. Ш. ДАВЛЕТГИЛЬДЕЕВ

Давлетгильдеев Рустем Шамилевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань).

Международно-правовое сотрудничество в области трудовой миграции сохраняет значение для государств — участников СНГ, что подтверждается программными документами Содружества, а также находит отражение в новых международных соглашениях и актах модельного законодательства. Настоящая статья представляет собой обзор современного международно-правового регулирования трудовой миграции в СНГ и ЕврАзЭС.

Ключевые слова: международно-правовое сотрудничество, трудовая миграция, Содружество Независимых Государств, ЕврАзЭС, организованный набор иностранной рабочей силы.

International legal cooperation of member states of the Commonwealth of Independent States in labour migration at the present stage R. Sh. Davletgildeev

International legal cooperation in labour migration continues to keep its value for the CIS, that is confirmed with the program documents of the Commonwealth and reflected in the new international agreements and acts of model legislation. A review of the current international legal regulation of labour migration in the CIS and Eurasian Economic Community is given.

Key words: international legal cooperation, labor migration, Commonwealth of Independent States, Eurasian Economic Community, international legal regulation of labor migration, organized collection of foreign labor.

Разработка механизма правового регулирования трудовой миграции является одной из задач, сохраняющих актуальность в процессе формирования интеграционного пространства на территории Содружества Независимых Государств <1>. За последние пять лет в рамках СНГ были приняты ряд программных документов, заключены международные договоры, которые определили направления международно-правового сотрудничества государств. В программных документах СНГ уточняются цели межгосударственного сотрудничества в области трудовой миграции и определяются его приоритеты. ——————————— <1> О международно-правовом сотрудничестве государств — участников СНГ в области трудовой миграции см.: Зинченко Н. Н. Международное миграционное право: основы теории и практики. М., 2011. С. 90 — 109; Хабриева Т. Я. Миграционное право России: теория и практика. М., 2008. С. 228 — 242; Шумилов О. В. Международное трудовое и миграционное право СНГ: Учеб. пособие. М., 2007.

В п. 4.5 Концепции дальнейшего развития СНГ <1> (принята Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 г.) перечислены приоритетные направления сотрудничества государств — участников Содружества в сфере миграции: повышение уровня взаимодействия компетентных в этой области органов государств-участников, обеспечение действенной координации в рамках Содружества, принятие совместных мер по предотвращению нелегальной миграции и регулированию трудовой миграции, совершенствование договорно-правовой базы СНГ и государств-участников в этой сфере. В рамках реализации Концепции в 2007 г. был создан самостоятельный координационный орган Содружества — Совет руководителей миграционных органов государств — участников СНГ <2> (далее — СРМО СНГ). Правда, полномочия по координации межгосударственного сотрудничества по вопросам миграции он получил лишь в декабре 2010 г. на основании специального Протокола к Соглашению о создании СРМО СНГ <3>. ——————————— <1> Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=2298. <2> Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств-участников Содружества Независимых Государств: подписано Советом глав государств 5 октября 2007 г. в Бишкеке // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств: URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=2284. <3> Протокол о внесении изменения в Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств — участников Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 г. (подписан Советом глав государств Содружества Независимых Государств 10 декабря 2010 г. в Москве) // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств; URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=2975.

В Декларации о согласованной миграционной политике государств — участников Содружества Независимых Государств, принятой Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 г. в Душанбе <1>, государства — участники СНГ также заявили о намерении проводить согласованную миграционную политику; содействовать обеспечению прав граждан государств — участников СНГ на свободу передвижения, включая осуществление трудовой деятельности; не допускать дискриминации; углублять сотрудничество по вопросам упорядочения и регулирования процессов трудовой миграции; принимать меры, направленные на предупреждение и предотвращение незаконной миграции, оказывать взаимную помощь в предупреждении, выявлении и пресечении каналов незаконной миграции; стремиться к сотрудничеству в вопросах сближения законодательств в сфере миграции, разработке миграционных программ и их реализации. ——————————— <1> Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=2289.

На 29-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ 31 октября 2007 г. были приняты Рекомендации «О законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов в государствах — участниках СНГ» <1>. В них содержатся предложения, адресованные органам Содружества, а также государствам — участникам СНГ, по законодательному регулированию миграционных процессов в государствах — участниках СНГ. В частности, Исполнительному комитету СНГ рекомендовано рассмотреть вопрос о разработке проекта Соглашения о трудовой миграции в государствах — участниках СНГ с учетом новых условий на одном из заседаний Совета глав государств СНГ, а также содействовать принятию Конвенции о правах трудящихся-мигрантов и членов их семей. ——————————— <1> Постановление Межпарламентской ассамблеи СНГ N 29-5 от 31 октября 2007 г. // URL: http://www. iacis. ru/html/?id=22&pag;=686&nid;=3.

Вопросы миграционной политики получили отражение в Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ в Кишиневе 14 ноября 2008 г., и в Плане мероприятий по реализации ее первого этапа (2009 — 2011 годы) <1>. ——————————— <1> Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств — участников Содружества Независимых Государств (подписано Советом глав государств 5 октября 2007 г. в Бишкеке) // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств: URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=2284.

В разделе «Рынок труда и миграционные процессы» названы следующие задачи: разработка предложений по сближению законодательства государств — участников СНГ в сфере занятости населения, трудящихся-мигрантов в целях создания общего рынка труда и борьбы с незаконной миграцией; разработка механизмов реализации программ занятости и создания новых рабочих мест; создание благоприятных условий для формирования и функционирования общего рынка труда; разработка и реализация Комплексного плана первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств — участников СНГ; разработка и реализация Концепции организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах — участниках СНГ; разработка системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест; разработка механизмов реализации многосторонних межправительственных документов (соглашений и конвенций), регулирующих защиту прав трудящихся-мигрантов на территории СНГ. Результаты выполнения Плана мероприятий были обсуждены на заседании Экономического совета СНГ 23 сентября 2011 г. в г. Алматы <1>. К сожалению, эти результаты показывают наличие трудностей в достижении согласия на уровне Содружества по заявленным задачам. Так, лишь Армения, Беларусь, Казахстан и Россия продолжают работу над проектом Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств — участников СНГ на 2011 — 2015 годы. ——————————— <1> Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств от 23 сентября 2011 г. о ходе выполнения Плана мероприятий по реализации первого этапа (2009 — 2011 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств; URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=3165.

20 ноября 2009 г. в Ялте Совет глав правительств СНГ утвердил Комплексный план первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств — участников СНГ <1> (далее — Комплексный план). В целях реализации Комплексного плана СРМО СНГ в 2010 г. разработал модельные проекты Соглашения о реадмиссии и Протокола к нему для заключения двусторонних документов. Для урегулирования вопроса осуществляется сотрудничество с 11 международными организациями. ——————————— <1> Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=2734.

В рамках СНГ создана и действует система обмена информацией о потребностях в трудовых ресурсах на национальных рынках труда государств — участников СНГ. Вход в систему осуществляется через баннер «Рынок труда в СНГ», который размещен на сайтах уполномоченных органов государств — участников СНГ, ведающих вопросами занятости населения, а также на сайтах Исполнительного комитета СНГ, МПА СНГ и Всеобщей конфедерации профсоюзов. 1 октября 2009 г. Совет руководителей миграционных органов СНГ утвердил Общие принципы и механизмы организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах — участниках СНГ (далее — Общие принципы) на 2009 — 2010 гг. и рекомендовал их государствам — участникам СНГ. Основные положения Общих принципов применяются государствами при разработке собственных программных документов, а также при разработке или уточнении двусторонних соглашений в области трудовой миграции. Указанный документ использовался, в частности, при разработке Минздравсоцразвития России <1> механизма организованного набора иностранной рабочей силы из стран СНГ, с которыми установлен безвизовый порядок въезда-выезда. Такой набор является элементом планового механизма регулирования внешней трудовой миграции в Российскую Федерацию и подразумевает трудоустройство иностранных граждан к определенным работодателям на конкретные рабочие места с известными условиями и оплатой труда в рамках квотирования. Пилотными регионами, в которые по новой схеме приедут мигранты, станут Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Эксперимент планировался с участием граждан Киргизии. Будут привлечены арматурщики, бетонщики, маляры, электромонтеры, слесари и представители других рабочих профессий <2>. В настоящее время на обсуждении компетентных органов сторон находится проект межправительственного соглашения об организованном наборе и трудоустройстве граждан Кыргызской Республики в Российской Федерации. ——————————— <1> Сегодня функции Минздравсоцразвития России реализуются Министерством труда и социальной защиты РФ на основании Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636. <2> Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ // URL: http://www. rosmintrud. ru/employment/migration/21.

Пока документ не подписан сторонами, Минздравсоцразвития России предложило провести эксперимент по обсужденной схеме трудоустройства в рамках организованного набора кыргызских граждан по заявкам от российских работодателей. Правовой основой для такого эксперимента выступает п. «а» ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов от 28 марта 1996 г. (в ред. Протокола от 22 сентября 2003 г. <1>). Фактически же правовое регулирование отношений по организованному набору осуществляется посредством заключения Соглашения между Центром зарубежного трудоустройства при Минтруде КР и российским работодателем. ——————————— <1> СПС «КонсультантПлюс».

Представляется, что, несмотря на наличие формального основания для регулирования отношений по организованному набору, существует необходимость в скорейшем заключении двустороннего соглашения, которое позволит решить основные проблемы, препятствующие реализации механизма организованного набора граждан Кыргызской Республики. В части разработки механизмов реализации многосторонних межправительственных документов (соглашений и конвенций), регулирующих защиту прав трудящихся-мигрантов на территории СНГ, следует отметить, что одновременно со Стратегией экономического развития СНГ 14 ноября 2008 г. в Кишиневе главами правительств 9 государств — участников СНГ была подписана Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников Содружества Независимых Государств <1> (далее — Конвенция СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов). ——————————— <1> Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=2554. Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики 21 февраля 2010 г., для Республики Армения — 15 июля 2010 г., для Азербайджанской Республики — 25 декабря 2010 г.

История разработки данного документа насчитывает более 8 лет, задача по разработке Конвенции СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов вошла в Программу действий по развитию СНГ, утвержденную Советом глав правительств 20 июня 2000 г. Первый проект Конвенции был разработан Консультативным советом по труду, миграции и социальной защите населения государств — участников СНГ совместно с Постоянной комиссией Межпарламентской ассамблеи СНГ по социальной политике и правам человека и одобрен на заседании Межпарламентской ассамблеи еще 9 декабря 2000 г. <1>. ——————————— <1> Постановление Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ от 9 декабря 2000 г. «О правовом регулировании миграционных процессов на территории Содружества Независимых Государств» // URL: http://www. iacis. ru/html/?id=22&pag;=249&nid;=4.

Примечательно, что за годы существования Содружества Независимых Государств базовый приоритет в международно-правовом сотрудничестве по вопросам трудовой миграции практически не изменился: формально действует принцип свободного передвижения граждан государств — участников СНГ, провозглашается стремление к созданию благоприятных условий для формирования и функционирования общего рынка труда, фактически же в подавляющем большинстве многосторонних соглашений на уровне СНГ и в двусторонних соглашениях государств Содружества закреплены принципы защиты национальных рынков труда и приоритетного права «своих» граждан на занятие рабочих мест. Указанные принципы отражены в Конвенции СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов. Статья 4 содержит положение о том, что каждая из сторон в соответствии со своим законодательством и в своих интересах может устанавливать для трудящихся-мигрантов ограничения не только в отношении категорий работ и рода занятий, но и на доступ к оплачиваемой трудовой деятельности в целях защиты национального рынка труда и обеспечения приоритетного права «своих» граждан на замещение вакантных должностей. Этот документ, претендующий на то, чтобы стать региональным подобием Конвенции ООН 1990 г. «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», и предлагающий общий подход к международно-правовому регулированию трудовой миграции для всех стран Содружества без исключения, был ратифицирован лишь пятью государствами из девяти (не ратифицировали Российская Федерация, Украина, Узбекистан и Таджикистан). Правда, три государства (Беларусь, Казахстан и Кыргызстан), входящие в Евразийское экономическое сообщество, данную Конвенцию ратифицировали. Исключение из правила приоритета прав «своих» граждан составляют межправительственное Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанное 19 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге представителями трех государств: Беларуси, Казахстана и России — в рамках Евразийского экономического сообщества <1> (далее — Соглашение ЕврАзЭС о правовом статусе трудящихся-мигрантов), а также акты, принятые в рамках Союзного государства Беларуси и России. В соответствии со ст. 3 Соглашения ЕврАзЭС о правовом статусе трудящихся-мигрантов «…деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон». ——————————— <1> Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 186-ФЗ О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей // СПС «КонсультантПлюс».

С принятием Соглашения ЕврАзЭС о правовом статусе трудящихся-мигрантов тенденция к формированию реального регионального рынка труда укрепилась. Кроме того, в рамках данной тенденции следует учитывать углубление интеграционного сотрудничества между государствами — членами ЕврАзЭС, проявившееся в подписании 18 ноября 2011 г. Договора о Евразийской экономической комиссии <1>. Одной из сфер компетенции Комиссии, названной главами государств аналогом Комиссии Европейского союза, является трудовая миграция (ст. 3 Договора о Евразийской экономической комиссии). ——————————— <1> СПС «КонсультантПлюс».

Позиция Российской Федерации по вопросу формирования регионального рынка труда очевидна: наша страна подписала Конвенцию СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов, однако уже в течение трех лет воздерживается от ее ратификации. В то же время Соглашение ЕврАзЭС о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей было подписано Россией 19 ноября 2010 г. и ратифицировано уже 11 июля 2011 г. Как верно отмечает Т. Я. Хабриева, «…со стороны России процедура ратификации этого документа (Конвенции СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов. — Р. Д.) также затягивается, поскольку это потребует существенной корректировки российского законодательства в части не только определения понятийного аппарата, но и регулирования вопросов социальной защиты иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих в России трудовую деятельность» <1>. ——————————— <1> Хабриева Т. Я. Совершенствование правовой базы СНГ и государств — участников Содружества в сфере миграции // URL: www. unionlawyers. ru/international/doklad. doc.

Летом 2011 г. Минздравсоцразвития России подготовило для рассмотрения Советом глав правительств СНГ проекты документов, которые были одобрены распоряжением Правительства РФ от 12 сентября 2011 г. N 1597-Р <1>. В качестве условия ратификации нашим правительством Конвенции СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов рассматривается подписание Протокола о внесении изменений в Конвенцию, а также Соглашения о социальном обеспечении (социальном страховании) трудящихся-мигрантов и членов их семей. ——————————— <1> СПС «Право. ru».

По нашему мнению, проекты, предлагаемые Минздравсоцразвития России, ведут к усложнению международно-правового сотрудничества, увеличивают количество международно-правовых актов, направленных на регулирование вопросов трудовой миграции. Представляется, что целесообразно было бы отразить все положения Соглашения в тексте Конвенции СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов, что способствовало бы модернизации международно-правового сотрудничества государств — участников СНГ в области трудовой миграции. Проект Соглашения о социальном обеспечении (социальном страховании) трудящихся-мигрантов и членов их семей содержит новые для СНГ подходы к международно-правовому регулированию вопросов выплаты пособий по временной нетрудоспособности и материнству, в случае трудового увечья или профессионального заболевания и пособий для семей с детьми и устанавливает ряд специальных коллизионных привязок для определения права, применимого к отношениям по поводу назначения и выплаты соответствующего пособия. Примечательно, что на данный момент вопросы социального обеспечения и социального страхования трудящихся-мигрантов согласно ст. ст. 10, 11 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. <1> (далее — Соглашение о трудовой миграции) регулируются правом страны трудоустройства, если иное не предусмотрено соглашением (аналогичные нормы закреплены в ст. ст. 6, 7 Конвенции СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов). ——————————— <1> Бюл. междунар. договоров. 1997. N 2. С. 3. Соглашение заключено 12 государствами-членами СНГ 15 апреля 1994 г. и вступило в силу 11 августа 1995 г. — со дня сдачи депозитарию уведомлений от трех Сторон, подтверждающих выполнение государствами — участниками внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. В настоящее время Соглашение о трудовой миграции действует в отношении 10 государств СНГ, за исключением Республики Грузия и Республики Туркменистан. Федеральный закон «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» был принят Государственной Думой 24 марта 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1457). Соглашение вступило в силу для Российской Федерации с 1 сентября 1995 г.

Пока Конвенция СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов не является обязательной для Российской Федерации, ее отношения с другими государствами — участниками СНГ по вопросам сотрудничества в области трудовой миграции на многостороннем уровне продолжает регулировать Соглашение о трудовой миграции с учетом Протокола о внесении изменений и дополнений в указанное Соглашение <1>, подписанного 25 ноября 2005 г. в Москве. ——————————— <1> Бюл. междунар. договоров. 2008. N 8. С. 11. Протокол вступил в силу 15 декабря 2006 г., для Российской Федерации — 27 декабря 2006 г.

В декабре 2009 г. Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ приняла Рекомендации по гармонизации национального законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с незаконной миграцией <1>. Особое внимание обращено на необходимость введения уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, за неоднократное нарушение порядка и правил привлечения и использования иностранной рабочей силы и другие деяния. Также была отмечена потребность в ужесточении административной ответственности за совершение правонарушений в сфере миграции, прежде всего в отношении работодателей, использующих в нарушение установленного порядка иностранную рабочую силу, и юридических, должностных и физических лиц, принимающих (приглашающих) иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением норм миграционного законодательства. ——————————— <1> Постановление Межпарламентской ассамблеи СНГ от 3 декабря 2009 г. N 33-14 // URL: http://www. iacis. ru/html/?id=22&pag;=727&nid;=3.

Новым программным документом Содружества в области предупреждения и предотвращения незаконной миграции стала Программа сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2012 — 2014 годы, утвержденная решением Совета глав государств СНГ от 3 сентября 2011 г. <1>. В ней были определены основные мероприятия по противодействию незаконной миграции. В частности, Межпарламентской ассамблее государств — участников СНГ рекомендовано продолжить принятие нормативных правовых актов, в том числе об усилении уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконной миграцией; о выявлении и конфискации доходов, полученных в результате организации и содействия незаконной миграции; о лицензировании деятельности агентств по трудоустройству граждан за рубежом и туристической деятельности. ——————————— <1> Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=3149.

По странному стечению обстоятельств одна из включенных в Программу рекомендаций (о лицензировании деятельности агентств по трудоустройству) была выполнена за год до ее принятия: Модельный закон «О деятельности частных агентств занятости», в основном посвященный частным агентствам по трудоустройству за рубежом, был принят на 35-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ 28 октября 2010 г. <1>. ——————————— <1> Постановление Межпарламентской ассамблеи СНГ от 28 октября 2010 г. N 35-14 // URL: http://www. iacis. ru/html/?id=22&pag;=801&nid;=1.

Кроме того, 18 октября 2011 г. Советом глав правительств СНГ на заседании в Санкт-Петербурге была одобрена Концепция согласованной социальной и демографической политики государств — участников Содружества Независимых Государств <1>, а также утвержден План мероприятий по реализации второго этапа (2012 — 2015 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года <2>. ——————————— <1> Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=3191. <2> Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=3185.

Основными направлениями согласованной социальной и демографической политики названы: принятие мер по совершенствованию рынка труда, поддержанию эффективной занятости населения и обеспечению баланса спроса и предложения на рынке труда; усиление координации в области регулирования миграционных процессов; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития; принятие мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения (в тех государствах — участниках СНГ, где такие процессы имеют место); обеспечение интеграции иммигрантов и формирования толерантных отношений между ними и принимающим обществом; повышение (расширение) информированности о возможном трудоустройстве в государствах — участниках СНГ. План мероприятий по реализации второго этапа направлен прежде всего на создание и развитие межгосударственного инновационного пространства, а также на формирование условий для создания общего экономического пространства государств — участников СНГ и содержит ряд мер по развитию рынка труда СНГ: согласование проекта Соглашения о принципах сближения законодательства в области занятости населения и трудовой миграции государств — участников СНГ; выполнение мероприятий Комплексного плана; реализация Общих принципов; доработка и согласование проекта Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств — участников СНГ и проекта Приоритетных мероприятий по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы; создание системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест; проведение мероприятий по противодействию незаконной трудовой миграции; разработка проекта документа о паспорте иностранного специалиста на территории СНГ. В заключение можно выделить несколько тенденций, характеризующих современный этап международно-правового регулирования трудовой миграции в СНГ. Основной тенденцией в международно-правовом сотрудничестве государств — участников СНГ в области трудовой миграции на современном этапе является тенденция к гуманизации международно-правового регулирования — смещение акцентов в международно-правовом регулировании с безопасности на развитие и защиту прав трудящихся-мигрантов, что нашло отражение в программных документах СНГ. Другой тенденцией, которая ранее в рамках Содружества Независимых Государств выступала больше как иллюстрация выражения «выдавать желаемое за действительное», можно назвать отражение в международно-правовых актах базовых правил формирования международного регионального рынка труда. Причем указанная тенденция связана с развитием интеграционных начал главным образом в Евразийском экономическом сообществе. Однако формирование общего рынка труда в рамках СНГ остается перспективной целью и на втором этапе реализации Стратегии экономического развития. При этом многосторонние соглашения, заключаемые в рамках СНГ, сохраняют приоритет защиты национальных трудовых рынков. Третья тенденция выражается в сужении сферы действия соглашений по сравнению с универсальными инструментами международного права. К сожалению, оба документа о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Конвенция СНГ и Соглашение ЕврАзЭС) в отличие от Конвенции ООН определяют международно-правовой статус лишь для лиц, законно находящихся на территории государства, при этом работающих только на основании трудового (а не гражданско-правового) договора. Четвертой тенденцией международно-правового регулирования трудовой миграции является увеличение массива международных соглашений и программных документов, а также актов модельного нормотворчества с большей степенью проработки связи документов между собой. Определенная взаимосвязь присутствует в документах, в которых содержится описание направлений сотрудничества в области трудовой миграции, его приоритетов. Руководящие органы СНГ стремятся привести таки е документы к единой системе. Однако пока говорить о наличии стройной системы международно-правовых актов в области трудовой миграции преждевременно.

Bibliography

Shumilov O. V. Mezhdunarodnoe trudovoe i migracionnoe pravo SNG: Ucheb. posobie. M., 2007. Xabrieva T. Ya. Migracionnoe pravo Rossii: teoriya i praktika. M., 2008. Xabrieva T. Ya. Sovershenstvovanie pravovoj bazy SNG i gosudarstv — uchastnikov Sodruzhestva v sfere migracii // URL: www. unionlawyers. ru/international/doklad. doc. Zinchenko N. N. Mezhdunarodnoe migracionnoe pravo: osnovy teorii i praktiki. M., 2011.

——————————————————————