Развитие международного финансового права в условиях интеграции государств

(Волова Л. И.) («Финансовое право», 2011, N 10)

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ <*>

Л. И. ВОЛОВА

——————————— <*> Volova L. I. Development of international financial law in conditions of integration of states.

Волова Лариса Ивановна, заведующая кафедрой международного права Южного федерального университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируется развитие международного финансового права в условиях глобального финансового кризиса. Большое внимание автором уделяется вопросам появления платежных и валютных союзов, а также основным направлениям реформирования существующих международных финансовых организаций.

Ключевые слова: международное финансовое право, валютные отношения, валютные союзы, финансовая интеграция, МВФ, Всемирный банк.

They author of the article analyses development of international financial law in conditions of global financial crisis. The great attention is drawn to the issues of arising of payment and currency unions and also basic directions of reform of the existing international financial organizations.

Key words: international financial law, currency relations, currency unions, financial integration, ICF, World Bank.

В современный период развитие международного финансового права происходит очень активно, поскольку движение товаров и услуг на мировых рынках сопровождается продвижением валютно-финансовых потоков, что находит отражение в национальных платежных балансах. В этих условиях внутригосударственное регулирование финансовых отношений дополняется новыми объектами, что связано с влиянием норм международного права на нормы национального права. Международно-правовые нормы оказывают весьма заметное воздействие на правовое регулирование финансовых отношений во внутригосударственном праве. Доказательством этого является то, что новой тенденцией конца XX в. стало создание платежных и валютных союзов. В их рамках осуществляется сближение финансового законодательства государств-членов, устанавливаются единые требования в денежно-кредитной и платежно-расчетной сфере на территориях государств-участников. Создание «валютного союза» является одной из основных новых форм экономической (валютной) интеграции. Положительную роль в укреплении финансовой интеграции стран-членов играет Валютный союз Европейского союза и Платежный союз Содружества Независимых Государств, учрежденные с целью углубления финансовой интеграции государств-членов, при этом первый действует более эффективно, чем второй. Следует иметь в виду, что для создания эффективно функционирующего валютного союза необходимо учитывать опыт различных регионов, в которых ранее уже были учреждены платежные и валютные союзы. Так, уже успешно действующие платежные и валютные союзы стран Европы, Латинской Америки, Азии и Африки объединяют около ста государств. Валютный союз не является международной организацией и поэтому не имеет своей институциональной структуры. Подтверждением факта дальнейшего развития международного финансового права является также и создание зон «абсолютной валютной стабильности», которые характеризуются тем, что в них установлено требование полного отсутствия колебаний между курсами национальных валют. Зона «абсолютной валютной стабильности» создается путем введения новой, единой для всех государств денежной единицы (в Европейском союзе — евро) взамен национальных единиц и путем учреждения Центрального банка для осуществления единой денежной политики. Практика продемонстрировала возможность создания следующих типов зон абсолютной валютной стабильности <1>: ——————————— <1> Никитина М. С. Понятие экономического и валютного союза // Российский ежегодник международного права. СПб., 2007. С. 253.

Зоны, в которых использование национальных денежных единиц государств-участников допускается в качестве законного средства платежа на территории каждого из них. Примеры таких валютных союзов немногочисленны: Латинский валютный союз (1865 — 1926 гг.), включавший Бельгию, Италию, Францию, Швейцарию и Грецию; Союз Бельгии и Люксембурга 1921 г. Зоны, в которых осуществляется переход государств-участников на денежную единицу одного из них. Примерами такого типа валютных союзов могут служить Союз Баварии и Пруссии (1837 — 1838 гг.) и Союз между Россией и Белоруссией. Зоны, в которых введение государствами-участниками новой единой денежной единицы производится взамен национальных. Примером такого вида варианта объединения является Экономический и валютный союз, созданный в рамках Европейского союза. Для учреждения валютных союзов необходимо принятие государствами-участниками пакета законов. Поэтому в России сейчас ведется разработка ряда законопроектов, направленных на развитие финансового права. В них планируется повышение требований к капиталу финансовых учреждений, установление новых стандартов для финансовых институтов, предусматривается раскрытие объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях. Принятие этих законопроектов дает возможность российской финансовой системе приобрести более устойчивый характер, предотвратить создание финансовых пирамид, избежать новых валютно-финансовых кризисов. Разработке этих законопроектов помогают специалисты в области финансового права, которые понимают, что развитие форм и методов финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики требует доктринального осмысления важнейших финансово-правовых институтов с учетом современных реалий <2>. ——————————— <2> Крохина Ю. А. Влияние международного права на развитие финансового права Российской Федерации // Финансовое право. N 4. 2010. С. 9 — 10; Товмасян Р. Э. Механизм финансово-правового регулирования платежной системы Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств // Там же. С. 26 — 27.

В разрабатываемых законодательных актах для развития норм финансового права, регулирующих движение международных денежных потоков и связанных с ними отношений, предусмотрено создание определенной системы управления этими процессами. В них должны быть созданы механизмы не только регулирования международных финансов, но и контроля над ними. Совершенствование международного финансового права осуществляется и путем умелого сочетания двусторонней и многосторонней форм межгосударственного сотрудничества в сфере валютно-финансовых отношений. Однако число двусторонних договоров и соглашений, заключенных между государствами по финансовым вопросам, во много раз больше, чем многосторонних. В настоящее время двусторонними международными договорами регулируются не только расчеты по внешней торговле, вопросы предоставления финансовой помощи, межгосударственных займов осуществления валютного контроля, но и иные виды. Однако государства в своей валютно-финансовой деятельности пытаются расширить объем многостороннего регулирования международных финансовых отношений. Анализ международно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время регулирование рассматриваемых отношений на двустороннем уровне развивается в следующих формах: во-первых, это международно-правовое регулирование валютных отношений, обслуживающих различные обязательства, вытекающие из внешнеэкономических и иных межгосударственных связей; во-вторых, это самостоятельное регулирование валютных отношений в рамках международных соглашений, специально посвященных вопросам валютного контроля. Двусторонние соглашения о сотрудничестве государств в валютной сфере по субъектному составу можно разделить на три группы: — соглашения о сотрудничестве между двумя государствами. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Швейцарской Конфедерации о техническом и финансовом сотрудничестве от 28 ноября 1995 г. — соглашения о сотрудничестве между одним государством, с одной стороны, и группой государств — с другой. Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейским сообществом и его государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г. — соглашения между государством, с одной стороны, и межправительственной организацией — с другой. Например, Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком, регулирующее деятельность Банка в Российской Федерации, от 6 декабря 2002 г. Развитию международного финансового права содействует также и то, что в настоящее время идет процесс реформирования существующих международных финансовых организаций. Действующие в рамках МВФ международно-правовые нормы постепенно дополняются нормами, предусматривающими усовершенствованный метод регулирования валютных паритетов и валютных курсов и возлагающими на страны — члены МВФ обязанность поддерживать стабильность валютных паритетов и валютных курсов. Создается более приспособленная к современным условиям форма организации финансовых отношений в мировом масштабе. Государства расширяют объем многостороннего регулирования международных финансовых отношений. С этой целью они применяют новые международные финансовые регуляторы, продумывают вопрос об учреждении на межгосударственном уровне органа, уполномоченного координировать международные финансовые отношения, применяют приемлемые для большинства государств международные финансовые стандарты. На межгосударственном уровне обсуждается вопрос о создании специального института как надгосударственного властного международного органа, наделенного правом принимать обязательные для государств-участников решения по вопросам международных финансовых отношений <3>, а также о создании мирового валютного банка, который будет распорядителем всех валютных счетов <4>. Такой орган сможет аккумулировать наиболее конвертируемые валюты и способствовать развитию мировой валютной системы. ——————————— <3> Гейвандов Я. А. О будущем международной валютно-финансовой системы // Регулирование финансовой и банковской систем (научно-практический и учебно-познавательный портал). 2009. <4> Давлиева В. И. Европейский экономический и валютный союз в системе международных валютных отношений: Дис. … к. ю.н. Казань, 2006. С. 30.

Для совершенствования международного финансового права государства начали работу по обеспечению прозрачности международной финансовой деятельности государств. Это очень важно, так как международный валютный рынок непрозрачен и неподконтролен ни одной из международных организаций и имеет место недостаточная прозрачность в управлении финансами отдельных стран. Кроме того, государства вырабатывают более приспособленные к новым условиям правовые средства защиты национальных финансовых систем от отрицательных воздействий зарубежных финансовых кризисов. С этой целью они используют новые формы совместной финансовой деятельности государств; вырабатывают единые или приближенные друг к другу принципы и нормы валютного регулирования. В заключаемых соглашениях государства закрепляют нормы, повышающие их ответственность за последствия финансовой деятельности, за недобросовестную конкуренцию на финансовых рынках. Как известно, в нормах международного права уже закреплены правила ведения добросовестной конкуренции на таких рынках. Государства ставят вопрос о повышении роли Всемирного банка за состояние мировой валютно-финансовой системы. Идет процесс наделения МВФ более широкими полномочиями по надзору за соблюдением государствами-членами правил поведения в финансовой сфере. Государства выступают за принятие мер по усилению взаимодействия МВФ со Всемирной торговой организацией в целях формирования единого пакета международно-правовых актов финансового и валютного законодательства, полностью соответствующего международным стандартам. Государствами предпринимаются шаги по повышению роли обычаев делового финансового оборота в регулировании международных финансовых отношений. С целью недопущения новых финансовых кризисов государствами активизируется деятельность по унификации и сближению финансового законодательства различных стран. Развитию международного финансового права будет содействовать и создание субрегиональной многосторонней валютной системы в рамках ЕврАзЭС на основе решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 11 — 12 декабря 2008 г., а также постепенное введение новых резервных валют. Этому же способствуют результаты саммитов «группы 20» («Большой двадцатки»), которые уже прошли в некоторых государствах. По нашему мнению, будет способствовать развитию международного финансового права и предложение Российской Федерации о создании в Москве мирового финансового центра, который установит деловые связи с известными мировыми финансовыми центрами.

——————————————————————